Строение клеток эукариот. Строение клеточной оболочки


Тип урока:

комбинированный.

Методы:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический
  • Проблемно–поисковый

Цели урока:


Образовательная: развивать знания учащихся о
строении клеток эукариот и применять их на
практических занятих.

Развивающая:

1. Совершенствовать у учащихся умения работать
с дидактическим материалом.
2. Развивать мышление учащихся, предлагая задания
для сравнения клетки растений и клетки животных
с выявлением схожих и отличительных признаков.

Обеспечение урока:

  • Плакат “Строение цитоплазматической
    мембраны”.
  • Карточка–задание к уроку “Строение клеток
    эукариот”.
  • Раздаточный материал: (строение
    прокариотической клетки, типичная растительная
    клетка, строение животной клетки).
  • Межпредметные связи:

    ботаника, зоология,
    анатомия и физиология человека.

    План урока



    1. Организационный момент 5 мин.

  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка списочного состава учащихся.
  • Сообщение темы и целей урока.
  • Изучение нового материала
  • .

    1. Разделение организмов на про– и эукариоты. (Словесный
      метод) 10 мин.
    2. Строение клеток растений и животных. (Самостоятельная
      работа с использованием раздаточного
      дидактического материала. Осуществление
      наглядного, практического и
      проблемно–поискового методов). 35 мин.
    3. Строение оболочки клеток (Словесный и наглядный
      метод). 20 мин.
    4. Поступление веществ в клетку (Словесный метод) 10
      мин.

  • Закрепление изученного материала
  • (Словесный
    метод) 5 мин.

  • Домашнее задание
  • 5 мин.

    II. Изучение нового материала

    Разделение организмов на про – и эукариоты.

    По форме клетки необычайно разнообразны: одни
    как шарики, другие как звездочки со многими
    лучами, третьи вытянутые и т.д. Различны клетки и
    по размеру – от мельчайших, с трудом различимых в
    световом микроскопе, до прекрасно видимых
    невооруженным глазом (например, икринки рыб и
    лягушек). Любое яйцо, в том числе гигантские
    окаменевшие яйца ископаемых динозавров, которые
    хранятся в палеонтологических музеях, тоже были
    когда–то живыми клетками. Зато если вести речь о
    главных элементах внутреннего строения, все
    клетки схожи между собой [5]


    Организмы.

    Прокариоты (бактерии и сине–зеленые
    водоросли).
    Эукариоты (растения, жи вотные, грибы).

    Отличия Прокариот от Эукариот

    .

    1. Эукариоты имеют настоящее ядро: генетический
      аппарат эукариотной клетки защищен оболочкой,
      схожей с оболочкой самой клетки.
    2. Включенные в цитоплазму органоиды окружены
      мембраной.
    3. Прокариоты (от лат. Pro–перед, раньше, вместо и
      греч. karyon– ядро), организмы, клетки которых не
      имеют ограниченного мембраной ядра–все
      бактерии, включая архибактерий и цианобактерии.
      Общее число видов прокариот около 6000. Аналог
      ядра– структура, состоящая из ДНК, белков и РНК.
      Генетическая система прокариот (генофор)
      закреплена на клеточной мембране и
      соответствует примитивной хромосоме.
      Размножаются прокариоты без выраженного
      полового процесса. Прокариоты способны
      осуществлять ряд физиологических процессов,
      например, некоторые прокариоты фиксируют
      молекулярный азот. [1] После вступительной беседы
      учащиеся рассматривают строение
      прокариотической клетки, сравнивая основные
      особенности строения с типами эукариотической
      клетки. (Рис.2)

      Эукариоты – это высшие организмы, имеющие
      четко оформленное ядро, которое обладает
      оболочкой (кариомембраной), эта оболочка
      отделяет его от цитоплазмы. К эукариотам
      относятся все высшие животные и растения, а также
      одноклеточные и многоклеточные водоросли, грибы
      и простейшие. Ядерная ДНК у эукариот заключена в
      хромосомах. Эукариоты обладают ограниченными
      мембраной клеточными органоидами. [1]

      1. Строение клеток растений и животных.

    Клетка любого организма представляет собой
    систему. Она состоит из 3–х взаимосвязанных
    между собой частей: оболочки, ядра и цитоплазмы.

    При прохождении ботаники, зоологии и анатомии
    человека вы уже знакомились со строением
    различных типов клеток, давайте немножко с вами
    повторим. (Рис.1;задание 1) [6]

    Строение и функции органоидов
    растительных и животных клеток

    Таблица заполняется по раздаточному
    материалу (Рис. 4), (Рис.3).

    Органоиды клетки

    Строение органоидов

    Функция

    Присутствие органоидов в клетках

    растений

    животных

    Хлоропласт Представляет собой разновидность
    пластид.
    Окрашивает растения в зеленый цвет, в
    нем происходит фотосинтез

    +

    Лейкопласт оболочка состоит из двух элементарных
    мембран, внутренняя из них, врастая в строму,
    образует немногочисленные тилакоиды.
    Окрашивает растения в желтый цвет,
    синтезирует и накапливает крахмал.

    +

    Хромопласт пластид с жёлтой, оранжевой и красной
    окраской, окраска обусловлена пигментами –
    каротиноидами
    Бесцветное окрашивание растения

    +

    Вакуоль Занимает до 90 % объема зрелой клетки,
    заполнена клеточным соком
    Функция питания

    +

    Микротрубочки Состоят из белка тубулина, расположены
    около плазматической мембраны
    Участвуют в отложении целлюлозы на
    клеточных стенках, участвуют в перемещении в
    цитоплазме различных органоидов. При делении
    клетки микротрубочки составляют основу
    структуры веретена деления

    +



    +

    Плазматическая мембрана Состоит из билипидного слоя,
    пронизанного белками, погруженными на различную
    глубину.
    Барьер, транспорт веществ, сообщение
    клеток между собой

    +



    +

    Гладкий ЭПР Система плоских и ветвящихся трубочек. Осуществляет синтез и выделение
    липидов

    +

    +

    Шероховатый ЭПР Название получил из–за множества
    рибосом, находящихся на его поверхности
    Синтез белков, их накопление и
    преобразование для выделения из клетки наружу

    +

    +

    Ядро Окружено двойной ядерной мембраной,
    имеющей поры. Наружная ядерная мембрана образует
    непрерывную структуру с мембраной ЭПР. Содержит
    одно или несколько ядрышек.
    Носитель наследственной информации,
    центр регуляции активности клетки.

    +

    +

    Клеточная стенка Состоит из длинных молекул целлюлозы,
    собранных в пучки, называемые микрофибриллами.
    Внешний каркас, или защитную оболочку,
    обеспечивает тургор растительных клеток

    +

    +

    Плазмодесмы Мельчайшие цитоплазматические каналы,
    которые пронизывают клеточные стенки.
    Объединяют протопласты соседних клеток

    +

    Митохондрии Содержат ферменты для синтеза АТФ.
    Внутренняя мембрана митохондрий образует
    многочисленные складки.
    Аккумулятор энергии, осуществляет
    аэробное дыхание.

    +

    +

    Аппарат Гольджи Состоит из стопки плоских мешочков,
    называемых цистернами
    Синтезирует полисахариды

    +

    +

    Лизосомы Пузырьки, содержащие концентрированные
    гидролитические ферменты, которые становятся
    активными в кислой среде
    Участвуют в растворении веществ,
    попавших в клетку

    +

    +

    Рибосомы Состоит из двух неравных субъединиц –
    большой и малой, на которые может диссоциировать.
    Место биосинтеза белка

    +

    +

    Эндоцитозный пузырек Содержит слишком большие молекулы Содержит слишком большие молекулы,
    которые не могут проникнуть через мембрану
    способами диффузии или активного транспорта

    +

    Цитоплазма Состоит из воды с большим количеством
    растворенных в ней веществ, содержащих глюкозу,
    белки и ионы.
    В ней расположены другие органоиды
    клетки

    +

    +

    Микрофиламенты Волокна из белка актина, обычно
    располагаются пучками вблизи от поверхности
    клеток.
    Играют важную роль в подвижности клеток

    +

    Секреторный пузырек много в клетках, активно синтезирующих
    вещества, например, в клетках островков
    Лангерганса
    Выносит вещества за пределы клетки

    +

    Центриоли Могут входить в состав митотического
    аппарата клетки. В диплоидной клетке содержится
    две пары центриолей.
    Участвуют в процессе деления клетки у
    животных

    +

    Пероксисома Группа пузырьков, известных как
    микротела
    Важна для замедления старения клеток

    +

    Микроворсинки Выступы плазматической мембраны Увеличивают наружную поверхность
    клетки, микроворсинки в совокупности образуют
    кайму клетки

    +

    Выводы

    1. Растительная клетка в своем составе имеет:
    клеточную стенку, пластиды и вакуоли, присущие
    только этому типу клеток.

    2 . Клеточный центр, центриоли, микроворсинки
    присутствуют только в клетках животных
    организмов.

    3. Все остальные органоиды характерны как для
    растительных, так и для животных клеток.

    Строение оболочки клеток.

    Клеточная оболочка располагается снаружи
    клетки, отграничивая последнюю от внешней или
    внутренней среды организма. Ее основу составляет
    плазмалемма (клеточная мембрана) и углеводно–белковая
    составляющая
    , имеющая различную толщину, в
    зависимости от царства организма (животная или
    растительная клетка) и от местонахождения клетки
    в многоклеточном организме. [2]

    Оболочка клетки

    Наружный
    слой

    Внутренний слой

    У растений называется
    клеточной стенкой.
    У животных называется
    гликокаликсом.
    Называется плазматической
    мембраной, одинаковый для животных и растений.

    Функции клеточной оболочки:

  • Оболочка клетки поддерживает форму клетки и
    придает механическую прочность как клетке, так и
    организму в целом
  • Защищает клетку от механических повреждений и
    попадания в нее вредных соединений
  • Осуществляет узнавание молекулярных сигналов
  • Регулирует обмен веществ между клеткой и средой
  • Осуществляет межклеточное взаимодействие в
    многоклеточном организме.[2]
  • Функция клеточной стенки

    :

    • Представляет собой внешний каркас – защитную
      оболочку.
    • Обеспечивает транспорт веществ (через
      клеточную стенку проходит вода, соли, молекулы
      многих органических веществ).[3]

    Наружный слой поверхности клеток
    животных, в отличие от клеточных стенок растений
    очень тонкий, эластичный. Он не виден в световой
    микроскоп и состоит из разнообразных полисахаридов
    и белков. Поверхностный слой животных клеток
    называется гликоликсом, выполняет функцию
    непосредственной связи клеток животных с
    внешней средой, со всеми окружающими ее
    веществами, опорной роли не выполняет.

    Под гликокаликсом животных и
    (растительной) клеточной стенкой растений
    расположена плазматическая мембрана, граничащая
    непосредственно с цитоплазмой. В состав
    плазматической мембраны входят белки и липиды.
    Они упорядоченно расположены и соединены друг с
    другом химическими взаимодействиями. Молекулы
    липидов в плазматической мембране расположены в
    два ряда и образуют сплошной билипидный слой.
    Молекулы белков не образуют сплошного слоя, они
    располагаются в слое липидов, погружаясь в него
    на разную глубину. Молекулы белков и липидов
    подвижны.[3]

    Функция плазматической мембраны:

  • она образует барьер, отграничивающий
    внутреннее содержимое клетки от внешней среды.
  • транспорт веществ.
  • обеспечивает вязь между клетками в тканях
    многоклеточных организмов [4]
  • 2.4 Поступление веществ в клетку.

    Поверхность клетки не сплошная. В
    цитоплазматической мембране есть
    многочисленные мельчайшие отверстия – поры,
    через которые, с помощью ферментов, внутрь клетки
    могут проникать ионы и мелкие молекулы. Кроме
    того, ионы и мелкие молекулы могут попадать в
    клетку непосредственно через мембрану.
    Поступление ионов и молекул в клетку – не
    пассивная диффузия, а активный транспорт,
    требующий затрат энергии. Транспорт веществ
    носит избирательный характер. Избирательная
    проницаемость клеточной мембраны носит название
    полупроницаемости. [4]


    Поступление
    веществ в клетку

    Фагоцитоз
    (поступление твердых веществ)

    Пиноцитоз
    (поступление жидких веществ)

    Путем фагоцитоза внутрь клетки
    поступают: крупные молекулы органических
    веществ, например белков, полисахаридов, частицы
    пищи, бактерии. Участие принимает плазматическая
    мембрана. В том месте, где поверхность клетки
    соприкасается с частицей какого-либо плотного
    вещества, мембраны прогибаются, образуют
    углубление и окружают частицу, которая в
    “мембранной упаковке” погружается внутрь
    клетки. Образуется пищеварительная вакуоль, и в
    ней перевариваются поступившие в клетку
    органические вещества. [3]

    Путем фагоцитоза питаются: амебы,
    инфузории, лейкоциты животных и человека.

    Лейкоциты поглощают бактерии, а также
    разнообразные твердые частицы случайно попавшие
    в организм, защищая его таким образом от
    болезнетворных частиц. Клеточная стенка
    растений, бактерий и сине–зеленых водорослей
    препятствует фагоцитозу, и потому этот путь
    поступления веществ в клетку у них, практически,
    отсутствует.

    Через плазматическую мембрану в
    клетку проникают и капли жидкости, содержащие в
    растворенном и взвешенном состоянии
    разнообразные вещества.

    Поглощение жидкости в виде мелких
    капель напоминает питье, и это явление было
    названо пиноцитозом. Процесс поглощения
    жидкости сходен с фагоцитозом. Капля жидкости
    погружается в цитоплазму в “мембранной упаковке”.
    Органические вещества, попавшие в клетку вместе
    с водой, начинают перевариваться под влиянием
    ферментов, содержащихся в цитоплазме. Пиноцитоз
    широко распространен в природе и осуществляется
    клетками всех животных организмов. [3]

    III. Закрепление изученного материала.

    1. На какие две большие группы разделяются все
      животные организмы по строению ядра?
    2. Какие органоиды свойственны только
      растительным клеткам?
    3. Какие органоиды свойственны только животным
      клеткам?
    4. Чем различается строение оболочки клеток
      растений и животных?
    5. Два способа поступления веществ в клетку?
    6. Значение фагоцитоза для животных?

    Список использованной литературы

    :

    1. Большой энциклопедический словарь “Биология”,
      под редакцией М.С. Гилярова, Научное издательство
      “Большая Российская Энциклопедия”, Москва 1998
    2. Е. Тупикин “Общая биология с основами экологии
      и природоохранной деятельности”, Москва
      ПроОбрИздат, 2001
    3. Ю.И. Полятинский “Общая биология для 9–10
      классов средней школы”
    4. Захаров В.Б. “Общая биология для 10–11 классов”,
      Москва “Дрофа”, 2003
    5. “Энциклопедия для детей, Биология, том 2”,
      Москва, “Аванта +”, 1999
    6. Р.А. Петросова “Дидактический материал по общей
      биологии”, Минск ООО “Белфарпост”, 1997



    Следующий: