Средневековый город. Урок в 6-м классе с применением ИКТ на всех этапах урока. Аспектный анализ урока


Форма урока: урок с использованием ИКТ на
всех этапах урока.

Тип урока:

урок изучения нового материала

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с предпосылками
    возникновения средневековых городов, их
    характерными чертами, внешним обликом и
    городскими жителями
  • Обратить внимание учащихся на исторические
    процессы, их взаимосвязь и взаимозависимость
  • Прививать навыки общения с компьютером
  • Развивать наглядно-образное и логическое
    мышление, способствовать активизации
    творческого потенциала учащихся
  • Задачи урока:

  • Актуализация знаний и умений учащихся по теме
    «Сословия», «Средневековый город»
  • Продолжение формирования чувства уважения к
    культуре нашего народа и других народов
  • Отработка навыков работы с
    литературно-историческими источниками, картами
    и схемами, наблюдательности, понимания
    исторических процессов
  • Формирование умения слушать одноклассников
  • Закрепление умений сравнивать, выделять
    главное, анализировать, делать выводы, обобщать,
    строить высказывание
  • Оборудование:

    ноутбук, слайд-проектор,
    экран, учебник «История средних веков» или
    Атлас по истории средних веков (карта «Развитие
    ремесла и торговли в Европе в XIV веке»)

    Пакет документов для учащихся:

    Приложение
    1 - текст «Предпосылки образования
    средневековых городов» (учебник М.Ю. Брандта
    «История средних веков», с. 167-168), Приложение
    2 — стихотворение Ганса Сакса «Похвальное
    слово городу Нюрнбергу» (отрывок), Приложение
    3 — тест «Сравнение средневекового крестьянина
    и горожанина»

    Учитель использует на уроке

    компьютерную
    презентацию — Приложение 5

    Этапы урока:

    1. Проверка домашнего задания.
    2. Объяснение нового материала.
    3. Закрепление нового знания.

    1 этап. Проверка домашнего задания.

    Повторение домашнего задания через ассоциации

    На экране появляются картинки, характеризующие
    основные группы населения эпохи средневековья
    (духовенство, рыцарство, крестьянство) (Слайды
    2 — 5)

    Учитель задает к каждой группе картинок
    вопросы: «Кто это? Как вы догадались?»

    Ученики объясняют.

    Проблемные задания

    :

    Учитель

    : «Что объединяет людей в эти
    группы?» (Слайд 6)

    Учащиеся

    называют — «занятия, сходный образ
    жизни, происхождение и др.»

    Учитель,

    проверяя сказанное учащимися,
    выводит слайд с перечнем факторов, определяющих
    принадлежность к сословию (Слайд 7):

    • Общность происхождения
    • Общие занятия
    • Похожий образ жизни
    • Одинаковые права и обязанности

    Учитель

    предлагает учащимся подобрать
    символ для обозначения каждой группы (Слайд 8)

    Ученики

    называют свои символы.

    Учитель

    может предложить свои варианты на
    экране. Часто они совпадают с догадками учащихся
    (для духовенства — крест, для рыцарства — меч,
    для крестьянства — плуг или серп).
    (Слайд 9)

    Учитель

    вводит понятие «сословие», о
    котором разговор пойдет на следующих уроках.

    Учитель

    показывает на экране ряд картинок о
    средневековом городе и горожанах (Слайд 10),
    спрашивая учащихся: «Кто это такие?»

    Ученики

    предлагают свои варианты.

    Учитель:

    сегодня мы поведем речь о
    средневековом городе и его жителях и постараемся
    найти символ для обозначения города и
    горожанина.

    2 этап. Объяснение нового материала.

    Учитель

    просит записать в тетради число и
    тему урока — «Средневековый город» (Слайд 11)

    Учитель:

    Что такое город?

    Ученики предлагают варианты ответов. Учитель,
    рассматривая все варианты, принимает во внимание
    «город как огороженное место». Дети записывают
    в тетрадь это определение.

    Учитель:

    Найдите однокоренные слова к слову
    «город».

    Дети называют. Учитель записывает ответы на
    доске, выделяя корень.

    Учитель:

    Существовали ли города в древности?
    Назовите древние города. (Слайд 12)

    Дети называют города, о которых говорилось в
    курсе истории древнего мира, древнерусские
    города.

    Учитель:

    Первые города в Европе — это римские
    крепости, построенные по всем правилам военной
    науки (на экране — слайд 13 «Римская
    крепость»). Подобных городов ко времени
    правления Карла Великого насчитывалось чуть
    более 1,5 десятков (на экране — слайд 14 с
    картой «Завоевания Карла Великого»). Прошло 200 -
    300 лет и города в Европе стали расти как на
    дрожжах — иногда бывало, что за 10 лет
    основывалось по 100 — 200 городов! Что же произошло?
    Почему Европа в XI — XIII веках внезапно
    покрывается густой сетью городов?

    Учитель предлагает ученикам заполнить на доске
    схему «Причины возникновения городов».

    Ученики (2-3 человека) выходят к доске, делают
    записи.

    Учитель

    предлагает учащимся просмотреть
    иллюстративный ряд на экране (слайды 15-19, 20-й -
    обобщающий все ранее просмотренные изображения)

    и прочитать мнение историков по этому поводу — (Приложение
    1)
    .

    Вопрос прежний: «Почему Европа в XI — XIII веках
    внезапно покрывается густой сетью городов?»

    Ученики исследуют предложенные материалы. Дают
    ответы.

    Учитель

    предлагает проверить правильность
    догадок учащихся, выводя на экран схему «Почему
    возникают города?». (Слайд 21)

    Учитель:

    Какая из причин будет являться
    главной, определяющей?

    Ученики:

    Воцарение спокойствия в Европе.

    Учитель:

    Где же возникали города? (Слайд 22)

    Учащиеся высказывают свое мнение.

    Учитель

    выводит на экран (Слайд 23)
    схему образования названий средневековых
    городов (Окончания — бург, — берг, — фурт /
    крепость /, — бридж / мост /; начало Сен-, Сан-, Сант- /
    святой /)
    и предлагает учащимся найти на карте
    учебника или атласа «Развитие ремесла и
    торговли в Европе» города с такими окончаниями и
    началом.

    Учащиеся называют города Нюрнберг, Франкфурт,
    Кембридж, Оксфорд, Гамбург и др.

    Учитель

    выводит на экран схему «Образование
    средневековых городов» с опорными сигналами:
    «Где же возникали средневековые города?» (Слайд
    24)

    Учащиеся (исследуя схему):

    На мостах, на
    берегах рек, на перекрестках дорог, у удобных
    гаваней, у стен замков и монастырей.

    Учитель:

    А сейчас мы совершим прогулку по
    средневековому городу. Определите, что
    необычного было в средневековом городе? Какие
    здания и сооружения являлись наиболее значимыми
    и были символами города?

    На экране проходит ряд слайдов (Слайды 25 — 35)
    с изображением средневековых городов: стен,
    ворот, улиц, рыночной площади, соборов, ратуш,
    домов и т. п. Учитель комментирует иллюстрации. На
    заключительных слайдах ряда (Слайды 36 — 38)
    учитель просит угадать отмеченные стрелкой
    городские постройки (ратушу, собор, рыночную
    площадь).

    Учитель повторяет вопросы: Определите, что
    необычного было в средневековом городе? Какие
    здания и сооружения являлись наиболее значимыми
    и были символами города?

    Ученики называют особенности
    средневекового города: высокую крепостную стену
    для защиты от многочисленных врагов, узкие
    улочки и трехэтажные дома с нависающими этажами
    (признак дороговизны городской земли), грязь на
    улицах и т.п.

    Учитель:

    определите, что за сооружения
    являлись символами города (на экране — слайд
    39
    с символическими изображениями рынка,
    ратуши и собора).

    Учащиеся называют символы города и делают
    записи в тетради: «Ратуша — место заседания
    городского совета, рынок — место постоянной
    торговли, собор — главная городская церковь».

    Учитель: Эти сооружения определяли облик
    средневекового города и именовались его сердцем,
    мозгом и душой.

    На экране — слайд 40.

    Учитель: Что за сооружение являлось сердцем
    города, что — его мозгом и душой? Почему?

    Учащиеся: Ратуша — мозг, рынок — сердце,
    собор — душа (учащиеся комментируют)

    Учитель

    предлагает учащимся узнать, какие
    еще сооружения были в средневековом городе.

    Работа с историческим источником -
    стихотворением Ганса Сакса «Похвальное слово
    городу Нюрнбергу» — (Приложение 2).

    Учащиеся

    называют колодцы, ворота, каменные
    мосты, фонтаны и т. д. по источнику.

    Учитель:

    (Слайд 41) Сколько улиц,
    фонтанов, колодцев, часов, мостов было в городе?
    Что было предметом особой гордости горожан?
    Посчитайте, сколько в городе было бань и водяных
    мельниц, используя формулу (на экране
    проецируются две формулы:

    БАНИ = (колодцы — ворота) : каменные мосты +
    фонтаны : часы с боем

    ВОДЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ = холмы · большие часы + рынки +
    фонтаны

    : ворота)

    Учащиеся

    делают подсчеты и дают ответы:
    «Бань в Нюрнберге — 13, водяных мельниц — 84″.

    Учитель:



    (Слайд 42) Итак, мы
    познакомились со средневековым городом. Как же
    назывались его жители?

    Ученики:

    Горожане.

    Учитель:

    Чем занимались горожане?

    Ученики:

    Ремеслом и торговлей.

    Учитель:

    А как назывались деревенские жители?

    Ученики:

    Земледельцы, крестьяне.

    Учитель:

    Каково их основное занятие?

    Ученики:

    Земледелие, скотоводство (сельское
    хозяйство)

    Учитель:

    Чем же отличался средневековый
    горожанин от крестьянина, чем жил, что ценил? На
    этот вопрос вам поможет ответить тестовое
    задание.

    Учащимся предлагается тест — один на парту для
    работы в парах (Приложение 3). Необходимо
    распределить предложенные характеристики между
    крестьянином и горожанином (Слайд 43).

    Проверка теста осуществляется с помощью
    компьютера. Сначала на экран выводится вариант с
    ошибкой (Слайд 44). Учащиеся находят ошибку.
    Итоговый вариант на экране — верный (Слайд 45).
    Учащиеся проверяют себя.

    3 этап. Закрепление нового знания.

    Учитель

    предлагает учащимся тест по теме
    «Средневековый город» с вариантами ответа на
    экране (Слайд 46).

    Учащиеся



    выходят к ноутбуку и сами, работая с
    компьютерной мышкой, выбирают правильный ответ
    (не менее 5 — 7 вопросов).

    Примерные вопросы:

    » 1. Город — это

    А) место для торговли, Б) огороженное место, В)
    святое место.

    2. Города основывались:

    А) на недоступных утесах, Б) вдали от людей, В) на
    мостах и бродах

    3. Сердцем города являлся:

    А) рынок, Б) собор, В) мост».

    Учитель: В заключение вернемся к началу
    урока. Итак, какой символ вы предложили бы для
    обозначения средневекового города и горожанина? (Слайд
    47)

    Учащиеся предлагают свои варианты, объясняя
    выбор символа.

    Это задание может быть задано на дом. Следующий
    урок начинается с обсуждения символа города.

    РЕФЛЕКСИЯ



    Учитель:

    1. Что вам понравилось на уроке?
    2. Что было интересным, запоминающимся, необычным?
    3. Что показалось скучным?
    4. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

    Учащиеся высказываются по желанию и по выбору
    учителя.

    Домашнее задание

    :  «Возникновение
    средневековых городов. Жизнь и быт горожан»,
    разработать символ средневекового города.

    Литература к уроку:

  • Брандт М.Ю. История средних веков.- М.: Дрофа, 2003.
  • Брандт М.Ю. История средних веков. 6 кл.: рабочая
    тетрадь. — М.: Дрофа, 2008.
  • (CD) История средних веков. 6 класс.
    Образовательная коллекция «1С». — ООО
    «1С-Паблишинг», 2005, ООО «КОРДИС & МЕДИА», 2005.
  • Материалы Интернета (иллюстрации по теме
    «Средневековый город»)
  • Анализ данного урока

    — Приложение
    4




    Следующий: