Строение и функции органов дыхания

Цели:

  • дидактическая – изучить органы дыхания,
    строение и функции органов дыхания;
  • психологическая – совершенствование у
    учащихся приемов умственной деятельности,
    развитие творческого мышления, познавательного
    интереса к предмету биологии, отработка приемов
    рефлексии, развитие памяти, внимания.
  • воспитательная – развитие коммуникативных
    способностей, чувства сопереживания, чувства
    товарищества и коллективизма.

Форма работы: индивидуальная, парная,
групповая.

Технология деятельностного подхода Рахимова.

Методы – деятельностный,
частично-поисковый, наглядный, метод социального
взаимодействия (представление возможностей
каждому ученику проявлять свои знания),
стимулирование и мотивация.

Оборудование – таблица, учебники,
карточки-задания, рабочие карты, тесты.

Впишите в рабочие карты свою фамилию.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Вопрос (В группах)

Человек может обойтись без пищи несколько
недель, без воды – несколько суток. А без чего не
может прожить даже несколько минут?

Ответ

Человек не моет прожить без воздуха.

Вопрос (В группах)

А как в организм попадает воздух?

Ответ

Через органы дыхания.

Тема урока “Строение и функции органов
дыхания”

Тему записываем в тетрадь

Тема “Строение и функции органов дыхания”.

Вопрос (В группах)

А что вы знаете об органах дыхания?

Выслушать ответ групп.

Вопрос

Вы считаете свои знания полными? Нет, знания не
полные, и мы будем с вами их восполнять.

Исходя из поставленной темы, попробуйте
сформулировать задачу нашего урока.

Работа в группах.

Отчет групп.

Учебная задача

: “Изучить строение и функции
органов дыхания”.

Вопрос

А что именно будем изучать?

  1. Cтроение органов дыхания.
  2. Функции органов дыхания.

А теперь за проделанную работу (вы обсуждали в
группах) выставьте оценки за I задание.

Если во время работы вы были активны и
внимательны, то ставим “5”

Если во время работы вы были активны, но не
всегда внимательны – “4”

Если во время работы вы не всегда были активны,
и не всегда внимательны – “3”.

Поднимите руку у кого “5”, “4”, “3”.

II. Операционально-исполнительный этап.

Предложите свой способ решения данной задачи.

Работа в группах.

Выслушать отчет групп.

Чтобы решить данную задачу мы будем изучать
материал в § 24, работать с карточками-заданиями,
составлять модель содержания изученной темы в
виде таблицы, сделать вывод.

Работать в группе.

Отчитаться о проделанной работе.

ЗАДАНИЕ № 1

а) Что называется дыханием?
б) Назовите этапы дыхания.
в) Функции дыхательной системы

(стр. 118. Учебник Колесова «Биология.
Человек», 9 класс).

ЗАДАНИЕ № 2

Функции и строение носовой полости и
носоглотки.

(стр. 80-81. Учебник Батуева «Биология.
Человек», 9 класс).

ЗАДАНИЕ № 3

Строение и функции гортани.

(стр. 80-81 Учебник Батуева «Биология.
Человек», 9 класс).

ЗАДАНИЕ № 4

Строение и функции трахеи и бронхов.

(стр. 81. Учебник Батуева «Биология.
Человек», 9 класс).

ЗАДАНИЕ № 5

Строение и функции легких и маленьких бронхов
(альвеол).

(стр. 81-82. Учебник Батуева «Биология.
Человек», 9 класс).

Работа в группах.

Отчет групп.

Затем идет анализ работы групп. т.е.:

  • 1 группа – отвечает
  • 2 группа – дополняет
  • 3 группа – задает вопросы
  • 4 группа – следит за грамотностью речи.
  • 5 группа – критики (т.е. высказывают критические
    замечания и ставят оценки).

Предлагаю заполнить таблицу и сделать вывод по
ее содержанию.

Дыхательная система обеспечивает поступление
в организм кислорода и удаляет из организма
СО2,других газообразных продуктов и паров воды. (2
оценка задание № 2)

Учащиеся проговаривают ответ друг другу.

Выставляют оценки. Самооценка, а затем оценка
других.

  • “5” — если друг все ответил, т.е. дан полный
    ответ;
  • “4” — если допущена неточность;
  • “3” — если допущена ошибка.

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫАНИЯ

Название Строение Функции
Носовые полости Сложная форма, стенки выстланы
слизистой оболочкой и мылореснитчатого
эпителия. Выделяет слизь. Много кровеносных
сосудов.
Увлажняет вдыхаемый воздух;
задерживает пылинки и микроорганизмы
(очистка+чихание). Обеззараживает оказавшихся
микробов. Нагревает до температуры тела.
Носоглотка Слизь. Миндалины – содержат много
лимфоцитов и фагоцитов.
Уничтожение почти половины
микроорганизмов, находящихся во вдыхаемом
воздухе. Проведение воздуха.
Гортань Две небольшие полости, сообщающиеся
через голосовую щель. Состоит из нескольких
хрящей, сверху закрывается надгортанником.
Рецепторы. Голосовые связки.
Образование голоса. Проведение голоса в
трахею, предохранение дыхательных путей от
проникновения туда вредных для организма
веществ.
Трахея

Бронхи

Трубка хрящевых полуколец. Реснитчатый
эпителий.

Трубки из хрящевых колец.

Продолжается насыщение вдыхаемого
воздуха водяными парами и его очищение.
Легкие и маленькие бронхи (альвеолы) Конусообразной формы. Покрыты плотной
плеврой. Ткань легких состоит из ветвящихся
бронхов (бронхиол) и легочных пузырьков. Густая
сеть капилляров.
Поступление кислорода в кровь и
выделение из крови СО2

Поднимите руку у кого “5”, “4”, “3”.

Решена ли задача нашего урока?

Изучили строение и функции. Составили модель
содержания урока.

Предлагается ситуация, которая показывает
недостаточность знаний учащихся.

Сверяем с правильными ответами. Проверка
знаний по предложенному тесту.

  1. в
  2. б
  3. а

Выставляем итоговые оценки за урок (критерии
оценок выдать).

Домашнее задание:

I уровень

§ 24, после § 24 устно ответить на вопросы.

II уровень § 24

Cхема 49, 51 стр. 20 (желающие могут у меня взять
творческое задание)

III уровень

Рассказывают, что у одного американского
ковбоя в перестрелке с бандитами грудная клетка
была пробита навылет.

Хотя пуля не задела легкие, вскоре ковбой все же
умер от удушья. Объяснить, почему это произошло.

Следующий: