Статья Информационные технологии на уроках химии

Эффективное усвоение учебного материала по химии в колледже, предусмотренного программами, затруднено малым числом учебных часов, отводимых на его изучение трудных для восприятия вопросов, таких как «Введение в органическую и неорганическую химию», «Номенклатура органических и неорганических веществ», «Характеристика классов веществ». Только наличие интерактивных средств обучения при подготовке преподавателя к уроку и на уроках, позволяет студентам получать, использовать информацию о предмете изучения, обеспечивающих наглядность, возможность тренинга на разных уровнях и самоконтроля.

Для реализации проекта необходимы:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экрана для проекции изображения,
  • графический планшет.

С 2006 года преподавание неорганической, общей и органической химии студентам 1 курса Сибирского политехнического колледжа, проводится с использованием различного рода программных ресурсов:

  • пакета программ MS Office;
  • программы для 3D моделирования молекулярных структур – ChemSW Chemsite v.3.01. (английская версия);
  • программы, которая является практически виртуальной химической лабораторией, работая в которой можно моделировать различные процессы, знакомиться с физическими и химическими свойствами многих неорганических веществ – Crocodile Chemistry v.504 (английская версия);
  • для характеристики химических элементов можно применять программу Table;
  • на дисках в арсенале преподавателя «Перечень учебных электронных изданий и программ»

Перечень учебных электронных изданий и программ для проведения занятий по химии и внеурочных мероприятий со студентами 1-го курса СПК

Издатель Наименование Содержание
1 Новый диск Химия в школе. Электронные уроки и тесты Вещества и их превращения
2 Новый диск Химия в школе. Электронные уроки и тесты Атом и молекула
3 Новый диск Химия в школе. Электронные уроки и тесты Водные растворы
4 Новый диск Химия в школе. Электронные уроки и тесты Кислоты и основания
5 Новый диск Химия в школе. Электронные уроки и тесты Соли
6 Новый диск Химия в школе. Электронные уроки и тесты Минеральные вещества
7 Новый диск Химия в школе. Электронные уроки и тесты Углерод и его соединения
8 Новый диск Химия в школе. Электронные уроки и тесты Производные углеводородов
9 Новый диск Химия в школе. Электронные уроки и тесты Сложные хим. соединения в совр. жизни.
10 1С: Образовательная коллекция Общая и неорганическая химия 10-11 класс
11 1С: Образовательная коллекция Органическая химия 10-11 класс
12 1С: Репетитор Химия. Весь школьный курс
13 1С: Образовательная коллекция Самоучитель. Химия для всех — XXI Решение задач
14 Кирилл и Мефодий Химия 8-11 класс
15 Уроки Кирилла и Мефодия Химия 8-9 класс
16 Уроки Кирилла и Мефодия Химия 10-11 класс
17 Кирилл и Мефодий Репетитор по химии. Весь школьный курс
18 Медиа Дракоша и занимательная химия Обучаемся играя
19 Что надо для отличной учёбы Химия. Физика 3D моделирование молек. структур
20 Образование Математика и химия. Теория и практика.
21 Наука и компьютер Математика. Физика. Химия. Химические программы
22 Шпаргалки Химия Весь школьный курс
23 Шпаргалки Химия Весь школьный курс
24 Рефераты Естественные науки. Справочные материалы
25 ОблЦИТ г. Новосибирска Методика преподавания химии. Практические занятия 8 класс
26 Новый диск От плуга для лазера Интерактивная энцикл. науки и техники
27 Кирилл и Мефодий Детская энциклопедия. 1 диск
28 Кирилл и Мефодий Детская энциклопедия. 2 диск

Своевременное применение разнообразных средств на различных этапах урока, как показывает практика, позволяет студентам работать как под руководством преподавателя, в парах, в группах, а при необходимости самостоятельно по алгоритму организовать свою деятельность на занятиях и во внеурочное время.



Результатом сотрудничества преподавателя и студентов является:

  • понимание материала (сложные химические процессы, структуру вещества) подавляющим большинством студенческой аудитории и успешное применение ими на практических и лабораторных и других видах работах;
  • формирование истинных представлений у человека о строении атомов и молекул, свойствах веществ, способах получения, использования в жизни как отдельных веществ так и целых классов и взаимосвязи перечисленных характеристик;
  • повышение интереса к предмету несмотря на высокую его сложность, а соответственно и повышения абсолютной и качественной успеваемости студентов.

Для студентов, только приступивших к изучению информатики в колледже, особый интерес, вызывает использование компьютера на других предметах при изучении нового материала.

Цель работы преподавателя — показать, что компьютер может являться не только объектом изучения, но и средством обучения. После изученной темы или раздела студентам дается задание создать электронную версию в любом из программных средств. Ребята работают с желанием, реализуя свой творческий потенциал.

Я, как преподаватель, строю учебный процесс так, чтобы студенты усваивали научные знания, с интересом решали учебные задачи. Постоянная работа над усовершенствованием форм подачи материала и проверки усвоения знаний студентами возможно только при помощи компьютера, который как средство обучения имеет ряд преимуществ: с помощью компьютера можно изложить системно и последовательно новый материал или актуализировать уже имеющиеся знания, продемонстрировать опыты, различные графики, рисунки, схемы. Организовать работу студента с графическим планшетом в режиме реального времени или с использованием функции паузы мультимедийного проектора, что позволяет каждому студенту поработать самостоятельно и получить отметку, а затем сверить свои результаты с эталоном на экране. Можно использовать другой приём работы: «Лови ошибку», если задание на экране имеет неточность.

При изучении любой темы студентам предлагается учебный теоретический материал, снабженный схемами, таблицами, рисунками. Изучение нового материала идет с постоянной опорой на полученные ранее знания. После каждой стадии теоретической работы студентам предлагаются вопросы для самопроверки. Далее разбираются индивидуальные ошибки, допущенные в ходе их работы. В итоге после изучения темы осуществляется проверка усвоения знаний.

Применение компьютера на уроках химии ведется уже в течение 9 лет. Поэтому сегодня можно предложить стройную систему обучающих, контролирующих уроков по химии. Для творческого развития и самостоятельной работы студентов имеется широкое поле деятельности, предполагаемое использование компьютера для создания различных проектов развивающего, обучающего и контролирующего типов.

Оценка эффективности проведенных занятий

  1. Интерес студентов к урокам химии (по результатам опросов).
  2. Возможность ускоренного получения и усвоения знаний (Программа двухлетнего школьного курса в колледже изучается один год).
  3. Понимание особенностей строения вещества и прогнозирование его свойств (Развитие способности студентов к установлению причинно-следственных связей, анализу и обобщению).
  4. Самостоятельное проектирование студентами своей деятельности по усвоению учебной информации при помощи интерактивных средств.
  5. Повышение успеваемости и качества знаний.
  6. Модернизация труда преподавателя (эффективная работа сразу с десятью группами 1 курса возможна только с использованием электронных средств обучения).

Тематическое содержание предлагаемых электронных разработок, которые можно использовать на уроках химии и для индивидуальной работы с обучающимися

Наименование разделов и тем Номер приложения
1 Введение в неорганическую химию. Приложение 1
2 Основные химические понятия и законы. Приложение 2
3 Введение в органическую химию. Приложение 3
4 Буклет «Начала органической химии» Приложение 4
5 Алканы Приложение 5



Следующий: