Статья Учебно-исследовательская деятельность как одна из форм обучения и воспитания в условиях профильной школы


Основная идея школы состоит в том, что
существенно расширяются возможности выбора
каждым школьником индивидуальной
образовательной программы. Сама жизнь уже
убедительно показала, что малоэффективно учить
“всех всему”. Обучение старшеклассников должно
быть построено в максимально возможной мере с
учетом учащимися своих интересов и дальнейших,
послешкольных жизненных планов. Исходным
условием образовательного процесса является
социальный заказ общества. Выпускник должен
быть, прежде всего, образованным и воспитанным.
Это значит, он должен иметь совокупность
достаточно сформированных, социально значимых
качеств, отражающих систему отношений человека к
миру, к людям, к самому себе, иметь достаточно
высокий уровень самосознания, самостоятельность
в принятии решения.

Выполняя социальный заказ общества, учителя
страны активно ищут эффективные формы
организации учебно-воспитательного процесса.
Ими используются разнообразные технологии,
формы и методы, влияющие на процесс модернизации
школьной географии с целью повышения интереса к
предмету, улучшения качества знаний обучающихся
и правильного выбора профессии.

В современных условиях общество предъявляет
высокое требование не только к уровню знаний
выпускников школ, но и умение работать
самостоятельно. На мой взгляд, одной из
актуальных и эффективных форм организации
учебно-воспитательного процесса является
учебно–исследовательская деятельность.



Учебно-исследовательская деятельность
включает в себя ряд известных педагогической
науке и практике элементов, приемов и методов, но
в целом – это самостоятельная, оригинальная
технология, потому что многие подходы трактует
на ином уровне; у неё своя методология, своя
структура, свои подходы к реализации содержания
образовательных программ.



Наша школа, — это не только образовательное
учреждение с углубленным изучением отдельных
предметов; в которой — 57% успевают на “4” и “5”;
ежегодно обучающиеся принимают участие в
олимпиадах, конкурсах и занимают призовые места,
т.е. большинство учащихся имеют повышенную
мотивацию к обучению, но и школа -
профессиональной карьеры. Главные задачи
предпрофильной и последующей профильной
подготовки связывают с профориентацией, с тем,
чтобы “способствовать самоопределению
учащегося”.

Поэтому одним из направлений моей работы стало
выявление одаренных детей, приобщение их к
учебно-исследовательской деятельности и
ориентация на выбор будущей профессии, этому
способствует и то, что я несколько лет уже
являюсь руководителем школьного научного
общества “Земляне”. Занятия в школьном научном
обществе “Земляне” многим ребятам помогли
сделать правильный выбор профессии. Некоторые
связали свою судьбу с медициной, поступив в
медицинский колледж, ВУЗ, другие продолжили
изучение психологии, географии в БелГУ, а так же
изучение экологии в Москве в университете
инженерной экологии.



Учебно-исследовательская деятельность – это
творческий процесс взаимодействия учителя и
ученика по поиску решения неизвестного, в
результате формирует развитие
исследовательской позиции к миру, к самому себе,
к другим, также формирует мировоззрение.

Этот вид деятельности используется мной в
рамках школьного научного общества, а также на
уроках с целью приобретения навыков
исследовательской деятельности, опыта общения с
коллективом и умения работать с дополнительными
источниками информации. Члены школьного
научного общества “Земляне” активно включаются
в процесс самообразования и саморазвития,
повышают уровень знаний и эрудиции в
интересующих областях науки, усовершенствуют
процесс своего обучения и профориентации.
Исследовательская деятельность вызывает у детей
новые стимулы учения, т.е. вовлекает их в общий
труд учения, создает ситуацию успеха, движения
вперед, обеспечивает совместную деятельность
учителя и обучающихся. Эта деятельность
позволяет мне органично интегрировать знания из
разных областей и применять их на практике,
создавая при этом новые идеи.

Необходимо отметить, что данная форма обучения
не является кардинально отличающейся от
традиционных форм и методов
учебно-воспитательного процесса. Цель её
создать модель по формированию развивающей
среды для учащихся.
Именно учитель задает
формы и условия исследовательской деятельности,
благодаря которым у ученика формируется
внутренняя мотивация подходить к любой
возникающей перед ним проблеме с
исследовательской, творческой позиции. Каждый из
нас – изначально, по своей природе –
исследователь. Эту способность у детей учителю
необходимо развивать. Особенно важно в условиях
всё большей неопределенности мира не сужать
мировоззрение наших воспитанников конкретикой
узкотематических профилей, а развивать в них
способности активно, самостоятельно выстраивать
путь познания, свою жизнь. Технологическая
сторона учебно-исследовательской деятельности
основана на принципах сотрудничества и
сотворчества, отношения взаимопонимания с
обучающимися. Учебно-исследовательская
деятельность предполагает работу как
индивидуально, так и в группе. В первую очередь,
это — задания экспериментального и
исследовательского характера, которые выполняют
учащиеся в рамках своих тем; посещение
научно-исследовательских институтов,
предприятий, научных учреждений; встречи с
людьми, прославившими науку в данной области;
посещение выставок связанных с проблематикой
научных работ. Творческая деятельность каждой
группы проявляется в подготовке и проведении
конкурсов знатоков науки или экологического
эрудициона, в работе лекторских групп с целью
пропаганды здорового образа жизни, викторин,
экологических вечеров. Такая деятельность
позволяет мне сделать каждого ученика значимым,
стимулирует мотивацию участия большого
количества ребят в исследовательской
деятельности и экспериментальной работе.
География является важнейшим компонентом любой
профессии и специальности. Её важнейшим аспектом
является формирование мировоззрения, логики
научного мышления, интеллектуального и
профессионального кругозора как ведущих
положений в становлении профессионального
самосознания личности будущего специалиста.

Важно и то, что географические знания о ведущих
сферах народного хозяйства, основных видах труда
и массовых профессиях позволяют учащимся
правильно сопоставить свой выбор профессии с
потребностями экономического региона в кадрах. В
свою очередь исследовательская деятельность
способствует овладевать знаниями, выходящими за
пределы учебной программы. Она обучает методам и
приемам научного исследования, дает возможность
стать пропагандистами в значимой для себя
области знаний. При изучении темы
“Металлургический комплекс” обучающие
сообщают интересные сведения из своих проектов
“ОЭМК сегодня и завтра”, “Антропогенное
воздействие на почвы города Старый Оскол”.
Изучая “Агропромышленный комплекс” учащиеся
проводят исследования по теме: “АПК
Старооскольского района” изучая видовой состав
растениеводства и урожайность культур, выявляя
влияние климатических особенностей на
урожайность растений. Разрабатывают
рекомендации по устранению недостатков работы
АПК. Исследовательский проект “Транспорт нашего
города” вызвал особый интерес у ребят, которые
выполняли его и у тех, кто его слушал. По этой теме
обучающиеся провели мониторинг за движением
транспорта, по автомагистралям, проходящим
вблизи школы, подсчитали количество выделяемых
выхлопных газов и выяснили их вред на здоровье
людей. В проекте рассматривались вопросы работы
городского транспорта и отношение жителей
города к работе транспорта. С этой целью
школьники провели социологический опрос и
сделали вывод о том, что работа городского
транспорта удовлетворительная. Такая работа
позволяет школьникам лучше узнать отрасли
промышленности нашего города и сориентироваться
на выборе профессии. Ребята защищали свои
проекты на уроках и на заседании школьного
научного общества.

Члены школьного научного общества “Земляне”
это школьники, которые не первый год занимаются
исследовательской работой, выступая на
городских, областных и Всероссийских научных
конференциях, занимают призовые места, получают
рекомендации для поступления в вузы. А самое
главное, что в итоге нашей совместной
деятельности формируется всесторонне развитая
личность, адаптированная к современным условиям
жизни, сориентированная на правильный выбор
профессии, имеющая желание трудиться не только
на свое собственное благо, но и на процветание
нашей страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. – Аванта
+, 1998.

  • Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое
    мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.
  • Васильев В.И. Проектно-исследовательская
    технология: развитие мотивации, “Народное
    образование”, 2000.
  • Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа
    в школе. М., Вербум- М., 2001.
  • Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М.:
    Просвещение, 1986.
  • Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя.
    – М., 2001.
  • Макаренко А.С. Воспитание гражданина. – М.:
    Просвещение, 1988.
  • Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе
    обучения. – М.: Просвещение, 1988.
  • Популярная энциклопедия. Все обо всем. – Москва,
    1994.
  • Селько Г.К. Современные образовательные
    технологии. – М., “Народное образование”, 1998.
  • Сергеев Н.К. Особенности организации и
    содержания научно-исследовательской
    деятельности. – М., 1993.
  • Приложение.




    Следующий: