Становление этикетных норм в России XVI–XVII веков

Цели:

  • Углубить представление о «Культура XVI -XVII
    вв..», познакомить с эпохой Ивана IV.
  • Работать над обогащением словарного запаса.
  • Развивать умения, анализировать получаемую
    информацию, отбирать необходимые знания об
    этикетных нормах в России XVI -XVII вв.
  • Формировать у учащихся активную жизненную
    позицию патриотизма, уважения к другим народам.
  • Задачи:

    прививать интерес к историческому
    прошлому России.

    Оборудование:

    презентация.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Речевая гимнастика.

    Прочитайте следующее высказывание в парах как
    реплику в диалоге:

    Говорящий: «Радоваться в одиночку
    грустно?» (вопрос-сомнение). Собеседник:
    «Радоваться в одиночку грустно»
    (реплика-утверждение).

    То же самое: вопрос-удивление; ответная
    реплика-утверждение; ответная реплика — сомнение
    (недоверие).

    Объясните своими словами смысл следующих
    русских поговорок:

    Сядем рядком да поговорим ладком.

    Без соли, без хлеба — худая беседа.

    За хлебом-солью всякая шутка хороша.

    Разговор дорогу коротает.

    Какие традиции русского народа отражены в этих
    поговорках? Есть ли такие традиции у других
    народов?

    В каких ситуациях эти поговорки уместны?
    Придумайте начало короткого обращения к вашим
    новым собеседникам или собеседнику, которое было
    бы уместно закончить данной поговоркой.

    III. Проверка домашнего задания

    Закончите фразы.

    Я уважаю древних греков за то, что….

    Я уважаю древних римлян за то, что…

    Беседа учителя

    Каждый народ имеет свои национальные нормы
    этикета поведения и общения. Хотя функции
    этикета во всех странах одинаковы ( вспомним их,
    мы их изучали на первом уроке в этом году -
    ликвидация конфликтности, упорядочение
    человеческих отношений, придание
    предсказуемости поведению людей), в каждой
    стране формирование этих норм происходило
    по-разному, в зависимости от исторических,
    социальных, культурных, религиозных,
    национальных условий и традиций.

    Мы продолжаем крутить колесо истории.

    -Как вы думаете куда укажет стрелка сегодня?

    Сегодня мы поговорим о том, как формировался
    этикет в России.

    Видеоролик «Иван Грозный».

    Одним из первых русских «учебников» этикета
    можно с полным основанием считать памятник
    древнерусской литературы 16-го века
    «Домострой», так как его целью было до
    мелочей регламентировать поведение русского
    человека в сфере религиозной, государственной и
    даже семейной. Создателем этого произведения,
    предположительно является благовещенский
    протопоп Сильвестр, одно время являвшийся
    духовником самого Ивана Грозного.

    Автор начинает с поучения о том, как следует
    чтить царя, как организовать религиозный быт,
    далее переходит к рекомендациям по устройству
    семейных отношений, а заканчивает подробными
    кулинарными предписаниями.

    Касаясь отношений с людьми, Сильвестр призывал
    искренне любить людей, терпеть обиду, не
    браниться. В бытовом поведении Сильвестр
    рекомендовал соблюдать умеренность во всем.

    Добрый супруг должен был следующим образом
    относиться к жене: «Жену люби и в законе с ней
    живя; что сам делаешь, тому же и жену учи: всякому
    страху божию, всякому знанию и промыслу,
    рукоделью и домашнему обиходу, всякому порядку.
    <:> Если жена не слушается, всячески
    наказывай страхом, а не гневайся, наказывай
    наедине, да, наказав, примолви, и жалуй, и люби
    ее».

    По «Домострою» женщина должна была
    содержаться всю жизнь в большой строгости, ей
    позволялось очень мало. От рождения и до смерти
    русские женщины высокого происхождения
    оставались взаперти и в уединении. Чем более
    знатными они были, тем больше строгости было в их
    воспитании в девичестве и больший надзор в
    замужестве.

    Благочестие требовало, чтобы родители почаще
    били девиц. И самым обычным было побить жену.
    Более того, о том, кто жену свою не бьет, говорили,
    что он дом свой не строит и о душе своей не радеет.
    Да и сами женщины считали такое обращение в
    порядке вещей и отождествляли степень побоев со
    степенью любви. Тем более, что «Домострой»
    человеколюбиво предостерегает от того, чтобы
    бить жену кулаком по лицу, по глазам, не,
    наказывать ее деревянными и железными орудиями,
    чтобы не изувечить, хотя бить женщину плетью
    дозволялось.

    От женщины требуется, чтобы «умела сама .печь,
    варить, всякую домашнюю порядню знала бы и всякое
    женское рукоделие; хмельного питья отнюдь не
    любила бы, да и дети и слуги у нее также бы его не
    любили; без рукоделия жена ни на минутку б не
    была, также и слуги. С гостями у себя и в гостях
    отнюдь не была бы пьяна, с гостями вела бы беседу
    о рукоделии, о домашнем порядке, о законной
    христианской жизни, а не пересмеивала бы, не
    переговаривала бы ни о ком…»

    По установившемуся порядку женщина всегда
    находится на той половине дома, окна которой
    выходят во двор а не на улицу, что защищало ее от
    чужих нескромных взглядов. В зажиточных домах на
    этой половине имелась часовня или молельня, где
    женщина могла Молиться, церковь она посещала
    только в большие праздники в сопровождении слуг
    и старшей родственницы. Она должна как можно реже
    появляться перед чужими, поэтому ее участие в
    пирах, даваемых на мужской половине, исключено.
    Лишь в редких случаях, когда супруг хочет оказать
    особую честь гостям, он велит жене прийти в
    лучших своих нарядах с кубком вина. Коснувшись
    его губами, она предлагает каждому из гостей мужа
    сделать глоток и от каждого из них получает
    поцелуй.

    Конечно, такие ограничения налагались на
    женщин из высшего сословия. Жены мелких дворян,
    купцов и крестьян имели больше свободы. Но надо
    сказать, что «Домострой»! был ориентирован
    на родовитых бояр:

    Семейное благочиние требовало придерживаться
    следующего распорядка дня. Обитатели богатых
    домов, как и простой народ, по утрам подымались
    рано: летом — с восходом солнца, зимой — за
    несколько часов до наступления дня. Еще в XVI веке
    часы считали по-восточному: 12 часов дневных и 12
    ночных. Церковь распределяла свои службы по
    этому времени, занятия людей высшего класса и
    состояли почти только в посещении богослужений
    вплоть до обеда. После обеда был обязательный
    отдых. В это время даже лавки купцов в Москве
    прекращали работу.

    Кроме этих дел, в жизни знатного боярина
    существовала царская служба, т.е. ежедневное
    посещение Грановитой палаты. Боярыня же
    занимается-воспитанием детей и… слуг.

    Украшением русских домов были иконы. В одном
    помещении их могло быть очень много, так как
    иконами было принято одаривать друг друга.
    Церковь запрещала иметь стенные зеркала, и
    благочестивые люди избегали их как одного из
    заморских грехов. Только зеркала малого формата,
    привозимые из-за границы, были принадлежностью
    женского туалета. До 17века не принято было
    развешивать по стенам картины и эстампы. Кроме
    того, зажиточные дома могли быть украшены
    богатыми безделушками вроде следующих:
    «серебряные яблоки, позолоченное изображение
    петуха с белым хвостом на поддоне, мужичок
    серебряный, костяной город с башнями и т.д.



    Главной деталью облика русского мужчины: была
    борода. Русский историк Н.И.Костомаров пишет
    следующее: «:Все носили бороды, и чем борода
    была длиннее, тем осанка человека считалась
    почтеннее: и величественнее. Богатый человек
    холил ее, берег и расчесывал гребешком из
    слоновой или моржовой кости. При Василии
    Ивановиче начало было входить в обычай бритье
    бород, и сам великий князь последовал этому
    обычаю; но духовенство вопияло против него, и
    Стоглав предал неблагословению Церкви дерзавших
    отступать от дедовского обычая. Под влиянием
    Церкви, борода долго сохранялась и почиталась
    необходимой принадлежности человека, и если у
    кого от природы не. росла борода, к тому имели
    недоверие и считали его способным на дурное
    дело».

    Волосы замужней женщины должны были
    прикрываться, «опростоволоситься» считалось
    бесчестием. Рассказывают, что в «скромности»
    новгородские женщины в свое время дошли до того,
    что даже стали совершенно брить волосы, но обычай
    этот не привился, так как не был одобрен церковью.

    Не одобряла церковь и другого пристрастия
    русской женщины — обильно румяниться и белиться.
    Такое злоупотребление косметикой не всегда шло
    на пользу пытавшейся себя украсить. По крайней
    мере, — общее мнение иностранцев состояло в том,
    что русские женщины необычайно хороши лицом, но
    красоту свою губят чрезмерным употреблением
    «краски». Кажется, это осознавали и сами
    женщины. В.О.Ключевский рассказывает такую
    историю. «Одни иноземец, бывший при царе Михаиле,
    рассказывает, что одна красивая московская
    барыня не хотела белиться и румяниться. Тогда все
    дамы боярского рода взъелись на нее: «Она
    осрамить нас вздумала: я- де солнце; а вы
    оставайтесь тусклыми свечками при солнечном
    сиянии», и через мужей заставили-таки красавицу
    подчиниться обычаю». То есть, даже вступая в
    конфликт с церковью, русская женщина не столько
    стремится украсить себя (ибо осознает, что белила
    и румяна не красят ее), сколько следует традиции
    иметь обычную для ее класса внешность. Похоже,
    что косметические средства на Руси не служили
    тому, чтобы подчеркнуть индивидуальность, но
    чтобы сделать всех похожими: красивых чуть
    похуже, некрасивых чуть получше, а в общем всех
    одинаковыми.

    Был еще один очень странный для иноземных
    путешественников обычай: русские дамы, наверное,
    в стремлении к идеалу, требовавшему иметь лицо
    белее снега, чернили зубы и каким-то образом даже
    придавали черный цвет белкам глаз. Многие
    объясняют это византийским влиянием:

    Со времен крещения Руси до Петра I русская
    одежда была неизменной, так же как и облик
    русского человека вообще. XVI век в Европе
    провозглашает индивидуализм во всех сферах
    жизни, что проявляется и в стремлении выделиться
    внешне.

    Существование местничества.объясняется тем,
    что в консервативной России еще очень крепок был
    родовой союз — наследие, старины. Значение
    каждого члена рода было совсем невелико, важна
    была лишь «фамилиями общественный вес каждого
    как раз и зависел от того, к какой «фамилии*’ он
    принадлежит. Задачей каждого члена рода было,
    прежде всего, не уронить «фамилию», не уронить
    честь рода, а по возможности, возвысить свой род.
    Была еще угроза, что царь определит родовитому
    боярину место (на службе или даже за обеденным
    столом), не соответствующее его представлению о
    собственном и родовом достоинстве, и силой
    принуждения заставит принять такую «милость».
    Принимающий ее становился преступником в глазах
    всего рода.

    С.М. Соловьев приводит пример рассуждений,
    отражающих местничество: «Ты можешь быть ниже
    меня, потому что (родственник твой Иван Петров
    был ниже Василья Федорова, а я равен Василью
    Федорову или еще и выше его; мой младший брат в
    таком-то походе был равен, или даже выше старшего
    Василья Федорова и т.д.». А можно было (что
    случалось гораздо чаще) проявить твердость,
    тогда можно было лишиться вотчин, попасть в
    тюрьму, подвергнуться наказанию батогами, что не
    являлось такой порухой боярской чести, как
    перспектива «утягивания» (то есть снижения
    важности в глазах общества) всего рода.

    В соответствии с местническим этикетом
    протекала жизнь на царском дворе и в палатах
    Ранним утром к царскому дворцу стекались толпы
    народа.

    Наиболее почтенные люди ехали в каретах, зимой -
    в санях, молодые или неродовитые — верхом в любую
    погоду. Еще не достигнув царского двора, надо
    было спешиться и продолжать движение пешком.
    Здесь вступало в действие первое этикетное
    требование: нельзя было въезжать на двор,

    принадлежащий более родовитому человеку.
    Подъехать к крыльцу, к самому дому знатного
    боярина мог только один человек — царь. По
    царскому двору не мог разъезжать никто. Только
    выглянув из окна, хозяин дома мог оценить
    социальный статус своего гостя»,
    приближающегося к нему. Чем ближе подъезжал
    владелец кареты, тем значительнее его положение
    в обществе. Это был этикетный знак, неизменно
    правильно прочитывавшийся каждым русским
    Человеком до XVII века

    Чем более родовит был царедворец, тем ближе он
    останавливался к царским палатам. На крылечной
    площади стояли площадные стольники, дета знатных
    родителей, но от них отличались стольники
    комнатные, дети особо приближенных к царствующей
    особе отцов. Служба стольников была связана с
    мелкими поручениями, они же могут прислуживать
    за столом, они же могут быть отправлены в
    качестве послов в иностранное государство. Но
    это были люди, не имеющие постоянной придворной
    должности.

    Знаком успешного продвижения по служебной
    лестнице была возможность получить место в
    передней. Передняя имеет важное значение перед
    крыльцом: один проситель бьет челом государю:
    «Пожалуй меня, холопа своего, для великого
    чудотворца Алексея митрополита и для
    многолетнего здоровья сына своего царевича, мое
    службишко и терпенье вели, государь, мне быть при
    своей царской светлости в передней, а родители
    мои (родственники) пожалованы в переднюю».

    И лишь избранные, думные бояре, думные дьяки и
    окольничие (лица, занимавшееся устройством
    церемоний, царских стоянок при путешествиях),
    могли лицезреть царя каждодневно.

    Таким образом, одним из важных этикетных правил
    придворной жизни было умение «соизмерять свое
    социальное положение с расстоянием до
    царствующей особы. Добиться сокращения этого
    расстояния значило повысить свой социальный
    статус!

    Вся Россия жила по правилам «Домостроя» до
    конца 17века. Образ жизни, костюмы, прически,
    развлечения, правила поведения в царских палатах
    не менялись ни протяжений четырех веков.

    IV. Упражнения.

    Упражнения выполняются по книге для учащегося
    (с.20-22).

    V. Обобщение.

    Назовите основные принципы этикета XYI века,
    отраженные в «Домострое».

    VI. Домашнее задание.

    Перечитайте Песню о купце Калашникове». За что
    Калашников ругает Алену Дмитриевну? Какое
    этикетное правило она нарушила? Аргументируйте
    свой ответ фрагментами текста. Подготовьте
    устное сообщение на эту тему.




    Следующий: