Структурно-логические схемы на уроках географии

Представленная мною тема не новая, но актуальная. Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.

Цели:

  • Изучить технологию и систематизировать методы составления логических схем.
  • Определить роль логических схем в обучении географии.
  • Совершенствовать учебно-воспитательный процесс через внедрение различных методов составления опорных схем и конспектов.
  • Обобщить опыт работы по внедрению данной технологии.

Введение

Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Наглядность на уроке играет большое значение. География – такой предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Действительно, сложно изучать какой-либо объект, не увидев его своими глазами. Но показать все невозможно, да и нецелесообразно. Ведь у ребенка должно развиваться и абстрактное мышление.

Наиболее важными средствами наглядности являются те, которые создаются непосредственно на уроке. Данные средства наглядности выполняют функцию конспектирования материала. В процессе подготовке домашних заданий они выступают в качестве опорных звеньев в повторении пройденного материала. К таким средствам можно отнести пояснительные рисунки, листы опорного сигнала (по системе В.Ф. Шаталова), опорные конспекты, моделирование, графические конспекты. Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения. Учитель – это подлинный творец и автор каждого конкретного урока, даже если он готовил его, используя методические пособия, т.е. изучая и заимствуя опыт коллег.

Первобытный человек, выбивая на скале незамысловатые фигуры, кодировал доступную ему информацию. Человек современный, захлестываемый информационным валом, вынужден пойти по тому же пути. Все обширнее становится пласт знаний, который обозначается символами. Только сейчас это уже не петроглифы на серых камнях, а знаки, высвечивающиеся на экранах мониторов. Изменился характер начертания, иные в них вкладываются смыслы, но суть остается прежней. Мы идем «назад, в будущее»

Обозначения-символы всегда были необходимы для передачи опыта, учения. Использование специальных значков в точных науках считалось делом обычным, но математик В.Ф.Шаталов, предложив свои опорные сигналы, которые нашли место применения и в других школьных дисциплинах. С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание.

Не стоит только повторять ошибок прошлого. Надо исключить саму возможность заявлений о самодостаточности опоры в учебном процессе (всегда целостного и многоаспектного), а любые предлагаемые схемы работы с ним рассматривать как один из многих возможных вариантов.

Чем отличаются эти методы и что в них общего?

2. Основная часть.

В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения одна из них технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов) – ЛОС или ЛОК. Схемы связей, учителя используют постоянно. Многими учителями предметниками эта технология хорошо разработана и успешно применяются на различных школьных предметах.

Изучаемый объект заменяется символическим изображением (опорным сигналом) – наиболее понятным графическим обозначением. Основной учебный материал преподносится в виде схем. О роли логических схем в обучении географии писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что «схемы учат выделять главное, отыскивать и устанавливать логические связи, помогают ученику усваивать урок».

Заглянем в историю. Опорные сигналы в системе В.Ф.Шаталова — весьма оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.

Логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе учителя, служат образцом, на основе которого формируются эти приемы у школьников. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин), ориентирует школьника на краткое и точное изложение сущности усваиваемых знаний. Частота опроса, предусмотренная системой В.Ф.Шаталова, гораздо выше, чем в обычных классах.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ?! В.Ф.Шаталов объясняет так: «Начнем с самого простого: буква в слове – это опорный сигнал. Если бы она существовала сама по себе, независимо от всех остальных, то тогда бы ее следовало назвать просто сигналом. Но в том-то и дело, что, составляя слово, мы опираемся на каждую уже написанную и на все вместе, помним о них. Буква – опора. Буква – сигнал. Но разве только буквы! Опорные сигналы – это и слоги, и слова, цифры и числа, формулы и правила, да разве все перечислишь? Вот и получается, что в памяти каждого современного человека хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих ему восстанавливать при необходимости усвоенную информацию. Известны и специальные мнемонические приемы, своеобразные опорные сигналы, которые придуманы для того, чтобы облегчить запоминание. “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Кто не обращался к этой фразе, чтобы точно воспроизвести порядок цветов в радуге? Информацию можно закодировать и более экономным способом, например с помощью аббревиатур. Неожиданность и экономность – принципы, на которых строятся и наши опорные сигналы».

Действительно, применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее прослушанную информацию. Но чтобы определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята школьником. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания каждым школьником данного фрагмента.

Что такое ЛОК? Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно.

Назначение ЛОК заключается в следующем: создать у учащихся четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции; помочь учащимся запомнить основной материал. В ЛОК указываются следующие элементы содержания лекции: главные понятия и их основные признаки; причинно-следственные связи; общие черты характеризуемых объектов; направления развития, каких либо процессов; самые яркие факты, характеризующие экономико-географические объекты, явления или процессы. Подготовка логических опорных конспектов учителем включает конструирование схемы, показывающей логико-понятийную структуру содержания лекции, т.е. систему основных теоретических знаний, и самые значимые и интересные факты.

Основные требования к ЛОК – лаконичность, структурность, компактность, расположения учебного материала, простота изображения и доступность для понимания; выделение основного материала цветом, величиной знаков; словесная форма отображения учебного материала с использованием сокращений, графиков, диаграмм, стрелок, символов.

Если мы хотим научить детей самостоятельно составлять опорные конспекты, необходимо провести специальный урок, цель которого – познакомить учеников с понятием «опорный конспект», с различными формами его записи.

Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе. Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).

Учитель строит ЛОК в процессе изложения лекции на доске цветными мелками или с помощью комплекта заранее подготовленных транспарантов. Учащиеся же приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключительной части лекции на основе такого конспекта идет краткое повторение и обобщение ключевого материала. Предполагается и самостоятельное дополнение ЛОК в процессе домашней проработки конспекта лекции и текста учебника. С этой целью на схеме ставятся вопросы: где? Почему?

Объяснение учебного материала по конспекту не превышает в среднем 15-20 минут. В оставшееся время можно разнообразить деятельность учащихся на уроке: поставить конкретную задачу и решить ее, провести анализ карт атласа, поработать с текстом учебника, статистическим материалом и т. д.

Графический конспект – это визуальная интерпретация учебного материала, изложенного учителем и выполняемого учащимися в процессе восприятия рассказа или объяснения преподавателя. Он применяется на занятиях с целью повышения эффективности обучения, а результатом является модель физического процесса или природного объекта.

В отличие от педагогических схем и готовых иллюстраций графический конспект позволяет учащимся составить индивидуальный рисунок, который с легкостью остается в визуальной памяти и воспроизводится на контрольных работах и срезах. Графический конспект составляется поэтапно. Сначала учитель сопровождает изложенный материал рисунком на доске. Затем предлагает школьникам самостоятельно достроить рисунок, основываясь на полученной информации.

Использование в учебном процессе графического конспекта имеет следующие преимущества:

  • Обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить изложенную тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Эта проблема усугубляется, если монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса.
  • Построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания.
  • В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе непосредственно не выражены.
  • Графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.
  • Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления учащихся.
  • Построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика.

Моделирование – это особый исследовательский процесс. Благодаря знаково-графической системе оно становится наиболее эффективным учебным приемом, который обеспечивает наиболее быстрое и осознанное усвоение материала, развивает все психические процессы и опирается на психолого-педагогические закономерности обучения.

Моделирование это письменная работа, которую учащиеся выполняют в процессе рассказа учителя или самостоятельной работы. Модель не выполняют заранее, ее выстраивают по ходу работы. В этом ее главное отличие от учебного рисунка и опорной схемы, которые дополняют объяснение учителя и даются в готовом виде. В составлении опорной схемы главное внимание уделяется символическому и словесному способам, а при моделировании подключается рисуночный и графический способы подачи учебной информации, не исключая вышесказанных, тем самым обогащается арсенал средств и способов подачи учебной информации.

Моделирование формирует у учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Моделирование применяется для:

  • Мотивации учебной деятельности;
  • Изучения нового материала;
  • Проверки знаний, умений и их обобщения.

На уроках могут быть использованы различные виды моделей: описательные, конструктивные, эвристические.

Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее. Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний, эвристические – на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию.

Модель обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снимать перегрузку психики учащихся. Использование приема моделирования способствует изучению темы более быстрыми темпами, а также обеспечивает полноценное приобретение и применение знаний. Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий, выполнение заданий творческого характера.

Работать по данной технологии в классах интересно и увлекательно. Создание листов опорных сигналов и обучение по ним — это творческая работа. Но для того чтобы ученики могли использовать листы опорных сигналов и составлять их впоследствии самостоятельно, нужна система. Составление ЛОС (ЛОК) целесообразно как при изучении физической географии, так и экономической.

Хочу поделиться своим опытом работы по данной технологии.

Для того чтобы научить детей работать по опорным схемам (конспектам), необходимо в первую очередь научить умению выделять главное: целое или частное, определять причинно-следственные связи. Над этим я начинаю работать в 5 классе на уроках природоведения. По программе в 5 классе природоведение 2 часа в неделю, это позволяет уделить достаточно времени на отработку навыков умения работать с учебником, выделять ключевые слова, главную мысль, затем заносить данные в таблицу. Так мы не только учимся работать с текстом учебника, мы учимся правильно составлять и оформлять таблицу. Такую работу можно организовать, используя учебник А.А.Плешакова и Н.И.Сонина по темам: «Планеты», «Гипотезы о возникновении Земли», «Суша планеты», «Жизнь на разных материках» и др. Кроме того, мы работаем с предметными рабочими тетрадями, задания в них учат выражать свои мысли четко, коротко, лаконично, выделяя главное.

В курсе 6 класса, мною используются готовые опорные конспекты, которые я составляю сама и предлагаю учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. (Приложение 1) Учитывая сокращение часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.

Учащиеся, работая с опорным конспектом, привыкают и запоминают условные знаки, сокращения. Учатся строить опорные схемы самостоятельно, например по теме «Ветер» — бриз, муссоны и др.

В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически (от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан, тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется таблицей. Народы и страны – опорный конспект. (Приложение 2)

В 8-9 классе учащиеся продолжают работу по составлению опорных схем и конспектов. Наиболее удачное применение технологии опорных схем при изучении темы «Природные районы» (Приложение 3 у автора). В курсе «Экономической географии» наиболее удачное применение опорных конспектов по теме «Экономическое районирование». (Приложение 4 у автора) Основные положения плана характеристики даются в виде фактического материала с вытекающим из него выводом, что позволяет сделать конспект более обоснованным, логически правильным.

Составление опорных конспектов помогает учителям и учащимся правильно ориентироваться в большом потоке информации при наличии нескольких учебников разнопланового уровня, т.к. нет единого учебного пособия по данному курсу, и приходится пользоваться несколькими учебниками.

В курсе 10-11 класса учащиеся могут работать как по схемам, так и самостоятельно или под руководством учителя составлять опорные конспекты на основе лекционного материала. (Приложение 5 у автора)

Ученики достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.

3. Заключение

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет, сжато записать любую лекцию.

Эффективность предлагаемой методики подтверждается результатами обучения, а также положительными отзывами учителей, использующих данную методику.

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

Четырехлетний опыт моей работы по данной методики показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.

Сегодня появились новые веские аргументы в защиту опорного конспекта.

  1. Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело составленным текстом – будущее. А ведь по большому счету ОК – это реклама учебного материала.
  2. Все более широкое применение в обучении находят компьютеры. Компактная опора весьма органична на экране монитора. Ее легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. Компьютер дал возможность организовать информацию, преподносимую ученику как гипертекст. Информация может быть избыточна на несколько порядков, но не захлестнет ученика. Тот, пустившись в свободное плавание, при помощи ссылок выбирает свой путь, по которому ему продвигаться вперед хочется и нравится. Отправной точкой в этом путешествии может служить опорный конспект — идеальная Главная страница раздела или темы. Вызывает удивление, что составители электронных наглядных пособий не обратили внимания на эту уникальную возможность ОК.

Внедрение различных технологий обучения не означает, что они заменят традиционную методику предмета. Технологии применяются не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества на технологическом уровне.

Следующий: