Статья Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании географии

Современное общество неразрывно связано с
процессом информатизации. Одно из приоритетных
направлений – информатизация образования, т.е.
внедрение новых информационных технологий в
систему образования.

В силу специфики географической науки
использование для изучения только основных
образовательных ресурсов (школьный учебник,
рекомендованные авторами программы обучения,
учебно-методические материалы, контурные карты и
набор карт как наглядное пособие кабинета
географии) приводит к искусственному сужению
информационного поля. Изучение основных
географических понятий (рельеф, климат,
природные особенности и т.д.) и курса
страноведения без соответствующего визуального
ряда (фото, видеоизображения, виртуальные
экскурсии и путешествия) приводит к “обеднению”
усваиваемого материала. Разделы экономической
географии, изложенные в учебнике, устаревают уже
на этапе его издательской подготовки, что влечет
за собой отставание школьной программы от
реальной картины современного мира.

Одна из проблем — техническое обеспечение школ
вообще и кабинетов географии в частности.
Кабинет географии, как правило, не оборудован
компьютерной техникой. Для проведения
специализированных уроков используется кабинет
информатики, который работает по своему
расписанию. Выходом служат ноутбук и переносной
проектор, а для поиска информации в Интернете для
творческой работы или для подготовки к уроку
можно использовать только вечернее время или
домашний компьютер.

В географии заложены огромные возможности для
применения компьютерных технологий. Современные
школьники в большинстве своем, свободно
ориентируются в компьютерном мире, сами ищут
возможности использовать компьютер при
выполнении заданий. Компьютерные технологии
являются мощным средством обучения географии,
которое способно значительно повысить
эффективность восприятия географической
информации.

В зависимости от дидактических целей и
специфики географии как учебного предмета можно
выделить такие виды компьютерных программ:

– учебные (наставнические);
– тренажеры;
– контролирующие;
– демонстрационные;
– имитационные;
– справочно-информационные;
– мультимедиа-учебники.

Применение компьютера в обучении позволяет
управлять познавательной деятельностью
учащихся, учитывающей темпы усвоения знаний и
умений, уровень сложности, интересы, создает
возможности доступа к большим массивам ранее
недоступной современной информации. А сочетание
цвета, мультипликации, музыки, динамических
моделей расширяет представления учебного
материала. Мультимедиа дает возможности
демонстрировать на экране самые разнообразные
геоизображения: статистические и динамические,
плоские и объемные.

Среди сложностей применения
компьютерных технологий можно выделить такие:
неготовность большинства практикующих учителей
географии активно применять средства и методы
ИКТ в практической деятельности; диспропорции в
соотношении объема получаемой и усвояемой
информации; трудности в ориентирования в
информационном потоке; необходимость
индивидуализации и дифференциации обучения;
несопоставимость детского и компьютерного
мышления. Тем не менее, использование
компьютерных технологий на уроке не ведет к
“механической” замене учителя компьютером и
просмотре красивых слайдов, а требует перехода к
исследовательскому, проектному методу
преподавания. Это значит, что от учителя
требуется серьезная подготовка, прежде чем он
предложит выполнение работы ученику.



Совершенствование информационных и
коммуникационных технологий, активизация их
применения в образовании ведут к созданию
принципиально новой информационной
образовательной предметной среды, которая
существенно влияет на распределение ролей
участников образовательного процесса. Процесс
создания информационной образовательной среды
состоит из следующих этапов: поиск
географической образовательной информации; ее
анализ и отбор; представление информации в виде
текста и разработка методики использования
данной информации в учебном процессе по
географии. Информационная образовательная среда
по географии является, по сути, “промежуточным
звеном” между учителем и существующими
электронными образовательными географическими
ресурсами и изданиями.

В зависимости от технического обеспечения
учебного процесса, целей и задач урока возможны
следующие варианты практического использования
материалов.

I

. Уроки, на которых компьютер используется в
демонстрационном режиме (один компьютер для
учителя + проектор): лекция (изложение нового
материала), закрепление материала, практическое
задание. (Приложение 1)

II.

Уроки, на которых компьютер используется в
индивидуальном режиме (урок в компьютерном
классе без выхода в Интернет): работа с
презентацией при изучении нового материала,
контроль знаний, практические задания, групповые
и индивидуальные проекты

III. Уроки, на которых компьютер
используется в дистанционном режиме: творческие
задания (Приложение 2)на
поиск и отбор информации.

Совместное с учащимися творческое
созидание способно создать полноценную
образовательную среду, способную эффективно
функционировать в современных условиях.

Совместимость компьютерных технологий с
традиционными средствами и формами обучения –
один из важнейших методических принципов их
применения. При планировании уроков необходимо
найти оптимальное сочетание обучающих программ
с традиционными средствами обучения.




Следующий: