Строение и функции органов дыхания. 8-й класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (46,59 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • изучить особенности строения органов дыхания в
      связи с их функциями;
    • раскрыть сущность процесса дыхания, его
      значение в обмене веществ;
    • выяснить механизмы голосообразования;
  • Развивающие:
    • продолжить формирование основ гигиены (правила
      гигиены дыхания);
    • развивать навыки научно-исследовательской
      работы;
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к своему
      организму, к своему здоровью, к здоровью
      окружающих;
    • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие
      человека – легкие нашей планеты (растительный
      мир).

Оборудование: компьютер, презентация,
задание тесты и кроссворды на столы (приложения),
сообщения.

ХОД УРОКА



I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Сообщение 1. О целительной силе
чистого воздуха очень убедительно говорит врач
Комов в романе Павленко «Счастье»:
«…Ваша болезнь требует простого лекарства –
воздуха. Побольше его, – и наяву, и во сне. Нужно
насквозь продуть себя, омыть каждую клетку
свежим воздухом. Есть – на открытом воздухе, а
спать – непременно. Привыкайте относиться к
воздуху как к пище, пережевывайте его
носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах,
наслаждайтесь им, как гурман… Пейте только
проточный воздух… Держитесь в своей болезни
политики открытых дверей».
– А как поступает в организм человека воздух?
Сегодня на уроке мы постигнем еще один сложный
этап в изучении человека, а значит и в
познании самого себя. Успеха вам на этом пути.

«Банк идей»

Учитель: Ребята, внимательно
прочитайте тему урока (слайд №1) и скажите, что
вам уже известно по данной теме (ученики говорят,
а учитель кратко основные моменты записывает на
доске). В конце урока мы выясним, были ли у нас
ошибки, что нового надо добавить.

III. Работа в группах над заданиями

1 группа

Задание. Без пищи и воды животное и
человек могут жить несколько дней, а без воздуха
никто не может жить даже десяти минут.
Объясните, почему без воздуха, без дыхания
человек жить не может?

2 группа

Задание. В чем заключается функция
органов дыхания?

3 группа

Задание. «Жизнь – это горение». Эти
слова принадлежат знаменитому французским
ученым VIII века А. Лавуазье и П. Лапласу. Объясните,
какое отношение это имеет к процессу дыхания?

4 группа

Задание. Объясните смысл поговорки
«Это нужно нам как воздух» (слайд 3)

IV. Изучение нового материала

Учитель: Открываем тетради и пишем
тему урока (слайд 1) «Строение и функции органов
дыхания».
Давайте посмотрим, какие задачи стоят перед нами
сегодня на уроке. (Cлайд 2)

Сообщение 2. Еще древнеримский ученый
Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и
человека, считал воздух условием и первопричиной
жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ
называл воздух «пастбищем жизни». Люди долго не
знали, что для дыхания одного человека в
герметически закрытом помещении требуется не
менее 2 м3 воздуха на 1 час. Люди не раз гибли,
находясь в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1846
году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат,
укрывшихся в трюме, хотя судно осталось
абсолютно невредимым.

Учитель: А чтобы не попасть в такие
ситуации, нам помогут знания, которые мы получим,
изучив материал этого урока. Как много в жизни
и состоянии человека связано с дыханием – и
состав крови, и движение, и чувство, и ум!
– А что вы понимаете под термином дыхание? (Если
затрудняются ответить стр.101 учебника).
(слайд 4) запись термина в тетради. (Под
гиперссылкой интересная информация)
– А что вы понимаете под термином органы дыхания
(слайд 4) запись термина в тетрадь (работа с
гиперссылкой).

Учитель: Итак, на основе того что мы
сейчас с вами сказали и написали, давайте выясним
значение процесса дыхания для организма. (Запись
в тетрадь – слайд 5).

Учитель: У человека дыхание
осуществляется благодаря следующей
последовательности процессов (слайд 6). Итак,
работаем с таблицей №1 (Приложение
1
). Охарактеризуйте каждый этап.

Учитель: Итак ребята, давайте
подумаем, а какие функции будут выполнять органы
дыхания в организме? (Совещание в группах 1
минуту. Далее запись в тетрадь)
. (Слайд 7).
– А у всех ли живых организмах органы дыхания
одинаковы? Давайте вспомним.

Учитель: Внимание все обратите
внимание на доску на слайд 8.

Ученик. Рыбы живут в воде, их орган
дыхания – жабры. Земноводные занимают две среды
обитания, поэтому в воде они дышат кожей, на суше
– легкими, имеющими простое строение.
Пресмыкающиеся – наземные животные, кожное
дыхание у них отсутствует, имеют легкие более
сложного строения, чем у земноводных. У птиц –
сложно устроенные легкие, помимо которых имеются
еще и воздушные мешки, обеспечивающие усиление
газообмена при полете. Млекопитающие
дышат легкими сложного строения, у них
появляется диафрагма.



Учитель: Поработаем с заданием №2 (Приложение 2).
Соотнесем, где чей орган дыхания.

Учитель: Итак, внимание!!! Посмотрев
видеофрагмент, перечислите, какие органы дыхания
есть у человека, и какую роль они выполняют.
(Слайд 10)

(Учитель внимательно выслушивает ребят)

Учитель: А правильно ли вы это поняли,
мы выясним на следующих этапах нашего урока.

V. Работа с учебником

Учитель: Используя стр. 102 рис. 52
выясним, что относят к верхним дыхательным путям?
(Слайд 11).

Учитель: А зачем человеку нос? Подобно
глазам, губам, ресницам, нос, как бы вы критически
к нему не относились, – украшение лица.
Представить себе человека с двумя дырочками на
ровном месте просто невозможно! « Без носа
человек – черт знает что – птица не птица,
гражданин не гражданин, – просто возьми и
вышвырни за окошко»…» – так писал о носе Н.В.
Гоголь
– А если серьезно, для чего появился нос у
человека? Чтобы ответить на этот вопрос
внимательно посмотрим следующий видеофрагмент.
(Слайд 13).
– Используя учебник, стр102 выясните, какое
строение имеет носовая полость и какие функции
выполняет? (Слайд 14).

Сообщение. Сказанное подтверждается
опытом. Кролику ввели в носовую полость трубочку,
воздух не соприкасался со слизью. Через
несколько суток кролик погиб из-за обильного
проникновения бактерий в легкие. Другой кролик,
который дышал нормально, остался здоровым
благодаря действию защитных сил носовой полости.

Сообщение. В дыхательных путях воздух
подвергается основательной обработке. Он
очищается от пыли, обеззараживается носовой
слизью, «омывается в паровой бане носовых
раковин, обнюхивается ищейками обонятельной
станции, поливается душем в области миндалин,
обследуется рефлексными чиновниками» – так
образно писал немецкий ученый Ф. Кан о тех
процессах, которые происходят в начале
дыхательных путей.

Учитель: Знаете ли вы, что:

– к моменту рождения носовая полость ребенка
недоразвита, имеет узкие носовые отверстия;
объем носовой полости с возрастом увеличивается
в 2,5 раза;
– ротовое дыхание вызывает деформацию
грудной клетки, ухудшение слуха, нарушение
нормального положения носовой перегородки и
формы нижней челюсти;
– в течение жизни носовая полость задерживает
до 5 кг пыли.

Учитель: Работаем с тетрадью
заполняем таблицу. (Слайд 15).

Учитель: Используя учебник стр.102 рис.
52, выясните, что относится к нижним дыхательным
путям. (Слайд 16)
Используя рис.53 учебника и текст на стр.101-102,
выясните:
1. Чем образована гортань?
2. Какие функции она выполняет?
3. Какие органы принимают участие в формировании
голоса? (Слайды 17, 18, 19)

VI. Экспериментальные задания (слайд 20)

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ
поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное
движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а
затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник
закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту,
движется слюна или пищевой комок в пищевод.

2. Выяснить, почему во время глотания
прекращаются дыхательные движения.
Сделать еще одно глотательное движение и
убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую
полость, надгортанник преграждает вход в трахею.
Вследствие этого воздух в момент глотания
попасть в легкие не может.

Учитель: О функции надгортанника мы
узнаем из следующего видеофрагмента. (Слайд 21)



– Заполняем таблицу в тетради (Слайд 22)

Сообщение. Следующий орган дыхания
это воздушная труба, которая получила название
трахея, что в переводе с греческого буквально
означает «шероховатое дыхательное горло» или
«большая артерия». Древние анатомы, таким
образом, приписывали этим органам одинаковые
функции. Она покрыта маленькими ресничками,
которые быстро – быстро, пятьсот раз в минуту,
трепещут и постепенно выталкивают прорвавшуюся
сюда, через все барьеры пыль. Без этих
мерцательных ресничек в наших легких за всю
жизнь скопилось бы полведра пыли! Длина трахеи 15
см.

Учитель: В учебнике на стр. 102 найдите
ответы на вопросы.
1. Почему трахея не спадается при вдохе?
2. Какая часть трахеи не препятствует прохождению
пищи по пищеводу? (Слайд 23)
– Заполняем таблицу в тетради. (Слайд 24)

Учитель: Переходим к следующему
органу – легкие.
В учебнике на стр. 103 найдите и зачитайте, из чего
состоят легкие. Ответьте на вопросы. (Слайд 25).
– Что является единицей строения легких? (Слайд
26)

VII. Это интересно (слайд 27)

Внимательно рассмотрите рисунок, выясните, как
устроены легкие с альвеолами. Запишите в тетради
в словарик слово СУРФАКТАНТ.
Заполняем таблицу в тетради (слайд 28)

Учитель: Итак, ребята, давайте
возвратимся к нашему «банку идей» (запись на
доске) и посмотрим, что здесь было неправильно, а
что стоило добавить? (Идет обсуждение 2 минуты).
– Вернемся к задачам урока. Выполнили ли мы их?
Докажите (1 минута).

VIII. Закрепление

1. Слайд 29: что изображено на рисунках? Назовите
функцию этих органов.
2. Слайд 30: проверь себя. (Слайд 31 – ответы)
3. Реши кроссворды (Приложение 3)

IX. Домашнее задание (слайд 32)

1. Параграф 23, 24 стр.103-104
2. Творческое задание:

А) Составить синквейн «Органы дыхания»
Б) Подготовить сообщение «Первый вдох
новорожденного»

Используемая литература:

  1. Г.М.Муртазин Активные формы и методы
    обучения биологии» Изд. «Просвещение», 1989 г.
  2. О.А.Пепеляева Поурочные разработки по
    биологии. Человек. Изд. Вако, Москва.
  3. И.Д.Зверев Человек. Организм и здоровье.
    Изд. Вентана-Граф, 2000
  4. Ю. Щербатых Весь ЕГЭ от А до С Изд. Феникс, 2009



Следующий: