Стих а. с. пушкина к чаадаеву Послание адресовано старшему…

стих а. с. пушкина к чаадаеву

  • Послание адресовано старшему другу Пушкина. Он познакомился с П. Я. Чаадаевым (1794-1856) в 1816 г. Если поэт был еще лицеистом, то Чаадаев закончил Московский Университет, после чего, поступив на военную службу, участвовал в Отечественной войне ( в бородинском, тарутинском, Лейпцигском и других сражениях) . Несмотря на разницу жизненного опыта, в их воззрениях, в том числе общественно-политических, было много общего. Дружбу с Чаадаевым Пушкин называл «счастьем» , высоко ценил его, сравнивая с великими деятелями античности – Брутом и Периклом: Он вышней волею небес Рожден в оковах службы царской. Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес А здесь он ¬¬¬¬¬¬¬¬¬– офицер гусарский. («К портрету Чаадаеву» , 1820) Обратимся к стихотворению. Перечтем первое четверостишие: Любви, надежды, тихой славы Недолго тешил нас обман… и т. д. Как понять эти строчки? Очевидно, первая строфа говорит о мирных наслаждениях жизни, о надеждах на счастье, о литературной славе, славе мирной, тихой. Именно в таком смысле следует понимать эпитет «тихая» , который нередко кажется учащимся «неподходящим» к слову «слава» . Но эти надежды на тихое, мирное счастье исчезли. «Дней александровых прекрасное начало» уже отошло в прошлое. Надежды на либеральные реформы не осуществились. В условиях прлитического гнета, бесправия и произвола мирное счастье, «тихая слава» невозможны. Отмечаем простое, но сильное сравнение: «Как сон, как утренний туман» . Ни от сна, ни от утреннего тумана, действительно, ничего не остается. На смену устремлениям к мирному личному счастью приходят гражданские чувства, желанья, связанные с политической борьбой. Читаем вторую строфу. Обращаем внимание на два образа, возникающие в ней: «власть роковая» и «отчизна» . В сопоставлении этих двух образов возникает лаконично выраженная, глубоко трагическая тема тяжелого положения родины, народа под гнетом «роковой власти» всего четыре коротких стиха, но в них большой внутренний подтекст: у читателя возникает мысль и о крепостном рабстве, и о военных поселениях, и о жестоких расправах с поднимающимся народом. Отмечаем силу эпитета «роковая» власть. В данном контексте он значит: жестокая, бесчеловечная. Родина названа «отчизной» , т. е. отобрано из ряда возможных синонимов то слово, в котором есть оттенок сердечности, интимности. В разобранной строфе поэт сказал:» Но в нас горит еще желанье» . Он говорит не только о себе, но выражает чувства и мысли многих. О каком желании он говорит? Перечитываем следующую строфу, из ее содержания это желание определяется: наступление «минуты вольности святой» . О чем говорит слово «минута» ? О быстром осуществлении «вольности» , очевидно, о победе дела освобождения путем революционной борьбы. Что означает в данном контексте эпитет «святой» ? Высокое понимание слова «вольность» . Сравнение «как ждет любовник молодой минуты верного свиданья» подчеркивает и искренность и силу нетерпения, и уверенность в осуществлении затаенного желания («верное» свиданье) . Пройди по ссылке там полный текст самого лучшего анализа этого стиха
  • Несмотря на «порывы» души, отчизне Пушкин ничего и не посвятил, уделяя больше внимания женскому полу, гуляниям и стихам. Так что вся его «борьба» с самовластием — это «глаголом жечь». Раздражительно для власти — но абсолютно неэффективно! Наверно от лирики его гораздо больше пользы — ведь эмоции, выраженные стихами, он подкреплял постоянной практикой!)))
  • Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении «К Чаадаеву» . Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэтому-то стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации. В начале послания Пушкин говорит о том, что быстро исчезли надежды, которые возникли было в обществе в первые годы царствования Александра I. Гнёт «власти роковой» заставляет людей передовых взглядов и свободолюбивых настроений с особой остротой чувствовать «призванье отчизны» и нетерпеливо ожидать «минуты вольности святой» . Поэт призывает своего друга отчизне посвятить «души прекрасные порывы…» , бороться за её свободу. В конце стихотворения поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа. Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за её свободу. Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое выражение в ряде словесных образов. Мы встречаем такие выразительные метафоры, как «в нас горят ещё желанья» , «пока свободою горим, пока сердца для чести живы» , «звезда пленительного счастья» ; эмоционально-оценочные эпитеты: «вольность святая» , «нетерпеливою душой» ; яркие образные выражения: «под гнётом власти роковой» , «на обломках самовластья».



Следующий: