Страны Северной Африки. Алжир

Цели урока:

  • Дать характеристику страны по плану, показать
    хозяйственную деятельность населения.
  • Развивать умения устанавливать
    причинно-следственные связи.
  • Воспитывать гуманистическое отношение к
    народам мира.
  • Задачи урока:

    • Совершенствовать умения работать с картами
      атласа, текстом учебника, составлять таблицы.
    • Обеспечить развитие способностей к оценочным
      действиям, высказывать суждения.
    • Воспитывать умение работать в коллективе;
      развивать взаимопомощь.

    Оборудование:

    физическая карта мира,
    политическая карта Африки, иллюстрации, таблицы,
    учебные картины, учебник, тетрадь, рабочая
    тетрадь, атлас, универсальная энциклопедия для
    юношества (страны и народы), географический атлас
    мира, мультимедийные технологии (техническое
    оборудование).

    Формы работы:

    групповая с элементами
    ролевой игры.

    Тип урока:

    по дидактическим целям –
    изучение нового материала; по методам обучения –
    ролевая игра.

    План урока:

    1. Организация урока.

    2. Актуализация знаний учащихся. Постановка
    учебных задач. Изучение новой темы.

    3. Работа учащихся в группах. Результаты работы
    в таблицах. Ответы учащихся.

    4. Итог урока. Оценивание ответов учащихся.
    Достижение цели.

    5. Практическая часть урока.

    Выполнение задания в рабочих тетрадях на
    странице 43.

    6. Домашнее задание.

    Ход и содержание урока.

    1. Этап – организационный.

    Приветствие. Готовность к уроку. Отметить в
    журнале отсутствующих.

    2. Этап – актуализация знаний учащихся.

    Учитель

    . Мы продолжаем изучение материка
    Африка. Африка – прародина человека. Наиболее
    древние останки предков человека и орудия его
    труда найдены в породах, имеющих возраст 27 млн.лет. Ребята, давайте актуализируем наши знания.

    Вопрос № 1 Что называют географическими
    координатами точки земной поверхности?

    Ответ:

    Широта и долгота – это
    географические координаты точки земной
    поверхности.

    Вопрос № 2

    Дайте определение понятию
    “географическое положение”.

    Ответ:

    Географическим положением
    называют положение какого-либо пункта или
    объекта на земной поверхности по отношению к
    другим пунктам или территориям.

    Вопрос № 3

    В каких климатических
    поясах находится материк Африка?

    Ответ:

    Африка находится в
    экваториальном, субэкваториальном, тропическом
    и субтропическом климатических поясах.

    Вопрос № 4

    Назовите крупнейшие по
    площади страны.

    Ответ:

    Россия, Китай, Бразилия, США,
    Канада.

    Учитель:

    По природным условиям, составу
    населения Африку можно разделить на четыре
    части: Северную, Западную и Центральную,
    Восточную и Южную.

    Тема урока: “Страны Северной Африки.
    Алжир”.

    Цель урока:

    дать характеристику страны по
    плану, показать хозяйственную деятельность
    населения. (учащиеся записывают в тетрадях дату,
    тему урока).

    3. Этап – групповая форма работы.

    Учитель:

    Ребята, сегодня работаем в группах.
    Для составления характеристики страны
    используется типовой план (учебник – стр. 313).

    Типовой план выводится на экран. (Приложение 1)

    Вопросы плана отражены в таблицах,
    представленных каждому участнику группы. Группы
    имеют по три вопроса, включая оценочные листы (Приложение 2), определяется
    организатор, который распределяет вопросы,
    заслушивает, оценивает ответы.

    Вы работаете с картами атласа, которые
    дают 80% информации, с текстом учебника §31 и
    дополнительной литературой. Результаты работы
    заносятся в таблицу.

    Четвертая группа подготовит дополнительную
    информацию об Алжире.

    Группы начинают работу, на выполнение заданий
    отведено время – 10 минут.

    По завершению работы группы дают
    характеристику страны по плану.

    (В ходе характеристики каждая из групп, вносит
    результаты другой группы в таблицу).


    Описание страны по плану.


    1. Какие карты надо использовать при описании
    страны?

    Физическую карту Африки, климатическую карту
    Африки, карту природных зон Африки, политическую
    карту Африки.

    2. В какой части материка расположена страна?
    Как называется ее столица?

    Алжир находится на северо-западе Африки. Это
    одно из крупных развивающихся государств
    материка, освободившихся от колониальной
    зависимости.

    Столица страны – Алжир, географические
    координаты 37 градусов с.ш. и 3 градусов в.д.

    3. Особенности рельефа (общий характер
    поверхности, основные формы рельефа и
    распределение высот). Полезные

    ископаемые.

    В связи с большой протяженностью с севера на юг,
    в Алжире выделяют Северный Алжир и Алжирскую
    Сахару.

    Горы Атлас поражают своей красотой. Хребты,
    подымаясь ввысь, заканчиваются острыми
    вершинами с отвесными скалами.

    Вдоль побережья вытянулись две главные горные
    цепи – Телль Атлас и Сахарский Атлас.

    Самая высокая вершина – Шелия (2328 м) в горах
    Орес. Большая южная часть страны представляет
    собой возвышенную равнину, а на востоке
    поднимается нагорье Ахаггар. Большая часть
    поверхности Алжирской Сахары – каменистая; и
    лишь на отдельных участках встречаются пески.
    Недра Алжира содержат большие запасы топливных
    полезных ископаемых нефть и газ, рудных
    – железные и полиметаллические, химические –
    фосфориты.

    Из железных руд выплавляют чугун и сталь, из
    полиметаллических – цветные металлы, из
    фосфоритов – минеральные удобрения.

    4. Климатические условия в разных частях
    страны
    (климатические пояса, средние
    температуры июля и января, годовое количество
    осадков). Различия по территории и по сезонам.

    Климатические пояса – субтропический,
    тропический. Климат побережья субтропический,
    средиземноморский.

    Для субтропического климата характерны сухое
    жаркое лето и теплая влажная зима.

    Северная часть Алжира: средняя температура:
    января +8 градусов С, июля +32 градусов С,
    среднегодовое количество осадков в милиметрах
    –100–1000.

    Южная часть Алжира: средняя температура: января
    +16 градусов С, июля +32 градусов С, среднегодовое
    количество осадков менее 100 мм. Причины –
    географическая широта, влияния океанов и морей,
    особенности рельефа, преобладающие воздушные
    массы.

    5. Крупные реки и озера.

    Здесь почти нет поверхностных вод и протекает
    только одна река – Шелиф.

    В Алжирской Сахаре сосредоточены большие
    запасы подземных вод. Иногда они выходят на
    поверхность в виде источников.

    6. Природные зоны и их основные особенности

    .

    Северный Алжир занимает зону жестколистных
    вечнозеленых лесов и кустарников, которая
    включает северную часть Атласских гор и
    прилегающую прибрежную равнину.

    В этой зоне много тепла и достаточное
    увлажнение. Поэтому природные условия этой части
    Северного Алжира наиболее благоприятны для
    жизни человека и сельского хозяйства.

    Некогда разнообразный животный мир страны
    теперь сильно обеднел; хищнически истреблены
    львы, леопарды, страусы, бакланы и некоторые
    другие звери и птицы. В Алжире сохранились
    обезьяны, зайцы, шакалы, гиены. На озерах много
    перелетных птиц. Многочисленные пресмыкающиеся:
    змеи, ящерицы, вараны.

    7. Народы, населяющие страну. Их основные
    занятия

    .

    Коренное население страны – алжирцы,
    состоящие из арабов и берберов. Кочевое
    население Алжирской Сахары представлено
    племенами туарегов. Они населяют самые
    суровые части пустыни и нагорье Ахаггар. В
    сельской местности строятся прямоугольные
    жилища. У них плоские крыши и плоские внутренние
    дворы. На улицу выходят стены без окон.

    Алжирцы занимаются главным образом
    животноводством – разводят овец, коз и
    верблюдов. Земледелие возможно только в оазисах,
    где алжирцы выращивают финиковые пальмы, а под их
    кроной – плодовые деревья и зерновые культуры.

    Гончарное ремесло представлено изготовлением
    ковров, шерстяных и шелковых тканей, а также
    обработкой травы альфы, из которой плетут
    циновки, корзины и веревки.

    Четвертая группа дает дополнительную
    информацию об Алжире.

    4. Этап урока – подведение итогов.

    Итоговые вопросы:

    1. Как вы думакте, какое значение для Алжира имеет
      выход к Средиземному морю?
    2. Каковы особенности природы Алжира?
    3. В какие места Алжира вы бы хотели совершить
      путешествие и почему?

    Алжир

    – это аграрно-ндустриальная страна.
    Одна из крупнейших стран Северной Африки. Она
    занимает первое место по запасам природного
    газа, ртутных и вольфрамовых руд и третье место
    по запасам нефти.

    В стране функционируют все виды наземного
    транспорта, а также воздушный и морской. Алжир
    является основным экспортером нефти и
    природного газа в Европу, что способствует
    выходу страны на мировой экономический уровень.

    (Использование мультимедийных технологий, на
    экране показаны фрагменты природных
    особенностей страны).

    Оценивание ответов учащихся.

    5. Этап урока – практическая часть урока.

    Выполнение учащимися заданий в рабочих
    тетрадях на странице 43.

    Задание:

    1. В контурных картах подписать название страны
    Алжир, ее столицу.
    2. Подписать названия стран, с которыми граничит
    Алжир.

    (Выставление оценок в дневниках).

    6. Домашнее задание: § 31, вопросы после § 31.


    БЛАГОДАРЮ ЗА УРОК, ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО.

    Следующий: