СССР в 1953–1964-м годах

Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала (презентационное сопровождение урока «СССР в 1953-1964гг»  

Целесообразность использования медиапродукта на занятии: использование электронной презентации, фотография  «Надгробный памятник  Н.С. Хрущеву», фотографии  Н.С. Хрущева и его современников.

Обращение к дополнительным источникам информации, познавательным заданиям  делает занятие более содержательным.

Презентационное сопровождение урока составлено таким образом, что организация изучения материала позволяющих вовлечь учащихся в активную работу.

Тип урока – изучение нового материала. Организация изучения нового материала строится на основе разнообразных видов учебной деятельности, позволяющих вовлечь учащихся в активную работу. Использование электронной презентации, литературных  данных позволяет усилить эмоциональное восприятие материала. Обращение к дополнительным источникам информации, познавательным заданиям  делает занятие более содержательным, способствует развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать  данные, выделять характерные и существенные черты исторических событий и явлений, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов,  формировать и формулировать  свою   оценку личностей и событий истории.  Закрепляет навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории.

Тема: «СССР в 1953-1964гг» (2 часа)

Цели урока:

  • проанализировать  деятельность Н.С. Хрущева на посту руководителя государства и дать оценку роли личности в истории через его политический образ;
  • оценить основные направления перемен в политической, социальной и духовной жизни в СССР при Хрущёве;
  • способствовать формированию у школьников целостного представления о политическом деятеле, определившем содержание значительного периода отечественной истории;
  • систематизировать знания ранее полученные по хрущёвскому периоду  отечественной истории;
  • способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать  данные, выделять характерные и существенные черты исторических событий и явлений, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, формировать и формулировать  свою   оценку личностей и событий истории.
  • закрепление навыков работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории.

Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, памятки для работы с документами.

Оборудование:

  • учебник «История России. ХХ век. 1945—2007», §§5—8.
  • Документы и материалы, посвящённые жизни и деятельности Н.С. Хрущева;
  • hrono.ru. Хронологическая таблица» СССР при Н.С.Хрущёве;
  • раздаточный материал: рабочие листы, текстовая информация,  документы;
  • фотография  «Надгробный памятник  Н.С. Хрущеву», фотографии  Н.С. Хрущева и его современников;
  • презентация по теме «СССР в 1953-1964гг» (Приложение 1).

Основополагающий вопрос: Эрнст Неизвестный, создавая надгробный памятник Н.С.Хрущёву, сделал его из белого и чёрного мрамора, сказав: «Я так и не понял, чего в нём больше: белого или чёрного…»


Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Прошедшие  уроки познакомили вас с таким периодом,  который вошел в историю нашей страны  ХХ в. как период правления   Н.С.Хрущева.

Попытаемся сегодня, опираясь на материал прошедших уроков и самостоятельно проведенную работу, создать цельный образ эпохи; дополнить его политическим портретом непростого, достаточно противоречивого, в чем-то непонятого современниками, а может быть и нами, политического деятеля, каким принято считать Н.С. Хрущева.

Попробуем рассмотреть Н.С. Н.С.Хрущёва в контексте комплексных проблем, которые характеризуют нашу страну в трудные  и величественные времена послевоенного развития.

Можно ли считать Н.С. Хрущева   человеком, цеплявшимся за власть или вынужденно боровшимся за  нее после смерти Сталина, или это человек, имевший яркую политическую цель  и получивший возможность её реализации? Оказался ли он на своём месте в «нужный момент и в нужное время»? Он творил историю или история творила его?

Исторически он находится рядом с нами. Время его правления в памяти многих ныне живущих и опыт Хрущева– реформатора сохраняет свою актуальность и сегодня.

Что же сделал этот человек для страны и народа? Вовремя увидел угрозу режиму и сумел снять напряжение в системе власти, не позволив потерять ей стабильность? Что руководило им? Стремление избавить страну от жуткого террора и страха, который и ему самому приходилось испытывать? Где истоки решительности Хрущева — умелого царедворца и прагматика? В попытке честно помочь своим соотечественникам или в неумении рационально использовать доставшееся ему сталинское наследство?  И почему на могиле Н.С. Хрущёва стоит надгробный памятник, изготовленный человеком, который испытал на себе его резкую критику, памятник особенный, со смыслом? 

Мы будем использовать характерные для той эпохи документы. Задания, взятые из КИМов разных лет, посвящены эпохе 1953-1964гг., они построены таким образом, что в конце урока мы должны дать ответ на вопрос: так чего же было больше в период хрущевской «оттепели»: черного или белого?   

2. Решение теста на знание дат, фактического материала, установление причинно-следственных связей (Приложение 2).

3. Работа в группах.

Учащиеся делятся на группы, в соответствии с предложенными к обсуждению  темами:

а) борьба за власть;

б) развитие сельского хозяйства;

в) решение социальных проблем;

г) ХХ съезд КПСС.

д) влияние  Н.С. Хрущева  на духовную жизнь общества;

е) формирование аппарата управления и власти.

1 группа: Какие личные качества Хрущева проявились в преобразованиях и борьбе за власть? Они ему помогали или мешали?  Укажите в вашей таблице.

Хрущев «тёмный»

Хрущёв «светлый»

Личные и деловые качества: 

– решительность, инициативность,

Личные и деловые качества:

– жёсткость, жестокость, недоверчивость, …

Образец документа с примерными выводами (Приложение 3).

После обсуждения и заполнения таблицы группа сводит воедино  личностные оценки Хрущёва: решительный, сильный, инициативный, умный, хитрый, волевой, прямой, расчётливый,  жёсткий, недоверчивый, подозрительный, упрямый, и т.д.;

2 группа: Преобразования периода «оттепели»: развитие сельского хозяйства


Основные мероприятия

Результаты их проведения

1.

1.

После заполнения таблицы группа совместно обозначает  положительные и отрицательные уроки реформирования сельского хозяйства.

3 группа: Преобразования периода «оттепели»: решение социальных проблем.




Дата, мероприятия

Положительные результаты

Отрицательные результаты

4 группа: формирование аппарата управления и власти.

Группа работает со статьей и формулирует выводы.

1. Ф.М. Бурлацкий в книге «Никита Хрущев и его Цветники — красные, черные, белые» отмечал: «Хрущёв как и Сталин, был убежден, что именно государство, централизм, спущенный сверху план, приказ, указание — это и есть… главный стимул развития страны. Он был «государственником» не в меньшей степени, чем Сталин, и несравненно в большей, чем Маркс и Ленин… Три съезда, проведенные при руководящем участии Хрущева, мало отличались от сталинских с точки зрения методов и моделей»

Примерные выводы учеников:

  • сторонник планового ведения хозяйства, командно-административной системы;
  • сталинскую модель управления Н.С.Хрущев  в целом сохранил

5 группа: Работает со статьей. ХХ съезд КПСС (Приложение 4)

6 группа: Приведены две из существующих точек зрения на выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС:

  1. Это был предательский шаг по отношению к истории страны, к И.В. Сталину – руководителю, который имел много заслуг перед народом.
  2. Это был мужественный поступок, который способствовал преодолению многих последствий культа личности.

Какую оценку вы считаете более убедительной? Аргументируйте свое мнение. Приведите не менее трех положений.

7 группа: Как вы понимаете слова Н. С. Хрущева « В культуре я – сталинист…»


Новые явления, события

Рецидивы сталинской политики

Литература

Живопись

Кинематография

Театр

Образование

Научно-технический пргресс

В таблице группа отмечает успешные результаты, так и отрицательны. Отрицательные подчеркивают чертой.

Сводятся воедино положительные и отрицательные последствия реформ Н.С. Хрущева. На черном листе ватмана учащиеся пишут «-»последствия реформ, а на белом «+».


Аргументы  «-» точки зрения

Аргументы  «+» точки зрения

Выступление Н Хрущева раскололо общество на сторонников и противников разоблачения культа личности;

– В течение десятилетий Сталин был общепризнанным вождем, под его руководством была выиграна война;

– У СССР было много внешних и внутренних врагов, с которыми Сталин успешно расправлялся;

– После выступления Хрущева происходит падение авторитета СССР за рубежом:

– Выступление Хрущева приводит к расколу в руководстве соцлагеря;

– и т.д.

– Критика Хрущевым культа личности Сталина привела к раскрепощению сознания людей, избавила их от страха;

– Были предприняты попытки провести демократические преобразования в обществе и в партии;

– Была реабилитирована значительная часть политических заключенных;

– Началось проведение политических преобразований, хотя и не очень продуманных, непоследовательных;

– Расширились культурные связи с западными странами;

– Предоставлена определенная свобода развития культуры в рамках идеологических установок;

– и т.д.

Каковы, на ваш взгляд результаты реформаторской деятельности Н.С. Хрущева?

– десталинизация

– демократизация

– «оттепель»

– повышение уровня жизни

– укрепление позиций в мире

– цель-коммунизм

Необходимо отметить, что при всех положительных результатах были и отрицательные последствия. Часто реформы были не до конца продуманы и не давали ожидаемого результата. Причинами этого являются и волюнтаризм Н.С. Хрущева и то, что наша страна относится к странам II эшелона, не обладающими всеми необходимыми предпосылками для проведения реформ.

14 октября 1964 года Н.С. Хрущев Пленумом ЦК КПСС был освобожден от всех занимаемых постов в связи «с преклонным возрастом и состоянием здоровья».

Каковы, на ваш взгляд, реальные причины отстранения Н.С. Хрущева от власти?

– партаппарат

– госаппарат

– непродуманность реформ

– волюнтаризм

Таким образом, мы проанализировали с вами деятельность Н.С. Хрущева и каждый из вас может дать им свою оценку.

Для лучшего понимания этого времени и деятельности Н.С. Хрущева предлагаю желающим познакомиться со следующими источниками:

– Мемуары Н.С. Хрущева

– Р. Бурлацкий «Вожди и советники»

– Д. Волкогонов «Семь вождей»

– художественный фильм «Серые волки»

Беседа: Давайте вернемся к вопросу нашего урока: Эрнст Неизвестный: «Я так и не понял, чего в нём больше: белого или чёрного…» ? в ходе высказывания определяются  следующие объективные и субъективные факторы эпохи:

– трудности  послесталинского времени, сопротивление «сталинской гвардии»;

– сложная международная обстановка, борьба за социалистический блок, необходимость доказывать миру «кто сильнее».

– в эпоху больших перемен не всегда принимаются  однозначно правильные решения;

– формирование Хрущёва и как личности, и как политика, и как хозяйственника происходило при сталинском времени  и при Сталине;

– эйфория от временных успехов, скоропалительность и волюнтаризм при приятии важнейших государственных решений;

– преобразования коснулись абсолютного большинства населения;

– страна достигла выдающихся успехов;

– не были  решены многие поставленные перед государством задачи;

– другое…

4. Заключительное слово учителя:

Итак, ребята, мы закрепили и систематизировали знания по теме: «СССР в 1953-1964гг.». Наш урок был направлен на целенаправленное формирование системы знаний, на развитие аналитического, логического мышления, применение знаний по данной теме. Фигура Н.С. Хрущева нельзя оценить однозначно, но    »Пройдет совсем немного времени и забудется и Манеж, и кукуруза…    А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди… И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет». М.И. Ромм

5. Рефлексия: «Мухомор»

Если урок понравился,  учащиеся помещают белые кружочки в центр красного круга, если не понравился – помещают кружки дальше от центра круга.


6. Домашнее задание.

По желанию выбирают один из тезисов и дают письменный ответ на него.

Были ли выполнимы лозунги 60-х годов:

“Нынешнее поколение советских людей, будет жить при коммунизме”.

“Догоним и перегоним Америку”.

“Оттепель”, Хрущёв, реформы. Слова синонимы?

Что больше в реформах Хрущёва? Заботы о людях или укрепление личной власти?




Следующий: