Строение клетки

Цель: создание педагогической ситуации,
способствующей обучению, развитию и воспитанию
обучающихся при изучении строения и функций
клетки и ее органоидов.

Задачи.

Образовательные:

1) продолжить формирование знаний об
органоидах клетки;

2) продолжить развитие у учащихся умения
сравнивать строение различных клеточных
структур, аргументировано объяснять причины их
сходства и различия;

Воспитательные:

1) воспитывать всесторонне развитую
компетентную личность через использование
знаний основных понятий цитологии для
объяснения клеточного уровня организации живой
материи и положений клеточной теории;

2) содействовать формированию научного
мировоззрения на основе познаваемости и
общности законов живой природы;

Развивающие:

1) развивать мыслительную деятельность,
общеучебные умения и навыки – работа с текстом и
структурно-логической схемой;

2) формировать познавательный интерес учащихся
к изучению проблем цитологии

Тип урока

изучение и
первичное закрепление нового материала

Формы организации учебной деятельности


презентация, фронтальная, индивидуальная.

Приемы обучения

: рассказ, беседа, работа со
структурно-логической схемой, текстом и
электронными иллюстрациями (приложение
2).

Метод обучения

  • словесный – рассказ учителя с элементами
    беседы;
  • словесно-наглядный – демонстрация презентации;
  • рефлексия- закрепление, самооценка.

Оборудование:

компьютер, экран,
проектор, рабочие листы со структурно-
логической схемой (приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент.

Мотивация учащихся

— для чего нам нужен этот
материал?

Для безопасного существования в природе надо
знать законы, по которым развивается природа.
Человек – составная часть природы, а так же
является частью живой материи. Составной частью
живой материи является клетка, о которой мы
сегодня будем говорить.

2. Вводное слово учителя.

Клетка – удивительный и загадочный мир,
который существует в каждом организме, будь то
растение или животное. Иногда организм
представляет собой одну клетку, но чаще он
состоит из миллионов клеток.

На прошлом уроке мы знакомились с клеточным
уровнем организации жизни. А сегодня объектом
нашего изучения будет клетка.

3. Постановка проблемных вопросов:

- Что называют клеткой?

- Определить основные компоненты клетки и ее
органоиды

- Какие органоиды клетки являются мембранными и
немембранными?

4. Выбор учащимися цели урока и заполнение
структурно-логической схемы

.

Тема урока “Строение клетки” — (слайд № 1).

Выберите для себя цель урока: (слайд 2).

1. Углубить знания о строении клетки.

2. Познакомиться со строением и функциями
органоидов клетки.

3. Узнать что-то новое.

5. Изучение новой темы

В процессе объяснения вы будете как обычно
заполнять структурно- логическую схему.

Ребята, рассмотрите схемы растительной и
животной клетки (слайд 3). Выявите структурные
элементы, характерные как для растительной, так и
для животной клетки.

- Какие же структуры общие для всех видов
клеток?

Ответ: (цитоплазма, мембрана, ядро).

Несмотря на большое разнообразие форм, клетки
обладают удивительным сходством в своих главных
структурных и процессуальных свойствах. Все
процессы жизнедеятельности: дыхание, фотосинтез,
биосинтез органических веществ — идут в клетках
сходным образом не зависимо от того, являются ли
эти клетки одноклеточными организмами или они
выступают как части многоклеточного организма.

Вопрос: О чем это свидетельствует?

Ответ: (Это свидетельствует о единстве живого
мира).

При всем многообразии форм организация клеток
всех живых организмов подчинена единому
структурному принципу.

Основными функциональными частями клетки
являются: ядро, мембрана, цитоплазма.

Основные компоненты клетки. Приложение
1

6. Закрепление.

Задание. На основании текста учебника и
иллюстрации (слайд
17) заполните таблицу “Сравнение клеток
животных и растений”.

Общие признаки:

  • единство структурных систем – ядро, мембрана,
    цитоплазма;
  • сходство процессов обмена веществ;
  • передача наследственности.

Отличительные признаки:


Признаки Растительная клетка Животная клетка
Способ питания

Автотрофное

Гетеротрофное

Синтез АТФ

В хлоропластах,
митохондриях

В митохондриях

Пластиды

Хлоропласты,
лейкопласты, хромопласты

-

Оболочка клетки

Клеточная
стенка целлюлозная

Биомембрана

Вакуоли

Крупная,
заполненная клеточным соком

-

7. Подведение итогов.

Выставление оценки за самостоятельную работу
заполнение таблицы “Сравнение растительной и
животной клетки”.

Рефлексия.

Заполнение листа самооценки:


Разделы изучаемой темы Степень усвоения
Знаю Могу дать определение Имею представление Не знаю
Что называют клеткой
Определить основные компоненты
клетки
Определить органоиды клетки
Какие органоиды клетки являются
мембранными
Какие органоиды клетки являются
немембранными
Самооценка: (по 5-ти
бальной системе) -
Оценка учителя:

8. Домашнее задание.

§ 20-21 — читать, ответить на вопросы после
параграфа подготовить структурно-логическую
схему к воспроизведению (слайд 18).

Следующий: