Средневековые города Западной Европы

Цели:

  • сформировать представление о средневековых
    городах Западной Европы;
  • выяснить причины появления и быстрого роста
    городов;
  • ознакомить с типами средневековых городов;
  • ознакомление с социальным составом
    средневекового города, описание быта и проблем
    горожан.

Оборудование:

  • карта «Ремесло и торговля в XIV в.
  • учебник: Ведюшкин В. А. История Средних веков:
    учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений – 6-е изд.–
    М.: Просвещение, 2007. – §12 с. 115-119.
  • рабочая тетрадь: Ведюшкин В.А., Е.АКрючкова
    История Средних веков: рабочая тетрадь для 6 кл. –
    6-е изд.– М.: Просвещение, 2009.– c.41, с.44
  • документы: а) отрывок из документа о
    возникновении города Брюгге (IХв.); б) отрывок из
    документа о правах, дарованных германским
    императором Фридрихом II одному из городов (Приложение 1);
  • тестовые задания (Приложение 1);
  • таблички: городской совет, рядовые бюргеры,
    небюргеры; смайлики, фотографии;
  • бланки – групповые задания (Приложение
    1
    );
  • мультипроектор;
  • презентация в MS Power Point.

Эпиграф: «Городской воздух делает
свободным».

Шестиклассникам было предложено сделать выбор:
« Что для каждого из вас лучше, быть голодным, но
свободным или быть сытым, но в рабстве?
Проголосуем, у каждого из вас на столе два
смайлика, один улыбается, другой огорчён,
улыбающийся – за голодную свободу,
огорченный – за сытое рабство, сделайте выбор,
прикрепив соответствующий смайлик на город,
который «построили» вы».

Урок проходил под музыкальный аккомпанемент.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

  1. Деление класса на три группы.
  2. Запись в тетрадь даты и темы урока.

II. Постановка целей

На прошлом уроке мы знакомились с нелёгкой
жизнью средневекового крестьянина, сегодня наша
задача на уроке, составить проект средневекового
города, познакомиться с горожанами, выявить
проблемы города и горожан. Чтобы успешно
справиться с поставленными задачами необходимо,
прежде всего, выяснить причины роста городов и то
общее без чего не мог обойтись ни один
западноевропейский город.

III. Объяснение новой темы

Прочитайте эпиграф урока: «Городской воздух
делает свободным». К нему мы вернемся в конце
урока, но прежде с помощью документа на с.125
выясним, как возник г. Брюгге? В результате чего
появился этот город?

Какие ещё причины появления и роста городов
выделяет автор учебника? Почему начали расти
прежние города и стремительно стали появляться
новые? Выясним это, с.115 наших учебников поможет
нам.
Ознакомимся с типами средневековых городов
Западной Европы.
Как видим, появление, и типы городов стали
возможны благодаря процессу отделения ремесла
от сельского хозяйства.

Запись в тетради. Учитель даёт пояснения об
особенностях портовых и университетских городов.

Вижу, что все готовы отправиться на прогулку по
средневековому городу. Впереди нас ждёт много
интересного, а на некоторых средневековых
улочках нас подстерегают опасности! В путь,
синьоры и синьорины.
Непременным атрибутом любого средневекового
города является рынок, точнее базарная площадь,
если вы оказались там, а практически все улочки
ведут туда, значит, где-то рядом находится
центральный городской собор и городская ратуша (туда
мы сегодня ненадолго заглянем) – сегодня мы бы
сказали – администрация города. Нередко городам
удавалось свергнуть власть сеньоров и обрести
самоуправление, так возникали коммуны.
Вот нам навстречу идёт старушка несущая выпечку,
она, вероятно, спешит на базарную площадь, чтобы
успеть выгодно продать то, что испекла ранним
утром, проследуем и мы за ней.Сегодня на рынке
немноголюдно, а может быть мы слишком рано пришли?
Видите городской собор, значит где-то рядом
ратуша. А вот и она, обычно в средневековом городе
на здании ратуши находились единственные на весь
город часы!
Кем и как управляется коммуна, чем занимается
городской совет? Об этом мы узнаем прямо сейчас! Запись
в тетрадь
.
Группе 1 – Городской совет 6 класса «А», по ходу
нашей экскурсии будет над чем подумать, чтобы
облегчить жизнь горожанина (вручение таблички:
«Городской совет»).

На время выйдем из центра и познакомимся с
городом и его обитателями ближе…Узкие улочки,
некоторые даже не мощеные булыжником. Осторожнее!
Того и гляди на голову нерадивая хозяйка выльет
нечистоты!
А почему улочки такие узкие(?), строили хаотично,
без какого-либо плана, да и городские стены не
позволяли строительству развернуться, и ещё
учтём, что многие когда-то стремились попасть под
защиту синьора.
Что мы видим?! Это больные чумой, эпидемии –
настоящий бич средневекового города! Вот что
происходит от нечистот на улочках и убеждений
средневекового горожанина, что баня это
рассадник болезней! А это что?! Пожар! – ещё один
бич средневекового города! Скорей же отсюда!!!
Кажется, мы попали в средневековый цех, об этом у
нас разговор будет на следующем уроке, а пока
понаблюдаем, чем занимались горожане: красильня,
бойня, ткачество, а вот и средневековые строители
возводят, судя по всему, очередной храм…уличные
бродяги-музыканты добывают на хлеб игрой на
инструментах, не скупитесь же, мои юные
путешественники.
И вновь мы в центре, ратуша, а это заседает
городской совет, это, судя по одежде и жилью
преуспевающий купец, а вот ещё двое, но, вероятно,
дела у них похуже.
С кем же мы встречались на узких средневековых
улочках и широкой базарной площади?.



Под запись в тетрадь. Выдаются таблички
группам 2, 3 (бюргеры, небюргеры).

Итак, друзья, мне нужно вас оставить на
некоторое время (по спецзаданию Его Королевского
Величества), но я должен быть уверен, что вы
достаточно хорошо ориентируетесь в
средневековом городе, для полной уверенности я
предлагаю вам выполнить задание 1 (Приложение 1) в течение
звучания музыкального фрагмента.

По завершению муз. фрагмента проверка
выполнения задания.

С первым заданием вы справились успешно! Теперь
я уверен, что в средневековом городе вы
ориентируетесь хорошо, но горожанами вы себя
считать ещё не можете. Те кто, выполнит задание
2
(Приложение 1),
может считать себя полноправным средневековым
горожанином. Окончание музыкального фрагмента –
сигнал кто стал, а кто нет жителем города!

По завершению муз. фрагмента проверка
выполнения задания.

Поздравляю новоиспеченных жителей
средневекового города!
Я вас покидаю на время звучания очередного
музыкального фрагмента и ставлю задачу (Приложение 1, задание
3
) всем группам, составьте рассказ от лица
указанного в нём и кроме перечисления проблем
попытайтесь решить хотя бы одну в соответствии с
вашим статусом горожанина. Подумайте, пока
звучит музыка.

Выслушав выступления, предлагаем на доске (схеме-рисунке
средневекового города) с помощью фотографий,
руководителям групп спроектировать город под
названием: «Город, который построил 6-й «А»».

Вернёмся к эпиграфу урока: «Городской воздух
делает свободным». Что для каждого из вас лучше,
быть голодным, но свободным или быть сытым, но в
рабстве? Проголосуем, у каждого из вас на столе
два смайлика, один улыбается, другой огорчён,
улыбающийся – за голодную свободу, огорченный –
за сытое рабство, сделайте выбор, прикрепив
соответствующий смайлик на город который «построили»
вы.

IV. Подведение итогов

Посмотрите на эти лица. Ребята, главное
достояние любой исторической эпохи – человек,
человек со своими слабостями, сильными сторонами
характера, на нас смотрят люди, которые когда-то
любили, радовались, но главное, эти люди оставили
после себя то, чем восхищаемся мы и будут
восхищаться наши потомки.

V. Домашнее задание: §12 с.115-119, мини-сочинение
«Каким я увидел(а) средневековый город» или тест (Приложение 1, задание
4
, при наличии времени тест решается на уроке).

Примечание: Учитель обязательно
должен сказать ребятам, что в ходе урока звучали
музыкальные фрагменты следующих исполнителей и
композиторов: Альбинони, Баха, Вивальди,
Гребенщикова, Рондо Венициано, Стинга, Шуберта.




Следующий: