Степной ландшафт х. Керчик-Савров

Цели урока:

  • Учебные: формирование ценностного
    отношения к окружающему миру, малой Родине через
    раскрытие темы: «Степной ландшафт х.
    Керчик-Савров».
  • Воспитательные: воспитание экологической
    культуры, творческого потенциала личности
    учащихся и инициации у них художественного
    осмысления наиболее актуальных проблем
    окружающей их природы; воспитание готовности
    принимать решения.
  • Развивающие: развитие познавательного
    интереса; создание условий для развития
    всесторонне-развитой личности через познание
    мира и самопознание.

Используемые технологии:
технология «Проектного обучения».

Требования:

  • Наличие проблемы «Степная зона х. Керчик-Савров
    и рациональное использование природных
    ресурсов».
  • Практическая и теоретическая
    познавательная значимость проекта.
  • Самостоятельная деятельность учащихся.

Структура проекта:

а) Наша «Малая Родина» х. Керчик-Савров.
б) Степной ландшафт х. Керчик-Савров.
в) Агроценоз поля пшеницы.
г) Чайнворд «Сельскохозяйственная экология».
д) Народные осенние приметы и календарь.
е) « Здоровье на грядке».
ё) По родному краю.

Этапы:

1. Разработка проектного здоровья.
2. Трудности
3. Этапы выполнения здоровья (идеи, анализ,
варианты решения развития первых
творческих способностей, толерантность).
4. Обсуждение критериев оценки.
5. Выбор способа оформления.
6. Фермы работы.

Реализация проекта

1. Сбор, анализ, обобщение информации из родных
источников.
2. Правильное выполнение заданий.
3. Подготовка материалов.
4. Оформление материалов презентации.
5. Контроль и коррекция промежуточных
результатов.

Защита проекта:

1. Значимость проекта.
2. Экспертиза проекта в соответствии с заданными
критериями.
3. Рефлексия. Обсуждение.
4. Итоговая работа. Личные достижения.

Станция 1 – Наша Малая Родина «х.
Керчик-Савров».
Ученик 1.
Станция 2 – Степной ландшафт «х. Керчик-Савров».
Ученик 2.
Станция 3 – Основное сельскохозяйственное
производство. Агроценоз зернового поля.
Ученик 3.
Станция 4 – Народные приметы осени, календарь.
Ученик 4.
Станция 5 – Здоровье на грядке.
Ученик 5.
Станция 6 – По родному краю.
Ученик 6.

Домашнее задание: Составить
кроссворды по теме: «Вода».

Станция 1. «Хутор Керчик-Савров – наша
«Малая Родина» в осенний период»

Хутор Керчик-Савров лежит в северо-восточной
части Приазовской наклонной равнины, которая
заключена между отрогами Донецкого кряжа,
Азовским морем и долиной Дона.

Керчик, мой хутор родной!

Вали от шумов городов,
В степи Донской, крытой балки,
Стоит мой хутор Керчик-Савров,
Вокруг сады, пруды, полянки.
Керчик, мой хутор родной,
Ты утопаешь в зелени,
Керчик, мой край дорогой,
Ты не стареешь от времени.
Как я люблю твои зори,
Краше их нет, я не спорю.
Когда-то ты был молодым,
Прошёл сквозь войны, бри революций,
Но выстоял, окреп, твои сыны
Отвагой славились могучей.
Ты и сейчас ещё не стар,
Хотя тебе и двести сорок,
Красивы улицы, богатым стал,
А люди здесь, ну просто золото.
Пусть хутор наш цветёт и впредь,
Колосья зреют ржи, пшеницы.
Будь счастлив ты, наш человек,
И прославляй истории страницы.

Э.С. Кичкова.

Малая Родина даёт нам гораздо больше, чем мы в
состоянии осознать. Человеческие наши
качества, вынесенные из детства и юности, надо
делить пополам, половина от родителей и половина
от взрастившей нас земли. Она способна
исправлять ошибки родительского воспитания.
Первые и самые прочные представления о добре и
зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее.
Природа родного края отчеканивается в наших
душах навечно.

Станция 2. Степной Ландшафт х. Керчик-Савров

1. Приазовская равнина расчленена
небольшими речками: Керчик, Кадамовка, Грушевка,
Аюта на ряд крупных междуречных водоразделов,
которые разделены балками на более мелкие,
различной величины.

2. Вокруг х. Керчик-Савров расположены балки:
Керчик, Туруза, Тиуса, Скирдовая, Каменная,
Бургуста, Камышеваха, Крутенькая, Мокренькая и
другие.

3. Полезные ископаемые представлены:
месторождениями сарматских песков (мощность
толщи песков от 10 до 30 м.), различными глинами,
месторождениями каменного угля (строится шахта
«Кадамовская» вблизи х. Керчик-Савров в балке
Керчик). Крупными запасами песчаника из которого
в х. Керчик-Савров построены дома, сараи, заборы
(которые сохранились на некоторых улицах до
настоящего времени)

4. Характерной особенностью климата является
его континентальность, выражающаяся в
недостаточном количестве атмосферных осадков 423
мм, из которых в теплое время года выпадает 220 мм.
Наблюдаются высокие t, резкий переход от холодной
зимы к жаркому лету.

5. Ветры восточные и северо-восточные
преобладают. Они вызывают в зимнее время снежные
и раз в 4 года пыльные бури; в летнее время
суховеи, когда относительная влажность воздуха
снижается до 30 и меньше %. Наибольшая величина
относительной влажности воздуха наблюдается в
зимние месяцы, наименьшая в период с мая по
октябрь.

6. На территории х. Керчик-Савров получили
распространение черноземы обыкновенные
карбонатные. Глубина гумусового горизонтального
слоя 89-94 см.

7. Растительность представлена обедненной,
разнотравно-типчаково-ковыльной степью с
меньшим количеством разнотравья.

8. Основу травостоя составляют ковыль, типчак,
пырей, мятлик, полынь, шалфей, кермек и другие.

9. Основная часть лесных полос расположена с
севера на юг, поперек господствующим восточным
ветрам.

Станция 3. «Агроценоз поля пшеницы»

1. Керчик-Савров находится в Октябрьском (с)
районе Ростовской области. Район имеет площадь
2000 кв.км. Протяженность свыше 150 км. Октябрьский
район относится к степной зоне и располагает
разнообразными естественными природными
ресурсами. Главное богатство –
североприазовские черноземы, на которых
получают высокие урожаи сельскохозяйственных
культур.

Строение агроэко системы пшеничного поля.

1. Чем природная экосистема отличается от
агроэкосистемы?

2. К агроэкосистемам относят

1) Смешанный лес.
2) Заливной луг.
3) Зарастающее озеро.
4) Пшеничное поле.

3. Почему поле пшеницы считают искусственным
сообществом?

1) В нем преобладают продуценты одного вида.
2) В него входят популяции растений и животных.
3) В нем отсутствуют сапротрофные организмы.
4) Его устойчивость поддерживается
разнообразием коксументов.

4. Агроценозы в отличие от естественных
биоценозов.

1) Не участвую в круговороте веществ.
2) Существуют за счет микроаргонизмов.
3) Не могут существовать без участия человека.
4) Состоят из большого числа видов растений и
животных.

5. Агроэкосистема пшеничного поля отличается от
экосистемы байрочного леса.

1) Отсутствием вредителей и паразитов.
2) Более длинными цепями питания.
3) Меньшей устойчивостью.
4) Замкнутым круговоротом веществ.

6. Агроэкосистема менее устойчива, чем
экосистема так как в ней

1) Нет продуцентов и редуцентов.
2) Ограниченный видовой состав растений.
3) Животные занимают первый трофический уровень.
4) Замкнутый круговорот веществ и превращения
энергии.

7. Минерализация органических соединений почвы
осуществляется благодаря деятельности

1) Корней растения
2) Шляпочных грибов
3) Микроаргонизмов
4) Наземных животных.

Станция 4. Народные приметы осени и
календарь

  • Теплая осень – к долгой зиме.
  • В лесу много рябины – осень будет дождливая,
    мало – сухая.
  • Осенью много паутины – на ясную погоду.
  • Если на березе лист начал желтеть с вершины, то
    будущая весна будет ранней, а если снизу – то
    поздняя.
  • Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко –
    к теплой зиме.
  • Пчелы осенью плотнее леток воском залепляют –
    на холодную зиму, оставляют его открытым – к
    теплой зиме.

Осенний иней – к сухой и солнечной погоде, к
теплу.

11 сентября – «Иван-полетний»

В конце декады сентября Иван-полетний есть.
С этим днём, друзья, по пальцам нам не счесть.
Полетний Ванька гонит птиц в далёкие края,
А гуси зимушку за хвост ведут опять в поля.
Если рано журавли к югу полетят,знай,
Что ранней быть зиме, тут бы не пропасть!

14 сентября «Семён-летопроводец»

Летопроводец – Семён загадками богат.
А ну-ка, попробуй, отгадай Семён ты или нет?
– Если в этот день будет ясная погода, то,
какое будет бабье лето? (тёплое)
– Если в этот день будет тепло, то какая
ожидается осень?(дождливая)
– Если этот день будет дождливым, то какую можно
ждать осень?(сухую)

3 октября – «Астафий ветряк»

А вот октябрь на дворе, значит – листопад.
Раздолье нашей детворе, пока не снегопад.
На Астафья ветряка ветер засвистит,
Так и знай, наверняка, зиму пригласит.

14 октября – «Покров»

На Руси давно велось, что на Покрова
До обеда осень жди, к вечеру -зима.

4 ноября – «Казанская»

До Казанской – не зима, с Казанской – не осень.
На Казанскую дождь лунки нальёт – зиму скоро
приведёт.

8 ноября – «Дмитрий Солунский»

На Казанскую дожди – вскорости зима.
А на Дмитрия тепло – в дождь войдет она.

21 ноября – «Михайлов день»

«Коли на Михайлов день да иней – ожидай больших
снегов, коли день начнется туманом – оттепели
быть».

23 ноября – «Ераст»

«С Ераста жди ледяного наста».

Используя народные приметы, сельские труженики
получают высокие урожаи.

Станция 5. «Здоровье на грядке»

Соедините части слов попарно так, чтобы
получились названия 20 овощных культур.

Станция 6. «По родному краю»

Занятия учащегося МОУ СОШ №1. Учащийся
изучают Донской край, совершают различные
экскурсии, походы, собирают и накапливают
материалы об охране окружающей среды, о
растениях и животных включенных в красную книгу
Ростовской области. МОУ СОШ №1 является
пилотной площадкой для изучения
сельскохозяйственных профессий. В учебный
процесс введен предмет «Основы фермерства». Где
уже с начальных классов учащиеся познают азы
сельского хозяйства.

Литература:

1. В.В Пасечник, Школьный практикум,
Экологи, Дрофа 1998.
2. И. В. Цветаева «Экологическое воспитание»
– М: Педагогическое общество России. 2005.
3. Времена года – Москва: «Детская литература»,
2005.
4. В.Н. Алексенко «География Ростовской
области»
5. Ростовская область Школьный атлас – ООО
«ДИ ЭМ БИ», 2004.
6. Иллюстрированный атлас России – Ридерс
Райджест. Москва, 2005.

Следующий: