Структурирование курса географии по законам режиссуры как средство воспитания экологических ценностных ориентаций шестиклассников

Среди школьных предметов, призванных
осуществлять экологическое воспитание
подрастающего поколения, на особое место
претендует география. Именно она предоставляет
ученикам уникальную возможность изучения
природы, населения и хозяйства в комплексе их
взаимосвязей, ей принадлежит ведущая роль в
освещении большинства аспектов глобальной
экологической проблемы. Начало систематического
изучения географии (6 класс), по данным ряда
психологических исследований, приходится на
возрастной период, для которого характерны особо
личностное восприятие проблем охраны природы и
активное проявление желания принимать участие в
соответствующей практической деятельности.

Перспективным путем повышением эффективности
экологического воспитания подростков в обучении
географии является его организация на основе
ценностного подхода (Н.Ф. Винокурова, В.Н.
Кудрявцев, В.В. Николина, Е.А. Шульпина, В.А. Щенев и
др.). Аксиологическая доминанта в обучении
подразумевает его направленность прежде всего
на формирование ценностных ориентаций
школьников. Однако многоаспектность
целеполагания в реальном учебно-воспитательном
процессе, акцент образовательных стандартов и
программы на собственно предметном наполнении
курса географии затрудняют обеспечение
целостности воспитания экологических
ценностных ориентаций.

Одним из средств обеспечения композиционного
единства целостных единиц
учебно-воспитательного процесса является
использование при их структурировании
закономерностей режиссерского построения
театрального спектакля. Основу указанного
подхода составляет учение К.С. Станиславского о
сверхзадаче и сквозном действии [7; 8]. Обобщив
опыт ряда режиссеров и театральных педагогов,
учителя-новатора Е.Н. Ильина, В.А. Ильев предложил
выделять в композиции урока четыре важнейших
события. Исходное событие – “вхождение в
тему”, инициирующее интенсивную работу ума и
сердца учеников. Основное событие – завязка,
период активной творческой деятельности, поиска
и отстаивания учениками собственной позиции. Центральное
событие
– кульминация. Напряженный умственный
и душевный труд школьников воплощается в
личностное открытие, ведущее к изменениям в
иерархии их субъектных ценностей, системе
отношений. Осмысление и закрепление этих
личностных изменений происходит в главном
событии
[2, с. 58-63].

Применение указанной модели оказалось
продуктивным и для структурирования более
объемных сегментов педагогического процесса, в
частности, предметной недели [6]; аналогичная
схема структурирования применялась при создании
композиции сбора по методике И.П. Иванова и его
последователей [1]. Очевидно, ее возможно
распространять на ряд целостных педагогических
явлений, целостных единиц
учебно-воспитательного процесса. Попытаемся
использовать схему В.А. Ильева для
структурирования курса географии 6 класса
соответствии с действующей программой для
украинских школ), обеспечивая таким образом
целостность процесса воспитания экологических
ценностных ориентаций подростков в процессе
изучения предмета.

Обусловленную экологической направленностью
обучения сверхзадачу можно сформулировать как
“Хочу, чтобы мы жили в гармонии с природой!”.
Стремление к ней, воплощенное в сквозном
действии, должно неразрывно пронизывать
изучение всего предусмотренного программой
материала. Одновременно сквозное действие
сталкивается с контрсквозным: характерной
чертой географии является определенный
ресурсизм в восприятии природы. Столкновением
противоположных тенденций порождается
противоречие. Это стимулирует оценочную
деятельность школьников, ведущую к формированию
собственной позиции.

На материале введения и главы І
“Географическое познание Земли”, изучение
которого соответствует исходному событию,
учитель намечает воспитанникам идею
сверхзадачи, органически связывая с ней
направленность географии как науки и школьного
предмета. Изучая географическое познание Земли в
прошлом, шестиклассники одновременно должны
постигать специфику отношений “человечество –
окружающая среда” в разные исторические
периоды. От исторического ракурса проблемы
осуществляется органический переход к
настоящему и будущему.

Этап основного события воплощается в изучении
потенциально богатых на экологическую
информацию тем главы ІІІ “Географическая
оболочка и ее составляющие” – “Литосфера”,
“Атмосфера”, “Гидросфера”, материал которых
раскрывает сущность и механизмы природных
процессов и рассказывает о конкретных объектах,
их значении для жизни и хозяйственной
деятельности человека, антропогенных изменениях
геосфер. Изучение указанных тем следует
направить на осознание и присвоение подростками
широкого ряда ценностей природы, в частности,
витальной / валеологической
(санитарно-гигиенической и рекреационной),
хозяйственной (практическо-экономической),
познавательной, моральной, эстетической,
историко-культурной и
гражданско-патриотической, а также ее
самоценности [5]. Поскольку, согласно данным
исследований С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, ведущая
роль в формировании стойкой мотивации
экологически оправданного отношения к природе
принадлежит непрагматическому взаимодействию с
природными объектами, их субъектному восприятию,
особого внимания заслуживают именно
нематериальные ценности природы и ее внутренняя
ценность.



Темы “Биосфера” и “Географическая оболочка”
содержат материал о мире живой природы,
являющемся для подростков особо личностно
значимым и привлекательным. В то же время в них
изучаются взаимосвязи различных компонентов
окружающей среды, природные комплексы разных
рангов, экологические проблемы географической
оболочки. Именно эта составляющая курса
географии 6 класса наиболее благоприятна для
присвоения учениками нематериальных ценностей
природы. Сквозное действие доходит до
кульминации: школьники личностно постигают, что
отношение к природе как к совокупности ресурсов
не исчерпывает ее ценностного содержания, оно
уже угрожает существованию самого человечества
и биосферы в целом – и в то же время является
доминирующим признаком восприятия природы на
современном этапе общественного развития.
Подростки находят в сверхзадаче курса ценности,
соответствующие собственным; происходит
присвоение сверхзадачи. Это центральное событие.

Осмысление и закрепление личностного открытия
(этап главного события) происходит на материале
главы IV “Земля – планета людей” и главы V
“Человек и географическая оболочка”. Они
содержат сведения об антропогенной нагрузке на
географическую оболочку, обобщают информацию о
природопользовании и изменении природы под
влиянием хозяйственной деятельности.

Единственный компонент программы, не
совпадающий с общей направленностью сквозного
действия, – глава ІІ “Земля на плане и карте”.
Ослабление линии сквозного действия возможно
уменьшить путем частичной интеграции содержания
главы с материалом предыдущей –
“Географическое познание Земли”, имеющим
достаточное ценностное наполнение,
использованием учебных заданий с использованием
экологической информации, формированием
соответствующих образов изображенных на карте
объектов.

Предлагаемую модель структурирования курса
географии 6 класса возможно использовать при
создании соответствующего учебника,
направленного на воспитание экологических
ценностных ориентаций подростков [4], она
является ориентиром для выбора технологий,
методов, приемов, средств обучения и воспитания,
обеспечивает целостность, системность урочной и
внеурочной работы по предмету [3]. В настоящее
время перспективы внедрения методики
экологического воспитания шестиклассников,
базирующейся на изложенном выше подходе к
структурированию курса, изучаются рядом школ
Полтавской области.

Литература

1. Дмитренко Т.Г., Крамарева Е.В. Режиссура
коммунарского сбора как средство формирования
профессиональной позиции будущих учителей //
Проблемы освоения театральной педагогики в
профессионально-педагогической подготовке
будущего учителя: Материалы Всесоюз. науч.-пр.
конференции / Гл. ред. И.Ф. Кривонос. – Полтава, 1991.
– С. 238-242.

2. Ильев В.А. Технология театральной педагогики
в формировании и реализации замысла школьного
урока : Уч. пособие. – М.: АО “Аспект Пресс”, 1993. –
127 с.

3. Копилець Є.В. Вимоги до програм з
географічного краєзнавства у контексті
організації екологічно орієнтованої діяльності
учнів // Проблеми безперервної географічної
освіти і картографії: Зб. наук. праць. – К.:
Інститут передових технологій, 2006. – Вип. 6. – С.
111-114.

4. Копилець Є.В. Виховання екологічних ціннісних
орієнтацій підлітків засобами підручників із
загальної географії: сучасний стан проблеми //
Впровадження сучасних технологій навчання
географії у шкільній, вищій, післядипломній
освіті: Матеріали Всеукр. наук.-пр. семінару. –
Полтава: ПОІППО, 2006. – С. 35-40.

5. Копилець Є.В. Екологічні цінності у змісті
шкільної географічної освіти // Шкільна
географічна освіта: проблеми і перспективи: Зб.
наук. праць за матеріалами наук.-пр. конференції /
За ред. В.П. Корнєєва, Т.Г. Назаренко. – К.: ДНВП
“Картографія”, 2006. – Вип. І. – С. 107-111.

6. Копилец Е.В. Структурирование недели
географии в школе как проблема режиссуры
целостного педагогического явления // http://festival.1september.ru

7. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9 т. –
М,: Искусство, 1989. – Т. 2. Работа актера над собой. Ч.
І. Работа над собой в творческом процессе
переживания. – 511 с.

8. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 9 т. –
М,: Искусство, 1991. – Т. 4. Работа актера над ролью.
Материалы к книге. – 399 с.




Следующий: