СССР в 1930-е годы. ХХ века. Коллективизация и индустриализация


Цели:

  • ученик научится выявлять особенности
    социально- экономических процессов на примере
    индустриализации и коллективизации в 30-е годы XX
    века,
  • ученик получит возможность составить сценарий
    дальнейшего развития внутриполитического курса
    страны.
  • Задачи:

  • Образовательная:
  • установление
    причинно-следственных связей, понимание новых
    терминов и понятий.

  • Развивающая:
  • развитие аналитических,
    сравнительных, коммуникативных навыков
    мышления.

  • Воспитательная:
  • появление личностной оценки
    к данному историческому процессу.

    Тип урока:

    урок изучения нового материала.

    Форма организации обучения:


    лабораторно-практическая работа в малых группах.

    Основные виды деятельности учащихся:


    работа с историческими источниками, плакатами,
    фотографиями; обсуждение в группах; сообщение о
    результатах работы, общий вывод.

    Средства обучения:

    учебник История России
    XX в.авторы Н.В. Загладин, С.Т, Минаков.; пакеты с
    документами по темам; слайдовая презентация.

    Домашнее задание:

    на выбор.

    Написать статью в форме эссе по итогам
    коллективизации и индустриализации, отметив
    положительные и отрицательное в данных
    процессах. «Индустриализация одним рывком
    вывела страну на качественный уровень», говорил
    М.Горбачев в докладе, посвященном 70-летию
    октябрьской революции.

    Подготовить рассказ «Моя семья в данный
    период».

    Подготовить рассказ «Дальний Восток в данный
    период».

    ХОД УРОКА


    Этап урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
    1. Здравствуйте, ребята.

    История 20-30-х гг.XX
    века нашей страны полна событиями, вокруг
    которых остаётся много вопросов и неоднозначных
    оценок. Сегодня на уроке мы попробуем с вами
    воссоздать объективную картину модернизации в
    России через исторические документы и
    художественное изображения.

    Учащиеся перед началом урока
    распределены в 4 группы. 3 группы работают по
    исторически источникам, четвертая группа
    работает с учебником и является экспертной
    группой.
    2. Вводное слово учителя:

    Предлагается
    игра «Ассоциации» . Ребята, какие ассоциации у
    вас возникают, когда вы слышите понятие НЭП.

    Давайте, охарактеризуем роль НЭПа и его влияние
    на экономическую, политическую, социальную
    ситуацию в СССР.

    Учащиеся предлагают свои ответы. На
    доске составляется линейка ассоциаций.

    Н-
    неудача, невозможность, нереализованность



    Э — экономика

    П — политика, провал, перспектива, проблемы

    Учащиеся называют известные им из ранее
    изученного материала выводы:



    Экономические — практически отсутствие
    индустриальной базы, Нэп показал, что частный
    капитал не готов к финансовым экспериментам, а
    значит роль создателя индустриальной базы берет
    государство.

    Социальные — в период Нэпа изменилась
    социальная структура общества и дальше она
    должна меняться, так как нужны рабочие руки.

    Политические: внутренняя — увеличится роль
    государства во всех сферах общества, внешняя -
    догнать и перегнать страны Запада.

    3. Учитель:

    Ребята, вам предлагается ряд
    плакатов и фотографии. Все они имеют отношение к
    нашей теме «Индустриализация и коллективизация
    в СССР». Рассмотрите их и какие выводы вы можете
    сделать.

    Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

    Учащиеся должны сравнить парадное,
    официальное представление (плакаты) данных
    процессов и их реальное воплощение (фотографии)
    познакомится с процессами индустриализации и
    коллективизации
    4.1. Слово учителя

    Ребята в вашем рабочем
    листе 1 представлен понятийный аппарат нашей
    темы. Ознакомьтесь с ним и попытайтесь составить
    краткую аннотацию нашего урока.

    Приложение № 1

    Учащиеся знакомятся с понятийным
    аппаратом темы. И каждая группа должна
    представить свой небольшой рассказ на основе
    данных понятий и определений. (5 минут)
    4.2. Слово учителя.

    У вас на столах
    представлены ряд источников по теме нашего
    урока. Пожалуйста, ознакомьтесь с ними.

    Ваша задача: прочитать, проанализировать
    материал и сделать выводы

    А) На основе информации подготовить материал
    для написания статьи о данном периоде

    Б) Подумайте, что вы можете выделить в качестве
    главного и второстепенного в предложенном
    материале.

    Деятельность учащихся

    Первая группа -
    Экспертная группа (подача нового материала по
    учебнику -с 141 — 144) — составить план пункта
    (тезисы) . затем эта группа будет соотносить
    выступления групп с информацией в учебнике.
    Играть роль критиков в той или иной ситуации..

    Вторая группа — материалы по индустриализации
    (Приложения №2,3)

    Третья группа — материалы по коллективизации (Приложения
    № 4,5)

    Четвертая — материал о коллективизации из
    советского учебника истории (Приложение №6)

    5. Проверка выполненного задания.

    Сравнительный
    анализ источников и учебного материала.

    6. Слово учителя.

    Давайте сделаем вывод
    по нашему уроку.

    Значение индустриализации и коллективизации
    для: страны; общества; отдельного человека.

    7. Спасибо большое вам за урок. Записываем
    домашнее задание. Вы можете выбрать для себя
    любой вид задания.

    Написать статью в форме эссе
    по итогам коллективизации и индустриализации,
    отметив положительные и отрицательное в данных
    процессах. «Индустриализация одним рывком
    вывела страну на качественный уровень», говорил
    М.Горбачев в докладе, посвященном 70-летию
    октябрьской революции.

    Подготовить рассказ «Моя семья в данный
    период».



    Подготовить рассказ «Дальний Восток в данный
    период».

    Учащиеся записывают домашнее задание в
    дневник

    Приложение 1.

    Приложение 2.

    Приложение 3.

    Приложение 4.

    Приложение 5.

    Приложение 6.

    Презентация.




    Следующий: