Сущность кейсовой технологии. Конспект урока с применением кейсовой технологии по теме Типы информационных моделей

Цель урока:  рассмотреть различные типы информационных моделей
Тип урока: деловая игра с применением кейсовой технологии

Задачи урока:

Обучающие:
обобщение и систематизация знаний и практических умений работы с программными продуктами при изучении нового учебного материала;

Развивающие:

  • развитие приемов умственной деятельности;
  • развитие творческой познавательной деятельности;
  • развитие умений планировать и контролировать свои действия, умений оценивать результаты своей работы;
  • развитие умения анализировать ответы своих товарищей;
  • создание условий для развития у школьников умения работать во времени;

Воспитывающие:
воспитание навыков самостоятельной работы, основ коммуникативного общения, воспитание уверенности в собственных силах, воспитание самостоятельности, воспитание информационной культуры учащихся.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия “модель”, “моделирование”;
  • виды моделей.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры различных моделей;
  • знать отличительные признаки различных моделей.

Методы:

  • информационный (словесный);
  • наглядный;
  • иллюстративный;
  • деловая игра;
  • элементы проблемно-поискового.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, практическая работа.

Ход урока

1. Организационное начало урока
2. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос

  • Что такое модель?
  • Какие бывают модели?
  • Какие свойства воспроизводит любая модель?
  • Сколько моделей можно создать при описании Земли? Приведите примеры.
  • Что является информационной моделью части земной поверхности: описание дерева; глобус (Земли); рисунок дома; карта местности или  схема метро.
  • Вставьте пропущенное слово. «Можно узнать незнакомого человека, если есть … его внешности»: а) план; б) описание; в) макет; г) муляж; д) схема.
  • Приведите примеры моделей, с которыми вам приходилось иметь дело на уроках в школе.
  • Для чего модели используются человеком?
  • Используя Приложение 1, расскажите, по какому признаку проклассифицированы модели, для какой цели они используются, какие свойства реального объекта воспроизводит каждая модель. Приведите свои примеры для этого же реального объекта, указав при этом их назначение и свойства, которые отражены в приведенной вами модели.

3. Изучение нового материала
Итак, мы с вами повторили основные понятия, связанные с темой «Моделирование», вспомнили одну из классификаций видов моделей, а именно виды моделей по способу представления.
Кроме этого, существуют  и другие классификации моделей.  Сегодня на уроке мы рассмотрим еще одну –  «Виды моделей по области использования»:
При этой классификации рассматривается  цель  использования моделей (см. Приложение 2)

  1. Учебные модели –  наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие  программы.
  2. Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии  проектируемого объекта.  По-другому опытные модели называют натурными и используют для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик.  Например, модель корабля испытывается в бассейне для определения устойчивости судна при качке, а уменьшенная копия самолета «продувается» в аэродинамической трубе для изучения обтекаемости. Модель гидростанции еще при разработке проекта помогает решить гидротехнические, экологические и многие другие проблемы.
  3. Научно-технические модели создают для исследования процессов и  явлений.  К ним можно отнести, например, прибор, имитирующий разряд молнии, и модель двигателя внутреннего сгорания.
  4. Имитационные модели не просто отражают реальность, а имитируют ее. К примеру, в ряде опытов на мышах испытывается новое лекарственное средство, чтобы выявить побочное действие и уточнить дозировки. Подобный метод выбора правильного решения называется методом проб и ошибок.
  5. Игровые модели – это экономические, спортивные, деловые игры. Они инсценируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. Игровые модели позволяют оказывать психологическую помощь больным либо разрешать конфликтные ситуации.

4. Постановка ситуационной задачи
Сейчас мы с вами попробуем смоделировать деловую игру.
Предлагается следующая ситуация деловой игры: “На Земле работала научная экспедиция инопланетян. Над территорией, где размещался палаточный лагерь экспедиции, пронесся ураган. Результаты исследований инопланетян, представленные в виде информационных моделей, были повреждены. Научно-исследовательские группы должны восстановить поврежденные модели”.
Каждая группа получает кейс с необходимыми материалами.
Кейс – это ситуационная задача и информация для ее решения, размещенные в специальной папке (в бумажном или электронном варианте).

Ваша задача – изучить материалы кейса и выполнить поставленные перед вашей группой практические задания.
1. Первая группа по словесному описанию создаст уничтоженную ураганом  графическую модель человека (Приложение 3);
2. Вторая группа ученых будет восстанавливать модель системы “Музей растений”(Приложение 4);
3. Третья группа восстановит математические модели, собранные из научной печати землян (Приложение 5);
4. Четвертая группа восстановит табличную модель (Приложение 6);
5. Пятая группа займется восстановлением генеалогического дерева (Приложение 7)
На все время исследования вам отводится – 10 минут.

5. Работа в группах
6. Заслушивание отчетов. Взаимооценка и самооценка работы групп
7. Закрепление изученного материала
Итак, мы с вами познакомились с основными типами информационных моделей. Давайте еще раз их повторим и запишем в тетрадь определения. (Используется Приложение 8)
Для закрепления материала используется интерактивный тест (см. Приложение 9)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Было ли вам интересно работать? Что понравилось? Что не понравилось?

9. Информация о домашнем задании.

  1. Знать основные определения по теме «Моделирование», «Типы информационных моделей». Подготовиться к тестированию.
  2. Составить информационную модель вашего класса. Какие параметры для информационной модели своего класса вы бы предложили? Какой тип информационных моделей вы для этого будете использовать?

Приложение10

Список использованных ресурсов

  1. Жесткова С. С. Кейсовая технология на уроках информатики http://festival.1september.ru/
  2. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006
  3. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Теория / Под ред. Н. В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2004
  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К Хеннера: Том 1 – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
  5. Информатика. Тестовые задания. / Кузнецов А. А., Пугач В. И., Добудько Т. В., Матвеева Н. В. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003
  6. Когда возник кейс-метод и как развивался http://www.casemethod.ru/
  7. Цифровые ресурсы к учебникам http://school-collection.edu.ru/
  8. Часовитина С. Н. «Кейс» как интерактивный метод обучения. http://festival.1september.ru/

Следующий: