Структура населения мира


Цель:

  1. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и усвоению
    знаний об особенностях полового, возрастного, этнолингвистического,
    религиозного состава населения мира.
  2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника.
  3. Выполнять задания из блока добывания знаний и умений, составлять вопросы
    по теме. Дополнять друг друга, отвечать на вопросы.
  4. Работать над умением записывать информацию путем составления
    развернутого плана, схем-конспектов, таблиц.
  5. Воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, ответственность,
    самостоятельность.

Оборудование:

  • учебник Максаковского В.П., атлас для 10 класса;
  • задания из блока добывания знаний и умений № 5. 6, 7, 8 стр. 77;
  • настенная карта «Политическая карта мира»;
  • полуватманы для выполнения заданий и для представления своей работы;
  • карточки на столы с номером вопроса и памятками для работы на
    практикуме;
  • карты оценки полезности урока;
  • маркеры, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока: практикум.

Эпиграф:
«Я слушаю, и я забываю,
Я вижу, и я делаю,
Я делаю, и я понимаю».

Древнекитайская мудрость.

Ход урока

I. Организационный момент.

Деление учащихся класса на группы – 4 группы – по количеству вопросов новой
темы.

II. Изучение нового материала.

Постановка целей перед учащимися. (Приложение. Слайд
1)

План (Слайд 2):

  1. Половой состав.
  2. Возрастной состав.
  3. Этнолингвистический состав.
  4. Религиозный состав.

Этапы урока.

Инструктаж по заданиям (Слайд 3)

Задания группам.



1. Половой состав.

Составить опорный конспект в виде схем, таблиц. Представить свою работу.
Составить вопросы другим группам.

Вопросы:

- Во всех ли возрастных группах соотношение мужчин и женщин одинаково?

- Формирование полового состава населения в различных странах неодинаково.
Назовите причины этих различий. Приведите примеры. (Читайте текст учебника.)

Задание № 5, стр. 77. Блок добывания знаний и умений.

2.Возрастной состав: влияние на трудовые ресурсы.

- Докажите, что это так!

Задание № 6. Рисунок 14 и 13, стр.57.

- Докажите, что типы воспроизводства населения влияют на его возрастной
состав.

3.Этнолингвистический состав: сложные проблемы.

Вопросы:

- По каким признакам классифицируют народы?

- В каких случаях возникают однонациональные государства?

- Какие проблемы существуют в многонациональных государствах?

Задание № 7, стр.77.

4. Религиозный состав: три мировые религии.

Вопросы:

- Назовите, самые распространенные мировые религии.

- Приведите примеры стран, где распространены национальные религии.

- Как влияют религии на жизнь людей?

Задание № 8, стр. 77.

Инструктаж по карточкам «Как работать на практикуме». (Слайд 4)
(Приложение 1)



Карточка оценки работы на практикуме. (Слайд 5)

Учебная деятельность учащихся.

Учащиеся, распределенные в начале урока по группам (4 группы – по количеству
вопросов плана) получают задания на карточках.

Каждая группа работает по одному вопросу, в который входит выполнение
задания, изучение текста учебника, ответы на вопросы.

Одновременно с подготовкой своего основного задания, группа готовит вопросы
трем другим по их теме, заранее просматривая ее в тексте учебника или слушая при
ответе группы.



Готовясь к освещению своего вопроса, учащиеся в группе самостоятельно
распределяют работу (основное задание, составление вопросов и т.д.). При
подготовке, учащимся предложено в тетради любым удобным для них способом
(таблица, схема, план) зафиксировать исследуемый материал. Одновременно они
готовят для защиты демонстрационный материал на полуватмане в виде схем, таблиц.

Когда работа по подготовке завершена, начинается обмен информацией, мнениями,
вопросами. Учащиеся одной группы могут дополнять друг друга. Но это не запрещено
и другим участникам обсуждения.

Затем задаются вопросы отвечающим других групп.

По ходу урока оцениваются результаты работы учащихся по форме:

Список учащихся Основное задание Умение задавать вопросы Умение отвечать на вопросы Умение дополнять

Учащиеся по очереди рассказывают изученный материал и задавая, друг другу
вопросы, обсуждая их вслух.

III. Закрепление. (Слайды 9-13)

IV. Итог.

В конце урока учащиеся вместе с учителем делают основной вывод об
особенностях полового, возрастного, этнического и религиозного состава населения
мира. Учитель анализирует, комментирует их ответы, объявляет оценки, собирает на
проверку конспекты, таблицы.

V. Рефлексия.

Учащиеся заполняют «Карту полезности урока». (Приложение
2)

Оценивают свою работу на уроке. (Приложение 3)

VI. Домашнее задание.

Тема 3, §2, стр.60-64. Повторить из курса 9 класса тему «Миграция населения».




Следующий: