Страны Южной Америки

Тема: Страны Южной Америки.

Цели:

  • Совершенствовать умение сравнивать, составлять
    описания, давать характеристики компонентов
    природы, особенности населения и хозяйственной
    деятельности людей.
  • Продолжать формирование умений работать с
    тематическими картами, таблицами, справочными
    материалами, дополнительной литературой.
  • Развивать познавательный интерес к географии.
  • Формировать представления о профессиях,
    связанных с географическими науками
  • Воспитывать чувство ответственности за
    порученное дело, умение работать в группе.
  • Формировать умение выступать перед аудиторией,
    защищать свою точку зрения.

Тип урока: пресс-конференция.

Оборудование: настенные карты Южной
Америки: физическая, экономическая,
политическая; атласы, иллюстрации и фотографии,
рисунки учащихся, таблички с названиями
экспедиций и журналистов.

ХОД УРОКА

1. Подготовительный этап

В классе заранее сообщается тема урока,
организуется 2 экспедиции в страны Востока
материка и в страны Анд. В каждой экспедиции
распределяются обязанности, выбираются:
начальник экспедиции, геолог, биолог, историк,
климатолог, экономист, этнограф. Каждый участник
научной экспедиции готовит сообщение, рисует
рисунки, чертит графики по одной конкретной теме,
заполняет контурную карту, подбирает
иллюстрации.
Остальные ученики класса – журналисты различных
телеграфных агентств: «Юный натуралист», «Гео»,
«Вокруг света». Задача журналистов –
подготовить вопросы, которые они могут задать
после выступления того или иного ученого.

2. Организационный момент

Ученики рассаживаются за столы с
прикрепленными к ним табличками. Учитель
сообщает тему и цели урока.

– Дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались
по очень важному поводу. В нашем классе
событие – вернулись из долгой экспедиции
наши друзья. Они побывали в Бразилии и Перу и,
конечно же, им не терпится рассказать обо всем, с
чем они столкнулись во время своего путешествия.
Цель экспедиции заключалась в том, чтобы изучить
природу и ее влияние на природные условия и
хозяйственную деятельность населения. Для
подведения итогов приглашены ведущие
корреспонденты и журналисты различных
географических изданий.

3. Основная часть урока

Конференцию мы построим по следующему плану:

  • «Визитная карточка». ообщение
    названия государства, его площади, столицы,
    численности населения. Ученик свой рассказ
    сопровождает показом по карте. Демонстрация
    флага и герба)
  • История открытия и исследования государства.
  • Географическое положение.
  • Геологическое строение, рельеф и полезные
    ископаемые. (К работе прикрепляется контурная
    карта с выполненной работой по теме,
    демонстрация коллекции полезных ископаемых).
  • Климат, гидрографическая сеть.(Рассказ
    сопровождается показом рек и озер по карте)
  • Почвы, флора и фауна. (Показ иллюстраций,
    рассказ о эндемичных видах)
  • Особенности проживающего населения: численный,
    национальный состав, культура народов страны. (Национальный
    костюм, обряды и обычаи народов)
  • Общие впечатления о стране.

После выступления членов экспедиции
корреспонденты представляются и задают свой
вопрос, который был подготовлен заранее.



4. Примерные вопросы ученым

Начальнику экспедиций:

– Каковы особенности географического
положения стран?
– Какие меры для охраны природы принимаются в
этой стране?

Историку:

– Как происходило освоение территории страны?
В какое время?
– Какие важные исторические события происходили
в государстве?

Геологу:

– Какие формы рельефа преобладают?
– Какие полезные ископаемые добываются в
недрах страны?

Климатологу:

– В каких климатических поясах находится
страна, как это отражается на природных
особенностях государства?

Биологу:

– Какие природные зоны находятся здесь и какие
названия, отличные от других материков, они
имеют?
– Какие растения и животные вы наблюдали во
время своей экспедиции? Чем они интересны?

Этнографу:

– Расскажите о коренных народах, населяющих
страну. Каковы их основные занятия?
– С какими обычаями и традициями народов вы
познакомились?

5. Подведение итогов

Учитель предлагает самим участникам
конференции оценить свою работу и работу
журналистов.

Опрос мнений:

– Понравился ли вам урок?
– Чему научились?
– Какие были трудности при подготовке к уроку?
– Стоит ли еще нам проводить подобные
пресс-конференции?

Учитель выставляет оценки самым активным
участникам конференции: ученым-путешественникам
и журналистам СМИ, которые подготовили самые
интересные вопросы.

Использованная литература:

  1. География: уроки-игры в средней школе/ сост. Н.В.
    Болотникова
    . – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Кондратюк Н.Н. Дидактические материалы по
    географии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,
    2003.
  3. Внеклассная работа по географии. 7 класс. Сост. Клюшникова
    Н.М
    . – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.



Следующий: