Ступеньки к открытию…

У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он вдруг “
останавливается”, “замирает” и, оглядываясь назад или, строя планы на будущее,
задает себе вопрос: “А что есть жизнь?” И стараясь мысленно представить момент
старта, определив свою пройденную дистанцию, даёт ей разные объяснения: жизнь –
это миг, жизнь – это вечность, жизнь – это радость. А как бы я ответила на этот
вечный вопрос?

Анализируя небольшой отрезок своей жизни, наверное, бы так: “ Жизнь – это
труд”. Причем труд, который вытекает из потребности изменить саму жизнь, наше
будущее. Может на первый взгляд показаться, что это глубокая философия, но ведь
будущее зависит от нашего сегодняшнего настоящего. Ради труда, который будет
создавать условия для общения с миром и собой, будет направлен мною на
исследование внутреннего и внешнего мира ,приведет к взаимообогащению, доставляя
радость и себе и другим, и стоит жить.

Жизнь дана каждому человеку, в том числе и учителю, но как неповторима и
удивительна она. В чем её прелесть? В единстве с детьми, с этими маленькими
человечками, которые каждый день окружают тебя, заставляя то радоваться, то
огорчаться, удивляться и что-то доказывать. Жизнь, каждая частичка которой
наполнена любовью. Причем любовью, которая создавала бы благоприятную почву для
развития и становления личности ребенка, заботливую и доверительную атмосферу в
его внутреннем мире. Как подтверждение этому, слова Я.А.Коменского “ Сначала
полюби, потом научи”.

Как садовник выращивает в цветнике цветы, удобряя почву и очищая её от
сорняков, так и учитель создает из маленьких человечков– мыслителей,
математиков, инженеров, да и просто хороших, честных людей. Только ли это их
объединяет? Оказывается нет. Главное, результат к которому стремятся и садовник
и учитель один – создать то, чтобы могло принести людям радость. И самое
главное, связь между учителем и учениками взаимна, приносящая обоим плоды.
Ученик становится личностью, а учитель в этом творческом труде
самосовершенствуется, развивая свою чувственную сферу, интеллектуальный
потенциал и, работая над становлением воли учится верить не только в своих
учеников, но и в самого себя. А в результате этого сотворчества создается основа
бутона, пока ещё нераскрывшегося цветка, но имеющего чашечку из трех основных
лепестков: Любви, Знаний, Красоты. Каков будет этот цветок ? Чахленький, робкий
или крепкий, сильный и красивый зависит от той доли совместного творческого
труда учителя и его учеников, который не раз проверит строгий судья– жизнь.

Я – учитель биологии и считаю, что наша наука самая интересная, она
подпитывает у детей любовь к окружающему миру, красоте, помогает найти себя в
этом огромном пространстве жизни. Знакомство с природой будит любознательность
ребенка, помогает понять многое , приучает видеть вокруг удивительный мир, на
каждом шагу разгадывать его загадки и тайны. Ребенок с момента рождения, каждый
день делает открытия, только с той разницей, что эти открытия не для
человечества, а для данного маленького человека. Очень важно и дальше развивать
эту познавательную активность, стимулируя стремление учиться, преодолевая
трудности, активно включая учащихся в творческую, исследовательскую
деятельность.

Великий педагог В.А.Сухомлинский отмечал важность органического единства
интеллектуального мира, труда и природы. Эта мысль красной нитью проходит через
публикации методистов Д.И.Трайтака, В.М.Пакуловой, Н.М.Луцкой и др.,
выражающаяся посредством прямой связи (“природа – общество – сознание”).

Практика работы в школе вселяет уверенность в том, что исследовательская
деятельность может быть освоена только в действии и это действие направляет
учитель.



Исследовательская деятельность – это не альтернатива школьной программе, это
– “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает в школе, это одна из
форм учебного процесса.

Любому специалисту, знакомому с литературой по этой проблеме, хорошо
известно, что в современных книгах и статьях по исследовательскому обучению
довольно подробно и даже несколько однотипно представлена этапность процесса
учебно-исследовательского поиска ребенка. При этом практически без внимания
остается одна из важнейших и наиболее сложных в методическом отношении задач –
включение ребенка в исследовательскую деятельность (зарождение самой идеи
поиска).

Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой
объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской,
где мастер (учитель) вовсе не передает свои знания и умения незнающему и
неумеющему (ученику), а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает
творческий процесс. В нём принимают участие все, в том числе и сам мастер. В
рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не
меньше, может даже и больше сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого
к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию
и творческой деятельности.

Существует некий общий алгоритм процесса.

1-й этап. “Индуктор” – начало, мотивирующее творческую деятельность
каждого. Это апелляция к ассоциативному и образному мышлению. Это может быть
задание вокруг слова, предмета, воспоминания – чаще всего неожиданное для
учеников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.

2-й этап. “Работа с материалом” – с текстом, природным материалом,
моделями, схемами. Своеобразное изобретение велосипеда.

3-й этап. “Социализация” – соотношение своей деятельности с
деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге, просто
представление всем какого-либо промежуточного, а потом и окончательного
результата своего труда. Задача “ социализации” не столько оценить работу
другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

4-й этап. “ Разрыв” – кульминация творческого процесса. “Разрыв” как
озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию явления. И
здесь проявляется информационный запрос , у каждого свой. Нужны словари,
энциклопедии, учебники, компьютер. То, что обычно мы “спускаем” ученику в
традиционном преподавании предмета, он запрашивает сам, ищет самостоятельно, с
помощью товарища, учителя, родителя.

5 этап. “Рефлексия” – последний обязательный этап. То, чему нам
просто необходимо научиться. Самоанализ. Не оценочные суждения “это – хорошо”, “
это – плохо”, а анализ движения собственной мысли, чувства, знания,
мироощущения. Главное отличие этой “ творческой мастерской” от традиционного
урока в том, что у последнего главный принцип – “ Делай как я, делай лучше
меня”, а закон мастерской – “ Делай по-своему, исходя из своих способностей и
интересов и своего личного опыта. И корректируй себя сам”. Один из главных
принципов работы “ мастерской”– принцип выбора. Выбора объекта, вида
деятельности, способа предъявления результата и т.д. Без выбора нет свободы.

Работа с детьми – дело моей жизни. Мне доверено научить их самостоятельности,
развить в них чувство человеческого достоинства, умение найти себя в нашей
трудной, но прекрасной жизни, научить их любить себя и окружающий мир. Ведь
только любовью держится и движется жизнь.




Следующий: