Стратегия активного обучения

Проблема эффективности обучения в
данное время очень актуальна. Изменяется позиция
учителя по отношению к ученику, к себе самому.
Учитель становится не только носителем
предметных знаний, но и помощником в становлении
и развитии личности ученика, уважающий эту
личность независимо от его знания или незнания .
Изменяется характер воздействия на ученика.
Позиция учителя становится более активной.
Меняется и позиция ученика, для которого главным
становится не полученная оценка, а активное
взаимодействие с учителем и другими учениками с
целью получения знаний. Ведь знание (если оно
представлено в духе современного
информатизированного общества – как системное,
междисциплинарное, обобщенное) в наше время дает
возможность человеку занять место в современной
культуре и цивилизации.

Какие же современные образовательные
технологии применяются мною для более
эффективного внедрения “Стратегии активного
обучения”? Это:

  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • исследовательские методы;
  • технология коллективного обучения;
  • проектные методы;
  • игровые технологии.
  • технология обучения в сотрудничестве
    (командная и групповая работа).
  • информационно-коммуникационные технологии.

Хочу немного остановиться на
некоторых из них. Широко использую в своей работе
проблемное обучение.

Учебные занятия с применением данной
технологии организуются таким образом:
создается проблемная ситуация, которая
предполагает активную самостоятельную
деятельность учащихся по её разрешению, в
результате чего происходит творческое овладение
профессиональными знаниями, навыками, умениями и
развитие мыслительных способностей.

Вариантами проблемного обучения
являются поисковые и
исследовательские методы
, при которых
учащиеся ведут самостоятельный поиск и
исследование проблем, творчески применяют и
добывают знания. Это и сопоставительный анализ
(например, видеофрагмента фильма Э.Рязанова
“Жестокий романс” с текстом пьесы Островского
“Бесприданница”), и урок-исследование (например,
“Художественное мастерство Гончарова в романе
“Обломов”), и литературные встречи, которые
организуются на разных этапах обучения.

Часто используется мною и технология
коллективного обучения
, при которой
обучение осуществляется путем общения в
динамических парах, когда каждый учит каждого.

Работа организуется так, чтобы весь
учебный материал был последовательно проработан
сначала с позиции ученика, затем с позиции
учителя. Чаще всего я использую технологию
взаимообмена заданиями: теоретический материал
и упражнения распределяются по карточкам,
которые выдаются учащимся с заданием освоить или
повторить в самостоятельной работе (прием
“самозапуска”). Затем каждый выбирает партнера
и происходит взаимообучение, выполнение
упражнения на закрепление, обмен карточками,
поиск нового партнера. При этом ведется экран
учета работы учащихся, применяются маршрутные
карты, различные формы контроля: самоконтроль,
взаимоконтроль, контроль учителя.

Информационно-коммуникационные
технологии.

Компьютерные средства
обучения называют также интерактивными, они
обладают способностью “откликаться” на
действия ученика и учителя, “вступать” с ними в
диалог, что и составляет главную особенность
методик компьютерного обучения. Информатизация
обучения требует от учителя компьютерной
грамотности, которую можно рассматривать как
особую часть содержания компьютерной
технологии. Компьютер используется мною на всех
этапах процесса обучения: при объяснении нового
материала, при закреплении, контроле, во
внеурочной деятельности – это и
профориентационные тесты, и досуговая среда,
которая организуется с помощью игровых программ,
компьютерных игр по сети, компьютерного видео.

Сравнительно недавно я начала вводить
проектные методы с использованием
информационно-коммуникационных технологий.
Примерами могут служить проекты учащихся 10 Б
класса по творчеству Л.Н. Толстого, Ф.М.
Достоевского.

Но, пожалуй, самые любимые и детьми, и
учителем, это игровые технологии.

Педагогическая игра обладает
существенным признаком – четко поставленной
целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом, которые и
характеризуются учебно-познавательной
направленностью. Несомненна методическая
аксиома: в процессе игры любой учебный материал
усваивается значительно эффективней.

Предлагаю Вашему вниманию фрагмент
игры “Знаете ли вы символы своего государства”. Цели
данной игры:

  • расширять кругозор ребёнка о государственной
    символике России,
  • способствовать принятию нравственных
    ценностей (любовь к Родине, патриотизм,
    гражданственность);
  • воспитывать уважительное отношение к
    государственным символам, истории своей страны и
    своего народа;

Правила игры:

  • в игре принимают участие команды по 4–5 человек
  • вопросы задает ведущий игры;
  • группа обсуждает вопрос, вписывает ответ в
    бланк;
  • время обсуждения вопроса – 1 минута;
  • ведущий объявляет правильный ответ. Если
    команда ответила правильно, то в бланк напротив
    правильного ответа ставится печать, выигрывает
    та команда, которая набрала большее количество
    печатей.


Ход игры

Вопрос 1.



Происходит от нем. Erbe —
наследство, условное изображение, являющееся
символом и отличительным знаком государства,
города, рода или отдельного лица. Такие эмблемы и
символы известны уже в древнем Шумере, Египте,
Греции и Риме. Символом шумерских городов был
орел с львиной головой, Египта — змея (кобра),
Персии и Рима — орел. Уже в гомеровских “Илиаде”
и “Одиссее” говорится о личных эмблемах героев.
На современном этапе является официальной
эмблемой государства, изображаемая на печатях,
бланках государственных органов, денежных
знаках и т.п. Что это? (ОБСУЖДЕНИЕ 1 МИНУТА)

Ответ:

герб.

В Московском государстве герб
появился после избавления от монголо-татарского
ига и принятия Иваном III титула “Государя Всея
Руси”. Изображение двуглавого орла на
государственной печати впервые появляется в 1497
на одной стороне известной печати.

Появление орла в феодальной России
исследователи связывают с царем Иваном
III и государством Византией.
Брак Ивана III с
племянницей Византийского императора Софьей
Палеолог был крайне выгоден для России, так как
символизировал преемственность власти
московских князей от Византии, и ставил
Московского Великого князя в один ряд с
европейскими государями. Орел олицетворял
Россию.

Вопрос 2.

А что изображалось на ее лицевой
стороне? Известно, что это был богатырь, защитник
христианства, освободитель Родины от врагов. Это
был символ не столько князя, сколько идеи
национального единения. (ОБСУЖДЕНИЕ 1 МИНУТА)

Ответ:

Георгий Победоносец Всадник,
поражающий копьем змея.

Эта художественная композиция –
своеобразная иллюстрация одного из чудес,
совершенного Святым Георгием. “Чудо Георгия о
змие” содержит рассказ о том, что воин Георгий
встретил на берегу озера плачущую девушку. Она
поведала ему страшную историю: из озера выходит
ужасный змей и требует у жителей ее родного
города дань в виде прекрасных молодых женщин.
Настала очередь и ее, дочери царя. Святой Георгий
усмирил вышедшее из озера чудище, осенив его
крестом и прочитав молитву, а затем отрубил ему
голову. Святой Георгий совершал и другие чудеса
– наказывал мздоимцев, покровительствовал
земледельцам и скотоводам, и не случайно снискал
любовь не только князей, но и простого народа…

Вопрос 3.

Звучит песня “ Многая лета”.

С греческого это слово переводится как
“торжественная песнь”. При Петре I был заведен
обычай отмечать воинские победы, встречи
коронованных особ исполнением панегерических
песен с обязательным исполнением “Многая лета”.
За время существования Российского государства
неоднократно менялась мелодия и слова подобной
торжественной песни.

Звучит гимн Англии.

В XVIII в. и в начале XIX в. исполнялся Te deum
(в русском переложении “Тебя, Бога, хвалим”).
Использовалась английская мелодия на слова
“Боже, храни короля” (она была столь популярна,
что с разными вариациями использовался во многих
европейских королевствах).

О какой песне идет речь? (ОБСУЖДЕНИЕ 1 МИНУТА)

Ответ:

гимн государства. Гимн в переводе
с греческого hymnos, обозначает торжественная
песнь.

Вопрос 4.

Звучит “Боже, царя храни!”

Появление в Российской империи
первого официального гимна связано с победой в
Отечественной войне 1812 года и прославлением
императора Александра 1. Этот гимн насчитывал
всего 6 строк и более 20 лет исполнялся на мелодию
английского гимна. 11 декабря 1833 года в Большом
театре в Москве состоялась премьера нового гимна
государства. В афише значилось “Русская
народная песня”. Композитором был Алексей
Федорович Львов – близкий и преданный
императору человек. А вот кто был автором слов
гимна? (ОБСУЖДЕНИЕ 1 МИНУТА)

Ответ:

ЖУКОВСКИЙ Василий
Андреевич, русский поэт, основоположник русского
романтизма…

В завершении хочется сказать, что
обязательно проводится работа по организации рефлексивной деятельности на
каждом этапе урока. Это самооценка учащимися
своей мыслительной деятельности и ее
результатов. Для этого использую рабочие карты
урока или ответы учащихся на свои вопросы.
Например, в 5 классе дети оценивают себя, свою
деятельность на уроке, рисуя грустную или
веселую мордочку; в 6-8 классах дети отвечают на
вопросы: “Какого автора ты любишь?”, если это
работа в группах: “Почему нравится быть лидером
в группе?” и др.; в старших классах вопросы уже
носят аналитический характер, на которые дети
отвечают после изучения определенной темы:
“Согласен ли ты с результатом? Почему учитель
поставил тебе ту или иную оценку? Что тебе лично
дало изучение поэзии Фета? Тютчева?” Ответы
вкладываются в портфолио учащихся. Повышается
ответственность учащихся за результаты своего
труда, снимается страх перед плохой отметкой.
Ведь главная задача, стоящая перед учителем,
чтобы ученик осознал себя. Таким образом, я
стараюсь воспитывать аналитические навыки
(поиск слов, анализ лексики), что отвечает главной
задаче, которая ставится перед школой в данное
время: научить учиться, заложить основы, чтобы
ребенок мог заниматься самообразованием в
информационный век.




Следующий: