Становление социально успешной личности средствами уроков истории


На современном этапе в России формируется
общенациональная образовательная политика,
главная задача которой – достижение
современного качества образования, его
соответствие актуальным и перспективным
потребностям личности, общества, государства.

Согласно Концепции модернизации российского
образования, основным результатом образования
должна стать не система знаний, умений и навыков
сама по себе, а набор ключевых компетенций в
интеллектуальной, общественно – политической,
коммуникационной, информационной и других
сферах.

В качестве приоритетных задач в изучении
предмета истории выделяются следующие:

  • знакомство учащихся с жизнью общества и
    человечества, как в прошлом, так и в настоящем,
    способствовать осмыслению ими социального,
    нравственного опыта предшествующих
    поколений;
  • развивать творческое, самостоятельное мышление
    школьников, формировать компетенции,
    необходимые для самостоятельного поиска,
    анализа и оценки информации;
  • воспитывать человека – патриота своей страны,
    уважающего национальные и общечеловеческие
    ценности;
  • отстаивать право учащихся на свободный выбор
    мнений и убеждений с учетом разнообразия
    мировоззренческих подходов, ориентировать их на
    гуманистические и демократические ценности.

Важнейшая цель исторического образования –
обеспечить средствами предмета, включающего
разные учебные курсы, воспитание гражданина и
патриота Отечества, ценностно ориентированной
личности, обладающей нравственными качествами,
способной к самореализации в условиях
современной российской социокультурной
ситуации.

С помощью исторических знаний человек
должен самоопределить себя в окружающем
мире
и интегрировать себя в этот мир.

В человеке его человеческие черты
формируются с первого в своей жизни вдоха, т.
к. он – существо общественное. Общественная
сущность человека проявляется в его отношениях,
связях с другими людьми. Познавая мир и себя как
частицу мира, вступая в разнообразные отношения
с людьми, которые удовлетворяют его материальные
и духовные потребности, ребенок включается в
общество, становится его членом. Этот процесс
приобщения личности к обществу и, следовательно,
процесс формирования личности ученые называют
социализацией.

Процесс социализации длится всю жизнь
человека. Это происходит в процессе воспитания,
образования и самовоспитания, когда человек
самостоятельно определяет для себя цели и
достигает их, когда, осознав чувство
собственного достоинства, он уверен в своем
положении в обществе. Социализация личности –
это ее язык и поведение в быту, способность к
творчеству, восприятие культуры своего народа и
т.д. Становление личности происходит в познании
окружающей среды, добра и зла, того, с чем
придется столкнуться в дальнейшей жизни.

Процесс всестороннего развития неотделим от
сложного механизма школьного обучения,
руководящей роли школы, педагога. Как определять
содержание школьного обучения в зависимости от
запросов общества и растущих духовных
потребностей человека, как учить, чтобы процесс
обучения максимально способствовал раскрытию
задатков и развитию способностей, – это те
направления творческих поисков науки, благодаря
которым совершенствуется педагогический
процесс. В сфере теоретических и практических
поисков открывается много неясного; жизнь
требует исследований, которые помогли бы
определить, что такое гармония человеческой
образованности, к какой гармонии необходимо
стремиться в процессе школьного обучения.

Сегодня школа выполняет те задачи, которые на
других этапах развития общества выполняли
несколько социальных институтов (например семья,
неформальные детские организации и объединения
и т.д.). Школа как бы выступает в роли механизма
(фактора, условия и т.п.), осуществляющего
первоначальную дифференциацию общества,
формирующего социальный статус человека,
помогающего ему адаптироваться к разным
социальным условиям. Система образование
является одним из важнейших факторов
стабильности общества, социальным регулятором
отношений между обществом и школой, ибо как
содержание образования формируется под влиянием
общества, так и общество изменяется под влиянием
образования.

Как известно, социализация личности –
противоречивый процесс. С одной стороны, он
предполагает адаптацию человека к обществу, а с
другой – обособление (отчуждение) человека от
общества. В условиях всеохватывающих перемен,
происходящих в настоящее время в нашем обществе,
равновесие между адаптацией и обособлением
(отчуждением), которое предполагает успешная
социализация, нарушается. Кардинальные перемены
в различных сферах жизни привели к изменению
функций и удельного веса различных институтов
социализации, исчезновению некоторых из них (не
стало, например, всесоюзных детских и юношеских
организаций) и появлению новых (например
организаций бойскаутов). Адаптация личности
особенно молодого человека в обществе
постоянных перемен затруднена, человек не
успевает за стремительным ходом событий.
Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди
вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и
важные жизненные перспективы; изменяются
жизненные ценности.

Социализация рассматривается как процесс,
обеспечивающий включение человека в ту или иную
социальную группу, или общность. Формирование
человека как представителя данной группы, т.е.
носителя ее ценностей, норм, установок,
ориентаций и т.п., предполагает выработку у него
необходимых свойств и способностей.

Проблема получения образования была всегда
актуальной. От того, какое образование получит
человек, зависит дальнейшая его жизнь. В
современном обществе ярко демонстрируется
противоречивость основных тенденций развития. С
одной стороны, во все большей степени
проявляется дегуманизация человеческих
отношений. Ситуация усугубляется резкой сменой
ориентиров и направленности общественности
развития, вызванной стремлением в одночасье
модернизировать общество. Непонимание сути
перемен, кардинальный слом привычной системы
ценностей рождает у людей чувство страха и
неуверенности, потери ощущения полноты и
осмысленности жизни, стабильности и привычных
социальных ориентиров, что приводит к серьезным
личностным и социальным деформациям. С другой
стороны, в современном мире, сверхсложном по
своему устройству и сверхмощном по своим
возможностям, возрастает значимость личности
как субъекта социальных отношений.

В связи с этим особо актуализируется проблема
образования и культуры, ибо социализированный
человек – это продукт определенной культуры и в
то же время ее творец. Снять острый конфликт
между двумя обозначенными тенденциями, смягчить
социальные последствия проводимых реформ,
гармонизировать жизнь современного человека,
гуманизировать все стороны его жизни и тем самым
обеспечить стабильное развитие общества
призвана система образования.

Школа активно влияет на мотивацию достижений
успеха – одного из факторов самоизменений. Она
привносит определенные характеристики в
предлагаемую школьникам деятельность. К
достижениям побуждает деятельность,
соответствующая уровню притязаний школьника.
Очевидно, что:

  • задачи, которые ставит перед ребенком
    необходимость выполнения деятельности, должны
    быть посильными и не требовать от него
    приложения сверхусилий. В этом случае от решения
    этих задач не откажутся как хорошо
    мотивированные, так и слабо мотивированные и
    ориентированные на избегание неудачи дети;
  • деятельность должна предоставлять школьнику
    возможности для выбора, быть интересной и
    соответствовать уровню его притязаний;
  • в школьной жизнедеятельности должны
    присутствовать задачи разной степени сложности,
    дающие возможность пережить успех как можно
    большему числу учащихся.

Необходимым условием становится адекватная
оценка личностных проявлений и достижений
школьников.

  • включать школьников в оценочную деятельность,
    учитывать самооценку;
  • одинаково оценивать всех учащихся, показавших
    равные результаты;
  • непременно подчеркнуть те стороны
    деятельности, которые особенно значимы для
    самого ученика;
  • стараться выявить не только недостатки, но и
    успехи;
  • проявлять доброжелательность и сдержанность,
    уходить от эмоционального напряжения, обиды,
    раздражения;
  • обсуждать с учениками (группами) причины ошибок
    и пути: исправления;
  • добиваться того, чтобы школьник действительно,
    а не формально принял оценку и понял, как ее
    улучшить.

Социальное становление является результатом
социальной деятельности, то есть такой
деятельности, результаты которой направлены на
улучшение общественной жизни в той среде, в
которой находится ребенок.

Для осуществления такой деятельности ребенок
должен обладать соответствующими возрасту
общеобразовательными знаниями, сведениями о
проблемах своей страны, непосредственного
окружения и иметь первоначальное представление
о своем месте в общественной жизни.

Однако для ребенка важно не только видеть, что
надо сделать, но и уметь применить имеющиеся у
него знания, умения и навыки человеческого
общения в конкретных делах. Кроме того, в
процессе своей социальной жизни школьнику
приходится уметь вступать в контакт с
окружающими его детьми таким образом, чтобы не
нарушать имеющееся или способствовать
становлению и, возможно, восстановлению
нарушенного психологического равновесия в
детской среде.

И, наконец, для закрепления навыков, полученных
в результате организованной таким образом
общественно значимой деятельности детей, для
дальнейшего обогащения их социального опыта
необходимо как можно шире вовлекать ребенка в
многоплановые социальные контакты на основе
доминирующего у него интереса к определенным
видам деятельности, естественно, не вступая в
противоречие с желанием самого ребенка
принимать участие в социальных контактах.

Вопрос социального становления детей
становится все более актуальной проблемой, как
для самой личности, так и для государства и
общества.

Изучение гуманитарных дисциплин со­ставляет
важную часть общеобразовательной и
мировоззренческой подготовки современной
молодёжи и способству­ет интеллектуальному
развитию личности и выработке творческого
мышления. К важнейшим общественным наукам
относится история.

История — это наука о прошлом человеческого
общества и его настоящем, о закономерностях
развития общественной жизни в конкретных формах,
в пространственно-временных измерениях.
Содержанием истории вообще служит исторический
процесс, ко­торый раскрывается в явлениях
человеческой жизни, сведения о которых
сохранились в исторических памятниках и
источниках. Явления эти чрезвычайно
разнообразны, касаются развития хо­зяйства,
внешней и внутренней общественной жизни страны,
ме­ждународных отношений, деятельности
исторических личностей.

Соответственно и история — наука
многоотраслевая, она сла­гается из целого ряда
самостоятельных отраслей исторического знания,
а именно: истории экономической, политической,
соци­альной, гражданской, военной, государства и
права, религии и пр.

История тесно связана с другими науками, в
частности, с психологией, социологией,
философией, юридическими наука­ми,
экономической теорией, математикой,
математической стати­стикой, языкознанием,
литературоведением и др. В отличие от них она
рассматривает процесс развития общества в целом,
ана­лизирует всю совокупность явлений
общественной жизни, все ее стороны (экономику,
политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимо­связи и
взаимообусловленности. В то же время каждая из
суще­ствующих наук (общественных, экономических,
технических) за время развития человеческого
общества прошла свою историю. И на современном
этапе все науки и виды искусства обязательно
включают исторический раздел, например, история
физики, исто­рия музыки, история кино и т.д. На
стыке исторических и других наук создаются
междисциплинарные науки — такие, как
истори­ческая география, историческая геология
и др.

История выполняет несколько социально
значимых функций.

Первая — познава­тельная, интеллектуально
развивающая, состоящая в самом изучении
историче­ского пути стран, народов и в
объективно-истинном, с позиции историзма,
отражении всех явлений и процессов, составляющих
историю человечества.

В научном языке часто слово “история”
употребляется как процесс, движение во времени и
как процесс познания во времени. Содержанием
истории, как специальной отрасли научного
знания, служит исторический процесс.

Следует заметить, что человеческое общежитие —
такая же часть мирового бытия, как и жизнь
окружающей нас природы, и его научное познание —
такая же необходимая потребность человеческого
ума, как и изучение жизни природы.

Исторический процесс проявляется в
человеческой жизни, известия о которой
сохранились в исторических памятниках и
источниках. Явления эти чрезвычайно
разнообразны, касаются внешней и внутренней
жизни страны, международных отношений,
деятельности исторических личностей.

Таким образом, познавательная функция состоит
в самом изучении исторического пути нашей
страны, исторического пути народа и в
объективно-истинном, – с позиций историзма, –
отражении всех явлений и процессов, составляющих
историю Российского государства. Стремясь к
объективному познанию истории страны, надо
постоянно проверять себя, изучая цепь
исторических событий в их целостности, в
причинной связи и результатах.

Анализ ошибок вчерашнего дня даст
возможность избежать ошибок сегодня и завтра.

При этом всесторонний анализ ошибок,
тщательность их изучения не должны
перечеркивать той огромной положительной
работы, которую проделали наши предки.

Вторая функция — практически-политическая.
Сущность ее в том, что история как наука, выявляя
на основе теоретического осмысления
исторических фактов закономерности развития
об­щества, помогает вырабатывать научно
обоснованный политиче­ский курс, избегать
субъективных решений. В единстве прошлого,
настоящего и будущего — корни интереса людей к
своей исто­рии. Русский историк В.0. Ключевский
(1841—1911), определяя практическое значение знаний
истории, исторического сознания, отмечал:
«Каждому народу история задает двустороннюю
куль­турную работу — над природой страны, в
которой ему суждено жить, и над своею собственной
природой, над своими духовными силами и
общественными отношениями» .

Чтобы определить, куда и как идти обществу в
своем развитии, нужно знать, откуда, из какого
состояния оно пришло и как оно прошло свой
исторический путь.

Сегодня сама жизнь ставит многие вопросы перед
современной историей. Определяя задачи и
направления своей деятельности, каждый из нас
должен быть в определенной степени историком,
чтобы стать сознательно и добросовестно
действующим гражданином.

Третья функция — мировоззренческая. Изучение
истории непосредственно влияет на формирование
научного мировоззрения.

Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы
его развития – может быть научным, если
опирается на объективную реальность. В
общественном развитии объективная реальность —
это исторические факты. История, ее
фактологическая сторона является фундаментом,
на котором зиждется наука об обществе. На
исторической неграмотности спекулируют
всяческие сторонники догм и лженауки об
обществе, так как, не зная исторических фактов,
люди вынуждены принимать разные идео­логические
настроения и гипотезы на веру.

Чтобы выводы из истории были действительно
научными, необходимо изучать все факты,
относящиеся к данному процессу или явлению без
исключения, в их совокупности, только тогда можно
получить объективную, адекватную
действительности картину, а следовательно и
обеспечить научность познания.

История обладает огромным воспитательным
воздействием. Это четвертая функция истории.

Знание истории своего народа и всемирной
истории формирует гражданские качества —
патрио­тизм и интернационализм; показывает
роль народа и отдельных личностей в развитии
общества; позволяет познать моральные и
нравственные ценности человечества в их
развитии, понять такие категории, как честь, долг
перед обществом, видеть пороки об­щества и людей,
их влияние на человеческие судьбы.

Изучение истории приучает мыслить
историческими катего­риями, видеть общество в
развитии, оценивать явления общест­венной жизни
по отношению к их прошлому и соотносить с
по­следующим ходом развития событий.

Такой подход формирует потребность
осмысливать действи­тельность не в статике, а в
историческом процессе, в хронологи­ческой связи,
в диалектике развития.

Приобретая исторические знания и исторический
опыт, каждый из нас стремится к их истинности, то
есть к верному отражению действительности в
своем сознании. Чтобы получить истинные
(достоверные) исторические знания, необходимо
иметь надежные источники этих знаний.

В качестве исторических источников могут
использоваться памятники архитектуры, предметы
быта прошлого, широкий спектр письменных
документов, картины, гравюры, схемы, чертежи,
звуковые записи и многое другое. Не бывает
“плохих” или “хороших” типов источников. Они
могут обладать лишь различной степенью
достоверности (надежности) и информированности.

Отыскать достоверную информацию и получить
новое историческое знание позволяют методы
изучения истории. Как известно, любой процесс
познания, в том числе и познания истории, состоит
из трех компонентов: объекта исторического
познания, исследователя и метода познания.

Исторический метод — это путь, способ действия,
с помощью которого исследователь приобретает
новое историческое знание.

К числу основных исторических методов научного
исследования чаще относят четыре метода:
историко-генетический, историко-сравнительный,
историко-типологический и историко-системный.

Кроме того, в истории вполне применимы и
общенаучные методы: анализ, синтез, индукция,
дедукция, описание, измерение, объяснение и др.

Наиболее распространенным в исторических
исследованиях, является историко-генетический
метод. Он наиболее универсален, гибок и доступен
историку. Его суть сводится к последовательному
раскрытию свойств и функций изучаемого объекта в
процессе его изменения. При использовании этого
метода познание идет от единичного к особенному,
а далее – к общему и всеобщему. Этот исторический
метод служит анализу развития того или иного
явления. Достоинством и одновременно
недостатком этого метода является то, что при его
использовании четче, чем в иных случаях,
проявляются индивидуальные особенности
исследователя. Одной из слабых его сторон можно
считать то, что излишнее стремление историка к
детализации разных аспектов, изучаемой проблемы
может привести к несправедливому преувеличению
малозначительных элементов и сглаживанию
наиболее важных. Такая диспропорция приведет к
ошибочному представлению о сущности изучаемого
процесса, события или явления.



Историко-сравнительный метод так же, как
историко-генетический, один из наиболее
распространенных. Объективной основой для его
использования служит то, что
общественно-историческое развитие – это
повторяющийся, внутренне обусловленный,
закономерный процесс. Многие события,
происходившие в разное время и разных масштабах,
во многом сходны, во многом отличны друг от друга.
Поэтому, сравнивая их, появляется возможность
объяснить содержание рассматриваемых фактов и
явлений. В этом и состоит основное
познавательное значение
историко-сравнительного метода. Он позволяет
вскрыть сущность изучаемых событий по их
сходству и различию, проводить сравнение во
времени и пространстве. К недостаткам этого
метода следует отнести его ограниченность и
трудности применения. Его сложно применять при
изучении динамики общественных процессов,
формальное использование метода может привести
к ошибочным выводам.

Право на существование в качестве
самостоятельного метода имеет
историко-типологический метод. Типологизация
(классификация) служит для упорядочения
исторических явлений, событий, объектов в виде
качественно определенных типов (классов) на
основе присущих им общих признаков и различий.
Например, изучая историю Второй мировой войны,
историк может поставить вопрос о соотношении сил
гитлеровской и антигитлеровской коалиций. В этом
случае противоборствующие стороны могут быть
условно разделены на две группы. Тогда стороны
каждой из групп будут отличаться лишь по одному
признаку – отношению к союзникам или врагам
Германии. По иным признакам они могут
значительно различаться. В частности, в
антигитлеровской коалиции будут
социалистические страны и капиталистические (к
концу войны более 50 государств). Но это – простая
классификация, не дающая достаточно полного
представления о вкладе этих стран в общую победу,
а скорее, наоборот, способная выработать
ошибочное знание о роли этих государств в войне.
Если же будет стоять задача выявления роли
каждого государства по осуществлению успешных
операций, уничтожению живой силы и техники
противника, освобождению захваченных территорий
и так далее, то соответствующие этим показателям
государства антигитлеровской коалиции будут
типической группировкой, а сама процедура
изучения – типологизацией.

В нынешних условиях, когда историческим
исследованиям все чаще свойственен целостный
охват истории, все чаще используется
историко-системный метод, то есть метод, при
использовании которого изучается единство
событий, явлений в общественно-историческом
развитии. Например, рассмотрение истории России
не как какого-то самостоятельного процесса, а как
результата взаимодействия с другими
государствами в виде одного из элементов
развития истории всей цивилизации.

Важно учитывать, что эти и другие существующие
методы применяются в сочетании друг с другом,
дополняя один другой. Использование в процессе
исторического познания какого-то одного метода
лишь удаляет исследователя от объективности.

Объективность исторического познания
обеспечивается и научными принципами. Принцип
можно рассматривать как ос­новное правило,
которое необходимо со­блюдать при изучении всех
явлений и событий в истории.

Основными научными принципами являются
следующие:

Принцип историзма требует рассмотрения всех
исторических фактов, явлений и событий в
соответствии с конкретно-исторической
обстановкой, в их взаимосвязи и
взаимообуслов­ленности. Всякое историческое
явление следует изучать в разви­тии: как оно
возникло, какие этапы в своем развитии прошло,
чем, в конечном счете, стало. Нельзя
рассматривать событие или лич­ность
одновременно или абстрактно, вне временных
позиций.

Принцип объективности предполагает опору на
факты в их истинном содержании, не искаженные и
не подогнанные под схе­му. Этот принцип требует
рассматривать каждое явление в его
многогранности и противоречивости, в
совокупности как положи­тельных, так и
отрицательных сторон. Главное в обеспечении
принципа объективности — личность историка: его
теоретические взгляды, культура методологии,
профессиональное мастерство и честность.

Принцип социального подхода предполагает
рассмотрение историко-экономических процессов с
учетом социальных интере­сов различных слоев
населения, различных форм их проявления в
обществе. Этот принцип (еще его называют
принципом классово­го, партийного подхода)
обязывает соотносить интересы классо­вые и
узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая
субъектив­ный момент б практической
деятельности правительств, партий, личностей.

Принцип альтернативности определяет степень
вероятности осуществления того или иного
события, явления, процесса на ос­нове анализа
объективных реальностей и возможностей.
Призна­ние исторической альтернативности
позволяет по-новому оценить путь каждой страны,
увидеть неиспользованные возможности процесса,
извлечь уроки на будущее.

Знание основных документов в сфере образования
позволяет правильно определять задачи
исторического образования учащихся.

Для достижения целей исторического
образования в современных условиях необходимо
использовать элементы следующих технологий:

1. Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Л. Н.
Толстой, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, А. С.
Макаренко и др.). Педагогика сотрудничества
определяет авзгляд на личность: ребенок –
полноценная личность и является субъектом в
педагогическом процессе. Каждый ребенок
обладает способностями, многие дети талантливы.
Применение этой технологии дает возможность
видеть в каждом ученике уникальную личность,
создавать ситуацию успеха, помогать
реализовывать себя в положительной
деятельности, осуществлять ученье без
принуждения, учитывать особенности личности в
учебно-воспитательном процессе.

2. Игровые технологии (Б. П. Никитин). Являясь
развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в
обучение, творчество, терапию, модель типа
человеческих отношений и проявлений в труде.

Дидактические задачи: расширение кругозора,
применение ЗУН в практической деятельности,
развитие познавательной деятельности, трудовых
навыков.

Воспитывающие: воспитание сотрудничества,
самостоятельности, общительности,
коммуникативности, нравственности.

Развивающие задачи: развитие внимания, памяти,
речи, творческих способностей, рефлексии,
мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям
общества, адаптация к условиям среды, обучение
общению.

3. Технологии уровневой дифференциации (В. В.
Фирсов). Использование элементов данной
технологии дает возможность помогать слабому,
уделять внимание сильному ученику, более
эффективно работать с трудными учащимися, плохо
адаптирующимися к общественным нормам.
Реализуется желание сильных учеников быстрее и
глубже продвигаться в образовании. Повышается
уровень Я – концепции: сильные утверждаются в
своих способностях, слабые получают возможность
испытать учебный успех.

4. Технология индивидуализации обучения (Инге
Унт). Индивидуальный подход и индивидуальная
форма обучения являются приоритетными в
организации учебного процесса. Это способствует
сохранению и дальнейшему развитию
индивидуальности ребенка, его способностей.
Использование средств индивидуализации
помогает мне в выполнении учебных программ
каждым учащимся, предупреждает неуспеваемость
учащихся. Идет развитие познавательных
интересов и улучшение учебной мотивации.
Формируются личностные качества:
самостоятельность, трудолюбие, творчество.

5. Личностно ориентированное обучение (И. С.
Якиманская). Применение элементов данной
технологии развивает индивидуальные
познавательные способности каждого ученика.
Цель – помочь личности познать себя,
самоопределиться и самореализоваться. Личностно
ориентированные уроки – это создание учителем
творческой атмосферы, постоянное обращение к
субъектному опыту школьников как опыту их
собственной жизнедеятельности. Очень важна на
уроке форма обсуждения детских «версий». И
задача – выявить и обобщить «версии» учеников,
выделить и поддержать те из них, которые наиболее
адекватны научному содержанию, соответствует
теме урока, целям и задачам предмета.

6. Современные информационные технологии
позволяют эффективно использовать их в системе
образования с целью обучения, воспитания,
развития творческих способностей учащихся,
организации познавательной деятельности
школьников. Информационные (компьютерные)
технологии развивают идеи программированного
обучения, открывают совершенно новые, еще не
использованные технологические варианты
обучения, связанные с уникальными возможностями
компьютера.

Привлечение компьютера позволяет сделать
любой урок привлекательным и по-настоящему
современным. При этом для ребенка он выполняет
различные функции: учителя, рабочего
инструмента, объекта обучения, сотрудничающего
коллектива, игровой среды.

Использование ИКТ создает возможности доступа
к современной, свежей информации. А сочетание
цвета, музыки, звуковой речи, динамических
моделей расширяет возможности представления
учебной информации, позволяет воздействовать на
эмоциональное настроение учащихся, вызывает
познавательный интерес и помогает усвоению
материала.

Использование ИКТ позволяет по-новому
организовать самостоятельную учебную
деятельность школьников. Например, с помощью
мультимедиа-учебников учащиеся имеют
возможность самостоятельно приобретать знания,
проверять свои достижения с помощью
практических работ разного вида (обучающие,
тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести
учет результатов. Большинство практических
заданий носят игровой характер, что позволяет в
интересной форме закрепить знания и умения
учащихся. При этом школьник может дополнительно
использовать информацию из учебника,
исторических карт и других средств обучения.
Мультимедиа-технологии позволяют не только
выстраивать материал в виде последовательного
изложения, но и создают возможность нелинейного
перемещения между различными частями курса.

Благодаря этому школьники могут изучать
материал в необходимой для них
последовательности, устанавливать
индивидуальный темп усвоения материала.

При использовании ИКТ резко возрастает
мотивация учеников при подготовке докладов и
сообщений. Они привыкают работать с лучшими
источниками, зачастую самостоятельно сканируя
на них прекрасные иллюстрации. Дети учатся
слушать и быть услышанными – это первые шаги к
формированию планетарного мышления, так
необходимого современному человеку.

Применение компьютера в обучении позволяет
управлять познавательной деятельностью
школьников, помогает формированию мотивации
успеха у учащихся. Развитые навыки работы на
компьютере вызывают уважение у школьников,
помогают самоутвердиться среди сверстников.
Многие учащиеся имеют еще и профессиональную
мотивацию, понимая, что на современном рынке
труда профессиональные навыки работы на
компьютере востребованы.

Самое главное, что учащиеся привыкают
самостоятельно работать с информацией: искать,
анализировать, сравнивать, обобщать,
перерабатывать, трансформировать, создавать
свои проекты в разных формах. Учитель в этом
случае – координатор деятельности, а не
поставщик готовой информации.

7. Здоровьесберегающие технологии. На учителя
возложены обязательства по охране здоровья
детей, воспитания у детей привычек, а затем и
потребностей к здоровому образу жизни. На уроках
должна учитываться степень подготовленности
класса, наличие учебного времени, создаваться
положительная мотивация для активной творческой
работы, потому что организация управления
дискуссионной и исследовательской
деятельностью очень сложный процесс.

Для реализации развивающего потенциала
исторического и обществоведческого курсов
должны выбираться такие формы организации
учебных занятий, которые определяют
исследовательский и дискуссионный характер
учебной деятельности, степень вовлеченности
каждого в учебный процесс, возможность общения
учащихся с учителем и друг с другом, развитие
творческих способностей.

Одной из форм групповых занятий, является
семинар – исследование. По методике семинар
представляет дискуссию по обсуждаемой проблеме.
Особое внимание должно уделяться подготовке
семинару, знакомству с вопросами, выделение
наиболее существенного в том поиске, который
должны осуществить ученики в ходе подготовки
ответа.

Очень часто на уроках истории сочетаются
дискуссионные формы и работа с источниками.
Например, при изучении темы «Отечественная война
1812 года» воспитанию любви к Родине способствуют
образы Кутузова, Багратиона, героев
Отечественной войны 1812 года. Здесь огромную роль
играет яркий рассказ учителя о событиях,
сообщения учащихся о судьбах их участников.
Эмоциональный настрой уроков создают также
иллюстрации, использование стихов, отрывки из
музыкальных произведений. На уроках
разрабатываются групповые проекты с опорой на
учебник и дополнительную литературу.

На уроке «Движение декабристов» красной нитью
проходит материал о судьбах декабристов,
их духовном и человеческом облике.
Учащиеся могут получить опережающее задание.
Урок строится по традиционной схеме, а на
определенном этапе учащиеся, подготовленные по
группам, высказывают различные точки зрения по
последнему вопросу. Ребята могут выступить с
сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите
Муравьеве, Оболенском и др. Используются отрывки
из поэмы Некрасова «Русские женщины», «Послание
в Сибирь» Пушкина.

Организуя урок – практикум большое
внимание уделяется самостоятельной работе
учащихся по приобретению, развитию, осознанному
применению таких умений как анализ источников,
работа с учебником, подготовка тезисов,
конспектов и т.д.

Таким образом, решая учебно-воспитательные
задачи, можно строить свою работу в соответствии
с местными условиями и особенностями детей,
учитывая следующие принципы:

– дифференцированный подход к каждому ребенку;
– рациональное сочетание разных видов
деятельности;
– деятельностный подход;
– развивающий характер обучения.

Все образовательные технологии, в сочетании
с современными информационными технологиями,
позволяют развивать интерес к истории и
обществознанию у школьников и достичь хороших
результатов в обучении, а также создать
благоприятный психологический климат в классе,
поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в
полной мере раскрыть его способности, избежать
перегрузки при подготовке домашнего задания и на
уроке.

В старших классах в целях усиления
практикоориентированной составляющей
образовательного процесса выбираются наиболее
соответствующие ей формы организации обучения,
которые обеспечивают приоритет самостоятельной
познавательной деятельности, требуют привлечения
и осмысления личного социального опыта
, побуждают
высказывать собственное мнение, давать
личностную оценку, создают условия для
свободного творческого самовыражения.

Минимальный набор выполняемых учащимися работ
включает в себя:

– работу с источниками;
– решение познавательных и практических задач,
отражающих типичные социальные ситуации;
– анализ современных общественных явлений и
событий;
– написание творческих работ – эссе;
– создание школьных проектов.

В основе работы учителя истории лежат
ведущие принципы педагогики сотрудничества:
индивидуализация и дифференциация,
позволяющие создать необходимые условия
для развития каждого ребенка в отдельности,
учитывая при этом их личностные особенности, их
индивидуальность.

Система контроля и оценивания деятельности
учащихся, предусматривающая сочетание
внешнего контроля с взаимоконтролем и
самоконтролем, поэтапный контроль каждого,
посильность требований, открытые перспективы
для исправления, гласность результатов, снятие
страха перед низкой оценкой.

Наиболее адекватными методами оценивания
компетенций учащихся – традиционный устный и
письменный опрос, тестирование, проверка
качества выполнения практических заданий, а
также методы социологического исследования:
интервьюирование, самооценка, наблюдение за
поведением ученика в учебной ситуации и реальной
жизни.

Чтобы достичь реальных результатов необходимо:

1. Учитывать возрастные и психологические
особенности учащихся, осуществление
личностного подхода в учебном процессе.
2. Уважительное, доброжелательное
отношение к ученику, ведь каждый ученик – это
личность.
3. Обеспечение стойкой мотивации,
заинтересованности к изучаемому материалу.
4. Создание ситуации взаимопомощи,
признание за учеником права на ошибку.
5. Взаимосвязь урочной и внеурочной
деятельности по предмету.

Главное на уроках истории – это совместная
развивающая деятельность взрослых и детей,
скрепленная взаимопониманием, проникновением в
духовный мир друг друга, общим анализом хода и
результатов труда. В ходе реализации этой идеи
проявляется возможность учителю помочь
ученикам поверить в свои силы, разбудить в них
лучшие качества личности, подвести к высотам
гуманизма и гражданственности.

Литература:

  1. Гаврилин, А.В. Школа социализации /А.В.
    Гаврилин // народное образование.– 2010. – № 1. –
    с. 242-244
  2. Герасимова Т.Н. Воспитание успешной
    личности – ж-л «Вестник Герценовского
    университета, 2010, № 12
  3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических
    технологий:Пособие для преподавателей. – СПб.
    КАРО, 2002 – 368 с.
  4. Мудрик, А.В. Что такое социализация? /А.В.
    Мудрик //Классный руководитель.– 2009.– №8. – с. 29-34
  5. www.superinf.ru



Следующий: