Структурирование недели географии в школе как проблема режиссуры целостного педагогического явления

В методике обучения географии
предметная неделя или декада рассматривается
как комплексное мероприятие, сочетающее в себе
разнообразные формы внеурочной работы [1, с.138].
Популярность этой “мегаформы” объясняется
возможностью системно концентрировать усилия,
направленные на достижение целей и задач
среднего географического образования. Однако в
публикациях, касающихся структуры недели
географии, как правило, предлагается лишь
распределение по дням суммы единичных
мероприятий, объединенных общей тематикой. Такой
уровень методической разработки не обеспечивает
композиционного единства комплекса; без сквозного
действия
(К.С. Станиславский) целостность
недели в значительной степени формализуется.
Оптимальной для реализации потенциала
рассматриваемой формы представляется ее
разработка как законченного режиссерского
действия. Это предполагает:

  • определение сверхзадачи (К.С. Станиславский)
    недели географии;
  • вычленение в структуре недели последовательных
    смысловых отрезков, имеющих специфические
    задачи, подбор фактов для важнейших событий
    (Г.А. Товстоногов — В.А.Ильев), определяющих логику
    построения недели;
  • разработку выразительных средств и
    художественных деталей отдельных эпизодов –
    конкретных средств последовательного развития
    педагогического общения с участниками недели на
    каждом из отрезков действия.

“Сверхзадача есть то, ради чего
художник хочет внедрить свою идею в сознание
людей, то, к чему стремится в конечном счете. …Она
– выражение его идейной активности” [7, с.61].
Следовательно, традиционно принимаемое главной
задачей проведения недели географии развитие
“отраслевого” познавательного интереса
учащихся не может служить сверхзадачей. Ее
постановку следует осуществлять в плоскости
приоритетности воспитательного,
аксиологического компонента школьного
географического образования (отметим, что такое
смещение акцента является чрезвычайно важным
для современной методики обучения географии в
целом [6; 8]). Поскольку круг участников недели
гораздо шире и разнороднее, чем ученический на
уроке, обязательным условием создания ее
режиссерской партитуры является учет
необходимости параллельной работы на ряд
сверхзадач разных уровней (см.: [5, с.94]).
Опираясь на мысль Г.А. Товстоногова о
структуре спектакля, педагог-режиссер В.А. Ильев
предложил выделять в качестве этапов развития
сквозного режиссерского действия урока четыре
события: исходное, основное, центральное и
главное [4, с.58-59]. Очевидно, эта схема применима и
для общего структурирования недели географии
как целостного педагогического явления.
Исходное событие, по Ильеву,
– “вхождение в тему”, инициирующее интенсивную
работу ума и сердца школьников. Оно
соответствует начальному этапу общения, коммуникативной
атаке
педагога (В.А. Кан-Калик). Поэтому не
представляется адекватным отказ от проведения
открытия недели (декады) как отдельного
мероприятия [2, с.76], наполнение первого дня
сообщением о порядке проведения недели на
общешкольной линейке и выставкой газет,
плакатов, ребусов и кроссвордов [9, с. 58].
Основное событие (завязка)
является периодом ответной реакции учеников, их
активной творческой деятельности. На этом этапе
недели нецелесообразно выбирать опорными делами
кинолекторий, выставки, игры типа “Поле чудес” и
т.п. Мероприятия с доминирующей направленностью
на пассивное восприятие,
репродуктивно-познавательного и
развлекательного характера (“Географический
вечер для школьников ІХ-ХІ классов… В первом
отделении – игра (… “Что? Где? Когда?”,
“Счастливый случай”), во втором – дискотека” [9,
с.58]) не работают непосредственно на сверхзадачу.
Отметим, впрочем, что для достижения цели
приоритетны стиль и способ организации
взаимодействия; отсутствие формализма здесь
более значимо, чем собственно выбор формы.
Кажущиеся сугубо познавательными формы при их
реализации как коллективных творческих дел
(И.П. Иванов) эффективно решают комплекс
воспитательно-развивающих задач [3, с.27-28].
Центральное событие в
композиции целостного педагогического явления
– “критическая точка поворота сквозного
режиссерского действия к личности учащихся” [4,
с.62]. Напряженная умственная и душевная работа
участников недели, питаемая последовательной
цепью конфликтных фактов (В.А. Ильев), наконец
порождает открытие – момент личностного
переживания, обусловленного сверхзадачей
центрального факта, ведущий к изменениям в
иерархии субъектных ценностей, системе
отношений личности. Соответственно, в структуре
предметной недели именно в этом отрезке нужно
ставить мероприятие, по смысловой нагрузке
максимально приближенное к идее сверхзадачи, с
яркой проблематикой конфликтных фактов и
надлежащей концентрацией выразительных средств.
Изложенные требования опять-таки сужают круг
традиционно используемых при проведении недели
форм и делают необходимой тщательнейшую
инструментовку опорного дела.
Наконец, осмысление и закрепление идеи
сверхзадачи происходит в главном событии.
Поэтому оно должно провоцировать внимание
учителя
[4, с.59]. Вручение грамот и сувениров
особо отличившимся участникам [9, с.59], выпуск
фотогазеты [2, с.76] не заменят общей аналитической
деятельности и “эмоциональной точки” недели;
если неделя действительно была насыщенной, а
дела ее личностно значимыми для воспитанников
(т.е. если сверхзадача реализовалась), ее отдельно
разработанное закрытие представляется
необходимым заключительным этапом целостного
педагогического явления.
Предлагаемая схема является общей
моделью структурирования предметной недели
(декады). Разумеется, режиссура каждой конкретной
недели будет иметь специфические черты,
обусловленные особенностями учебного заведения,
ученического контингента, педагогов,
поставленных задач. Но именно логика
структурирования представляется наиболее
стабильной, системообразующей основой
режиссерской разработки рассматриваемой
“мегаформы”.



Литература

  • Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В.
    Внеурочная работа по географии / Под ред. И.И.
    Бариновой. – М.: Просвещение, 1988. – 157с.
  • Жильников А.В. Неделя географии в школе //
    География в школе. – 1998. – №4. – С.76-78.
  • Иванов И.П. Энциклопедия коллективных
    творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.
  • Ильев В.А. Технология театральной педагогики в
    формировании и реализации замысла школьного
    урока. – М.: АО “Аспект Пресс”, 1993. – 127с.
  • Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.
    – М.: Просвещение, 1987. – 190с.
  • Копилець Є.В. До питання про ціннісну складову
    змісту шкільної географічної освіти //
    Модернізація і реформування середньої, вищої і
    післядипломної географічної та картографічної
    освіти в країнах СНД: досвід, проблеми,
    перспективи: Матеріали ХІІ Міжнародного
    наук.-метод. семінару, Харків, 8-12 вересня 2003р. –
    Вінниця: Антекс-У Лтд., 2003. – С.88-91.
  • Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.
    Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302с.
  • Рыжаков М.В. Обучение географии и воспитание
    личности: от совершенствования к обновлению //
    География в школе. – 1990. – №5. – С.27-30.
  • Тименко Л.В. Декада географии // География в
    школе. – 1993. – №2. – С.58-59.



  • Следующий: