Строение клеток живого организма. Митохондрии, пластиды, клеточные включения. 10-й класс


Цель: интеграция учебного материала по теме «Строение клетки», как способ синхронизированного обучения, направленный на развитие познавательного интереса.



Обучающая

  • Систематизация знаний
  • Формирование стереофонического видения проблемы
  • Использование знаний по смежным дисциплинам на интегрированном уроке

Развивающая

  • Активизации познавательного интереса
  • Логического мышления
  • Коммуникативных навыков

Воспитательная



  • Чувства уважения к мнению окружающих
  • Осознанного отношения к процессу познания
  • Деятельного отношения к происходящим событиям

Тип урока: Интегрированный с элементами проблематизации, метапредметный урок.

Оборудование: Модели «Строение растительной клетки», «Строение живой клетки». Музыка Вивальди. Натюрморты голландских живописцев. Микроскопы, оборудование для проведения эксперимента – подготовка микропрепарата, дидактический материал, Мультимедийная презентация «Строение клетки»

Ход урока

І этап – Организация класса.

II этап – Актуализация знаний.

Учитель: Несколько уроков назад, кажется совсем недавно, мы начали изучать тему, знакомую нам с 6-го класса. Ещё с 6-го класса мы знаем, что цитология – это наука о клетке, а клетка – это структурная и функциональная единица жизни на Земле. На протяжении нескольких уроков мы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории.

На сегодняшнем уроке мы продолжим и завершим изучение клетки. Но для начала кратко вспомним историю развития клетки и создание клеточной теории, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле.

Клетка. Кто она такая? Задумываемся мы с вами, каждый наш урок. Маленький комочек слизи, который можно увидеть лишь в микроскоп или мельчайшая частица Вселенной, в которой умещается все понятия жизни? Чтобы лучше понять это, давайте вернёмся мысленно и зрительно в те далёкие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка».

XVII век – век застоя и открытий, противоречий и взлётов в науке, искусстве, литературе.

XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всём: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит эта чудодейственная музыка великого композитора Вивальди, который жил и творил в это время. Звучат «Времена года», а это и шум весеннего ручейка, и щебет птиц в голубом небе. На экране – работы голландских пейзажистов XVII века и здесь вы видите прекрасные картины природы.

В этом же веке появилось целое племя прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. Кого вы сможете назвать? Какие события произошли в биологии, совершившие переворот в воззрениях на строение живых существ?

1665 год – английский физик Роберт Гук (1653 – 1703) рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление, а что именно… Итальянец Галилео Галилею создал прибор по имени «микроскоп», помог увидеть нечто весьма интересующие весь свет.

1680 год – голландский исследователь природы Антони ван Левенгук открывает клетки животных – простейших.

О, этот XVII век – век причудливых превращений и великих открытий чудной музыки Вивальди, которая звучит на сегодняшнем уроке. Музыка эта не подвластна времени, как и эти прекрасные пейзажи голландских художников, развешенные на доске. Неподвластны эти творения времени, потому, что в нотах этой музыки, в красках этой живописи звучит истинная философия жизни, в основе которой лежит клетка, открытая в этом же XVII веке.

Много времени прошло с тех пор, отшумел XVII век, на смену пришёл XVIII, потом XIX век. Это время в науке было наполнено новыми открытиями, фактами и противоречиями. Итальянец Мальпиги, англичанин Грючех Пуркине, немцы Шлейден и Швани внесли свой вклад в историю изучения клетки.

К 30-м годам XIX века накопилось немало информации, фактов, новых знаний о клетке, которые необходимо было систематизировать и обобщить. Это сделали выдающиеся деятели цитологии XIX века Шлейден и Шванн.

Сегодня в XXI веке многое сделано для получения полной картины о строении клетки. Основные аспекты в изучении клетки можно представить вот такой логической цепочкой.

Основные аспекты изучения строения клетки:

III этап. Используя знания о строении клетки, составьте кластер «Строение клетки»

Проблемный вопрос: Является ли клетка оптическим прибором?



Для решения этой проблемы знания каких дисциплин нам понадобятся?

Биология

  1. Методы исследования клетки:
  2. ультрацентрифугирования
  3. световая микроскопия

Химия

  1. Фосфолипиды в составе мембраны:
  2. гидрофильные и гидрофобные вещества

Физика

  1. Свет
  2. Световая волна
  3. Линзы

Учитель: Для осуществления процессов жизнедеятельности клетки необходимо большое количество энергии. Этим её обеспечивает митохондрии.

Митохондрии — энергетические центры клетки. Это очень мелкие, но хорошо видимые в световом микроскопе тельца (длина 0,2— 7,0 мкм). Они находятся в цитоплазме и значительно варьируют по форме и числу в разных клетках. Жидкое содержимое митохондрий заключено в две трехслойные оболочки, каждая из которых имеет такое же строение, как и наружная мембрана клетки. Внутренняя оболочка митохондрии образует многочисленные впячивания и неполные перегородки внутри тела митохондрии . Эти впячивания называются кристами.

Включения клетки — все структуры цитоплазмы клетки. Обычно в клетке их подразделяют на 3 группы: постоянные, или органоиды, осуществляющие общие функции клетки (например, Митохондрии, Гольджи комплекс, Хлоропласты); временные, или параплазматические, образования, появляющиеся и исчезающие в процессе обмена веществ (например, секреторные гранулы, питательные вещества, жир, крахмал и др.); специальные, или метаплазматические, образования, имеющиеся в некоторых специализированных клетках, где они выполняют частные функции, например сокращения (миофибриллы мышечных клеток), опоры (тонофибриллы в клетках эпидермиса).

IV этап. групповая работа

I. Физики

  1. В чём отличие светового микроскопа от электронного?
  2. Почему возникла идея использования в микроскопе вместо луча света поток электронов?
  3. Понятие оптической системы. Схематично изобразите принцип её работы.

II. Химики

  1. Какие молекулы органических веществ присутствуют в мембране клеток?
  2. Как свойства липидов влияют на функции, выполняемые цитоплазматической мембраной?
  3. Какова роль углеводов, расположенных на поверхности белковых молекул в мембране?

III. Биологи

  1. Каково строение и функции хлоропластов? (Лабораторная работа «Хлоропласты в клетках листа растений» и «Хромопласты в клетках плодов растений»).
  2. Чем отличаются хлоропласты растений разных экологических групп?
  3. Какова роль пластид и клеточных включений?

Вопрос: Можно ли считать клетку оптической системой? Подведение итогов работы групп по алгоритму:

Инструктаж учителя:

  1. Работая в группах, учащиеся готовят ответ на 3 вопроса.
  2. Соблюдается регламент выступления-3 мин.
  3. При ответе соблюдается:
  • А) Логика
  • Б) Ответ развёрнутый
  • В) Наглядность

Критерии оценки учащихся:

  1. «5»- все требования соблюдены
  2. «4»-нет чёткой логики в изложении
  3. «3»-не все вопросы раскрыты

V этап. Рефлексия

«Радуга чувств»
«Эмоции — это чёткий показатель на правильном ли мы пути …».

II «Радуга чувств»
«Мысли создают эмоции…»

VI этап – Домашнее задание

  1. Повторить блок-схему «Общий план строения клетки».
  2. Подготовить мини-сочинение на тему «Моё путешествие в мир клетки».



Следующий: