Страна папоротников

Развивающие задачи:

  1. формирование интеллектуальных умений: умений
    выделять главное, обобщать и систематизировать,
    доказывать и опровергать
  2. развитие общетрудовых умений: умений применять
    знания на практике

Образовательные задачи:

  1. осуществить контроль определённых знаний о
    строении и развитии папоротников
  2. повторить, обобщить и систематизировать знания
    при работе с географическими картами
  3. формировать навыки работы с раздаточным
    материалом

Воспитательные задачи:

  1. содействовать в ходе урока формированию
    основных мировоззренческих идей
  2. способствовать эстетическому воспитанию
    учащихся, с этой целью напомнить учащимся о
    произведениях литературы и познакомить с
    элементами эстетики в науке и природе

Тип урока: интегрированный урок
биологии и географии

Вид урока: с применением средств
мультимедиа

Формы урока: фронтальные, групповые,
индивидуальные

Методы:

  1. по источникам знаний: словесные, наглядные,
    практические
  2. по степени взаимодействия учителя и учащихся:
    изложение, эвристическая беседа,
    самостоятельная работа
  3. по характеру познавательной деятельности:
    частично-поисковый
  4. по принципу расчленения знаний: аналитический,
    обобщающий

Средства урока:

  1. компьютер, мультимедийный проектор
  2. коллекции: “Каменный уголь и продукты его
    переработки”, “Ископаемые остатки растений”
  3. гербарии “Папоротники”
  4. атлас “Материков и океанов”
  5. карта растительности мира, карта природных зон,
    физическая карта Российской Федерации,
    физическая карта Республики Татарстан
  6. Красная книга России и Татарстана
  7. лупы

План урока:

  1. организационно-психологический момент
  2. актуализация знаний (игровой момент)
  3. формирование новых понятий и способов действия.
  4. итоговое обобщение: индивидуальное задание
  5. итог урока (выставление оценок, их
    аргументация)

Предварительная работа:

Подбор материала по многообразию
папоротников

Перед уроком учащиеся делятся на 4 группы.

Учитель: Добрый день, ребята! Тема
нашего урока “Страна Папоротников”. Сегодня на
уроке мы с вами должны вспомнить, что мы знаем о
папоротниках, и расширить свои знания о них.

(Название темы на экране. )

(стук в дверь).

Входит ученик старших классов.

- Здравствуйте, можно войти?

Учитель: Здравствуй, а ты кто?

- Я, Виктор Перестукин, из повести “В стране
невыученных уроков”. Для тех, кто меня не помнит,
я принёс с собой книжку Лии Гераскиной, где обо
мне всё-всё написано. Вот можете познакомиться.

Учитель: И с чем ты к нам пожаловал,
Виктор Перестукин?

Виктор: Узнал я, что сегодня у вас
проходит урок про интересующие меня растения –
папоротники. Прочитал я как-то в повести Н. В.
Гоголя “Вечера накануне Ивана Купала”, что
главный герой Петро нашёл цветок папоротника. А
ведь на Руси бытовало предание, что кому удастся
сорвать этот цветок – тому откроются все клады,
он услышит голоса деревьев и трав. Вот я и
подумал, а чем я хуже, тоже найду цветок
папоротника и буду себе слушать деревья и травы,
буду клады искать, стану богатым, куплю себе
компьютер, самолёт, теплоход… (перечисляет,
загибая пальцы
)

Учитель: Подожди, подожди, Виктор.
По-моему ты ошибаешься. Папоротники не цветут.

Виктор: Нет, не ошибаюсь. Я и книжку
принёс, чтобы вам показать, вот смотрите
(показывает повесть М. В. Гоголя)

Учитель: Да, я с тобой согласна в этой
повести действительно говорится о цветке
папоротника, но этот писатель-фантаст. Он
описывает вещи, которые не всегда существуют. Ты
садись и слушай. А мы с ребятами тебе сейчас
научно докажем, что эти растения не цветут.
Поможет нам в этом цветик-разноцветик. Командир
каждой группы выбирает лепесток, а ребята из его
группы отвечают на вопрос, написанный на
обратной стороне лепестка.

На магнитной доске прикреплён цветок,
состоящий из лепестков разного цвета, на
обратной стороне написаны вопросы.

На экране — слайд “Цикл развития
папоротника”
, для помощи при ответах на
вопросы.

Вопросы на лепестках:

  1. Какие растения называют высшими?
  2. От каких растений произошли папоротники?
  3. Какими способами может размножаться
    папоротник?
  4. Где созревают споры у папоротника?
  5. Как называются листья папоротника?
  6. Что такое заросток?
  7. Что называют архегониями и антеридиями?
  8. Что такое спорофит?
  9. Что развивается из мегаспор и микроспор?
  10. Почему папоротникам для размножения необходима
    вода?
  11. Какое значение имеет корневище у папоротника?
  12. Как питаются папоротники?

(учащиеся отвечают на вопросы)

Лепестки с доски постепенно убираются, на доске
ничего не остаётся

Учитель: Вот видишь, Виктор, от цветка
ничего не осталось. И, наверное, ты заметил, что в
ответах ребят слово “цветок” тоже не
прозвучало.

Виктор: Вы меня прямо расстроили. Что
же выходит, эти растения некрасивые и
бесполезные?

Учитель: Ну почему сразу такой
пессимизм? Ты зря так говоришь.

Папоротники – это многолетние растения. Они
растут во влажных местах, чаще под пологом леса и
по сырым оврагам. В настоящее время папоротники
насчитывают более 10 тыс. видов, распространяются
они очень широко и встречаются от лесов севера
средней полосы до тропиков. Посмотрите на экран,
какие многообразные бывают папоротники. (Демонстрируются
слайды)
Ребята приготовили сообщения о том,
какие бывают папоротники, и какое значение они
имеют. Они нам сейчас всё расскажут и покажут.

(Выступления ребят, во время которых
демонстрируются слайды с фотографиями),

5-6 выступлений по 1-2 минуты каждое

1-й ученик (Приложение)

Орляк (слайд) – достигает в длину до
полутора метров. Орляк, как и все папоротники
должен размножатся с помощью спор. Но это
теоретически, практически же в средних широтах
споры у орляка почти не образуются. Размножается
он при помощи своего мощного корневища. Оно
ветвится, расползается в разные стороны и
благодаря этому папоротник-орляк захватывает
новые территории. И держится на них крепко: ни
морозы, ни пожары ему не страшны – корневище
сидит глубоко в земле и легко переносит все
невзгоды. Осенью вайи орляка отмирают, а весной
появляются молодые. Они туго скручены и похожи на
больших плоских улиток. Когда-то в России корни
орляка использовали вместо мыла, а листья
употребляли в пищу. В Японии и сейчас это очень
популярное блюдо. В случае же пожаров в лесу,
когда гибнет вся растительность на определённых
участках, папоротник своими корневищами
укрепляет землю, не позволяет воде смывать
плодородный слой, препятствует образованию
оврагов.

2-й ученик (Приложение)

Другой съедобный папоротник наших лесов –
страусник (слайд), или страусово перо.
Известен он гораздо меньше, чем орляк. В
умеренной зоне Северного полушария насчитывают
четыре вида страусников, в России – два. Это
очень красивые растения высотой до 170 см с
листьями, образующими правильный круг и
напоминающими воронку. У старых кустов
образуется стволик, напоминающий колючую
луковицу высотой 10-12 см. Страусник размножается
спорами, которые находятся на спороносных
листьях, появляющихся в конце лета в середине
воронки. При созревании спор эти листья буреют,
становятся почти чёрными и превращаются в тонкие
колбаски с продольными бороздками. Страусник
употребляют в пищу. Для этого собирают черешки
листа – рахисы, что в переводе с греческого
означает хребет. При заготовке рахис должен
ломаться с хрустом. Если он ломается, а не рвётся,
значит, он перезрел и в пищу непригоден. От
момента сбора до переработки папоротника может
пройти не более 4 часов, иначе рахисы быстро
загрубеют и станут несъедобными. Свежие рахисы в
пищу непригодны, их либо отваривают, либо
засаливают.

3-й ученик (Приложение)

Щитовник (слайд) мужской любит богатые
почвы, и где попало, расти не будет. Чаще всего он
встречается в дубравах, лиственных или кленовых
лесах. Щитовник можно узнать по тому, что на
черешках его листьев хорошо заметны тёмно-рыжие
чешуйки. Больше всего чешуек в нижней части
черешков. Там они самые крупные. Этот
“аристократ” один из немногих папоротников,
которые используются в медицине. Корневище
используется для приготовления лекарства против
гельминтов. Он служит отличным кормом многим
домашним животным. Миллионы листьев щитовника
каждый год собирают для оформления банкетов,
торжественных собраний, и просто для букетов.

4-й ученик (Приложение)

Сальвиния ушковидная (слайд) – этот изящный
папоротник с мутовками из трёх листочков прибыл
из Южной Америки в Африку для украшения водоёмов.
С 1959 года о нём стали поговаривать как о злостном
сорняке. В 1960 году в Родезии построили крупное
водохранилище Кариба, и вскоре его поверхность
покрылась плотным ковром сальвинии. Стали
забиваться сети у рыбаков, нарушилось
судоходство, под угрозой оказались турбины ГЭС.
Толщина слоя достигла четверти метра. Гибли
животные и растения. Местные власти взмолились о
помощи: “Пришлите учёных, помогите справиться с
карибским сорняком!”.



Другая сальвиния – кувшинковидная,
увеличивает свою массу столь молниеносно, что
водоёмы превращаются в торфяники.

5-й ученик (Приложение)

Эта информация заинтересует любителей
комнатных растений. Существуют декоративные
папоротники, которые выращиваются в садах, и для
украшения интерьеров. Например, всем знакомый
нефролепис (слайд), наиболее
распространённый вид, характеризующийся
перистыми светло-зелеными листьями. Выращивать
их достаточно просто, они требуют лишь
повышенной влажности воздуха и удалённого от
источников местоположения.

(Приложение)

Адиантум (слайд) – один из красивейших
папоротников, у него короткое корневище,
перистые нежные тонкие листья, с блестящими
коричневато-чёрными черешками. Это очень
капризные создания – не переносят сухого
воздуха и повышенного содержания солеё в почве.

Асплениум (слайд) имеет перистые или
вильчатые листья, короткие корневища с корнями,
образующие подобие гнёзд. В условиях
естественного произрастания – это крупные
растения-эпифиты, которые используют другие
растения как опору, листья их достигают двух
метровой длины. При выращивании в домашних
условиях необходимо избегать прямых солнечных
лучей.

Платицериум (слайд) – в природе растёт на
деревьях. Это эпифитное растение. Особую
декоративность придают ему разнообразной формы
листья. Одни из них зелёные, кожистые,
причудливой формы, напоминающей оленьи рога.
Другие укороченные, служат для прикрепления к
деревьям или иной опоре. Из-за оригинальных
листьев эти папоротники и используют в дизайне
интерьеров. Это светолюбивые растения любят
сильно освещенное место, но не под прямыми
солнечными лучами.

Учитель: Убедился, Виктор, что
растения эти очень даже красивые и имеют большое
значение, и в природе, и в жизни человека?

Виктор: Да, убедился.

Учитель: Некоторые виды папоротников
занесены в Красную книгу России и Татарстана,
потому что их осталось очень мало и они
охраняются (показывает Красную книгу )

Виктор: А я ещё знаю, что папоротники –
это растения древние.

Учитель: Да, ты прав. В заболоченных
лесах каменноугольного периода среди гигантских
хвощей и плаунов, когда на Земле ещё не появились
динозавры, росли древовидные папоротники – до 30
метров высотой. Посмотрите на экран. Так
выглядели эти леса (слайд). И сейчас на кусках
каменного угля нередко можно увидеть отпечатки
их листьев. У вас на столах лежат кусочки
каменного угля, рассмотрите их под лупой и
найдите отпечатки листьев папоротника.

(Учащиеся рассматривают каменный уголь из
коллекции “Ископаемые остатки растений”)

Виктор: А что такое каменный уголь?

Учитель: Каменный уголь – это твёрдое
горючее, полезное ископаемое растительного
происхождения. Каменный уголь образуется из
продуктов разложения органических остатков
высших растений, к которым и относятся
папоротники. Каменный уголь залегает в земной
коре в виде пластов различной мощности на
глубине 2000-2500 и глубже. В жизни человека каменный
уголь имеет большое практическое значение,
посмотрите на экран (слайд)

Использование каменного угля человеком:

  1. источник энергии
  2. химическое сырьё для получения пластмасс,
    тканей, смол
  3. краски, красители
  4. взрывчатые вещества
  5. вещества, используемые в парфюмерной
    промышленности
  6. кокс
  7. смазочные масла
  8. лекарства

Виктор: О, это же и есть клад! Тогда я
отправлюсь искать залежи каменного угля. Но, где
их искать?

Учитель: Не торопись, Виктор, я думаю,
ребята и в этом тебе смогут помочь. Сейчас они
будут выполнять практическую работу. Каждая
группа получает своё задание. Время выполнения
задания 10 минут, после этого каждая группа нам
расскажет о своих результатах работы.

Задание для 1 группы:

Рассмотрите карту “Природные зоны мира”.
Назовите природные зоны и материки, на которых
произрастают папоротники, используя
дополнительный материал.

Дополнительный материал для выполнения работы:

Растительность природных зон

Зона
тундры

Берёза карликовая, брусника, черника, голубика,
клюква, лишайник олений, мох сфагнум, морошка,
пушица.

Лесная зона

а) подзона тайги

Берёза, ель обыкновенная, лиственница, осина,
пихта, рябина, сосна обыкновенная, сосна кедровая

б) подзона смешанных лесов

Ветреница, вяз, граб, дуб обыкновенный, клён
платановидный, лещина, липа мелколистная, ольха,
черёмуха, ясень обыкновенный, папоротники и т. д.

Зона степей

Адонис весенний, качим, ковыль, овсяница
желобчатая, пион, рогач песчаный, тополь
пирамидальный, тюльпан, шалфей и т. д.

Зона полупустыни и пустыни

Акация песчаная, аристида, верблюжья колючка,
вяз полевой, гребенщик, джузгун, осока вздутая,
полынь приморская, саксаул, солянка, фисташка,
шелковица и т. д.

Задание для 2 группы:

Рассмотрите карту “Полезные ископаемые мира”
и выделите районы месторождений каменного угля.

Задание для 3 группы:

Рассмотрите карту России и выделите районы, в
которых произрастают папоротники, занесённые в
Красную книгу России (информацию для работы
учащиеся могут взять из Красной книги России)

Задание для 4 группы:

Рассмотрите карту Республики Татарстан и
выделите районы, в которых произрастают
папоротники, занесенные в Красную книгу
Татарстана (информацию для работы учащиеся могут
взять из Красной книги Татарстана)

(По истечении времени, заслушиваются ответы
учащихся)

Во время ответов учащихся на экране
демонстрируются следующие карты:

  1. Природные зоны мира
  2. Строение земной коры и полезные ископаемые мира
  3. Физическая карта Российской Федерации
  4. Физическая карта Республики Татарстан

Учитель: Понял, Виктор?

Виктор: Понял, понял. Но, когда я
пытался найти информацию о папоротниках, я
обнаружил вот этот листочек, а в нём текст, в
котором много пропущенных слов. Не могли бы вы
мне помочь их восстановить.

Учитель: Виктор, наши ребята, я думаю, и
здесь тебе смогут помочь и для этого вы, ребята
должны выполнить следующую работу.

Задание для каждого учащегося на листочках.
Время выполнения 5 минут.


Заполните пропуски в тексте, используя
полученные знания:

Папоротники произошли от
потомков _______________________ и представляют собой одну
из древних групп ___________________ растений.

В настоящее время отдел Папоротниковидные
насчитывает более __________ видов.

Распространены папоротники в зоне
________________________________________, на материках:
___________________________________. Размножаются двумя
способами: _______________________ и __________________________.

В жизненном цикле чередуются _______________________ и
_______________________ поколения.

Употребляют в _____________. Применяют в ______________, для
изготовления лекарств.

Выращивают в домах, как __________________ растение.

Образуют залежи ____________________ угля.

По истечении времени командиры групп собирают
работы и сдают учителю. На экране проецируется
слайд с полным текстом. Ребята сами проверяют
свои знания, как они выполнили свою работу.

(Демонстрация слайда)

Папоротники произошли от потомков псилофитов,
и представляют собой одну из древних групп
высших растений. В настоящее время отдел
Папоротниковидные насчитывает более 10000
видов.

Распространены папоротники в зоне смешанных
и широколиственных лесов
, на материках:
Евразия и Северная Америка. Размножаются двумя
способами: вегетативно и спорами.

В жизненном цикле чередуются бесполое и
половое поколения.

Употребляют в пищу. Применяют в медицине, для
изготовления лекарств.

Выращивают в домах, как декоративное растение.
Образуют залежи каменного угля.

Учитель: На этом наш урок закончен.
Оценки за урок получают учащиеся, которые
рассказывали о многообразии папоротников и те,
кто отвечал на вопросы в начале урока и после
выполнения практической работы.

Используемая к уроку литература

  1. А. Смирнов. Мир растений. Москва “Молодая
    гвардия”, 1982г. , с. 103-132
  2. Энциклопедия для детей “Биология”, Москва
    “Аванта+”, 1997г. ,с. 215-216
  3. Ю. Дмитриев, Н. Пожарицкая, А. Владимиров, В.
    Порудоминский “Книга Природы”, Москва “Детская
    литература”, 1990г. , с. 276-280
  4. Красная книга РСФСР и Татарстана
  5. Журнал периодический “Комнатные и садовые
    растения”, с. 19, 103, 115, 134, 173, 182, 759,793



Следующий: