Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Пятиуровневая модель обученности на основе десятибальной системы оценивания

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно – образовательного процесса, должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

Использование полностью положительной десятибалльной шкалы и соответветствую
щих ей оценочных суждений позволяет решать важную образовательную проблему -    достоверность, доказательность и надёжность диагностики оценки качества образования; повышается достоверность и надёжность процедуры определения фактической степени обученности личности; повышается качество образования в целом, на основе более точного определения достигнутых результатов.

Так же использование десятибалльной шкалы позволяет более эффективно использовать всё многообразие возможных оценочных суждений как фактора стимуляции и положительной мотивации учащихся к учебно – познавательной деятельности; позволяет создать «слабым» и «трудным» учащимся преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и отрицательных баллов, так как в данной шкале они все являются положительными и их нужно определённым образом «заработать».

При использовании полностью положительной десятибалльной шкалы решаются следующие задачи:
 1.  Стимулировать учебно – познавательную деятельность учащихся через 
показ перспективы продвижения по пути познания на основе применения
только положительной шкалы оценивания;
2.  Воспитание трудолюбие и прилежания у учащихся и их положительной
мотивации к учебно – познавательной деятельности на основании
скрупулёзного и добросовестного учёта всех нюансов их учебного труда.
3.  Устранение негативного влияния отрицательных оценок и  соответствующих им оценочных суждений, вследствие их отсутствия, на 
мотивацию учебно – познавательной деятельности учащихся.

Система контроля и оценки позволяет проверить усвоение знаний учащихся и выработку их умений и навыков по конкретному учебному предмету.

Контроль бывает:
текущий – сопутствует процессу становления умений и навыков, проводится  
на первых этапах обучения. Его цель – анализ хода формирования
умений и навыков учащихся. Ученик имеет право на ошибку.
Важен для учителя как средство своевременной корректировки
своей деятельности и предупреждения неуспеваемости учащихся.
тематический – заключается в проверке усвоения программного материала
по каждой крупной теме, а оценка фиксирует результат.
итоговый – проводится как оценка результатов обучения за определённый,
достаточно большой промежуток учебного времени – четверть.

Я считаю нужным и важным создание шкал оценок по предметам по некоторым формам организации контроля обучения в соответствии с видами контроля результатов обучения и на основании документов Минобразования РФ « Контроль и оценка обучения в начальной школе » от 19.11.1998 г., так как оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения, т.е. качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования.

   Шкалы оценок по русскому языку:

  1. диктант, контрольное списывание в соответствии с видами контроля результатов
    обучения / текущий, тематический, итоговый /;
  2. грамматический разбор;
  3. изложение.

   Шкалы оценок по литературному чтению:

  1. чтение стихов наизусть;
  2. письменная работа – текущий контроль;
  3. проверка техники чтения / 1 – 4 класс /.

   Шкалы оценок по математике:

  1. самостоятельная работа, математический диктант – текущий контроль;
  2. проверочная работа – тематический контроль;
  3. контрольная работа – итоговый контроль.

   Шкала оценок за выполнение домашней работы по русскому языку и
   математике.

   Шкала оценок тестовых заданий трёх видов в соответствии с видами контроля
   результатов обучения: текущий, тематический, итоговый:
1. с вариантами ответов;
2. с заданиями на установление соответствия; правильной последовательности
3. предусматривающие самостоятельные ответы, творческие задания.

   Таким образом, правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Здесь представлены уже разработанные шкалы оценок по русскому языку. Остальные шкалы оценок, о которых здесь говорится, находятся в стадии разработки и будут представлены в следующем году.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки.
Русский язык.

Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, пере-
становки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, нерегулируемых правилами, круг которых ограничен программой каждого класса ( слова с непроверяемыми написаниями;
- отсутствие изученных знаков препинания в конце предложения и заглавной
буквы в начале предложения;
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочёты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предло-
жение написано с большой буквы;
- отсутствие « красной » строки;
- неправильное написание одного слова ( при наличии в работе нескольких та-
ких слов ) на одно и то же правило.

Математика.

Ошибки:
- незнание или неправильное применение правил, свойств, алгоритмов, лежащих в основе выполнения задания, или используемых в ходе его выполнения
- неправильный выбор действий, операций, неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений.
Недочёты:
- неправильное списывание данных ( чисел, знаков, обозначений, величин );
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа;
- ошибки в записях математических терминов, символов;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков.

Шкала оценок по русскому языку ( письменно). Диктант. Контрольное списывание.

Шкала оценок по русскому языку ( письменно ). Изложение.

Шкала оценок по русскому языку ( письменно ).
Грамматическое задание  / не более 2 видов разбора /.

Следующий: