Средневековая литература и искусство

Особенность: Изучение темы урока осуществляется на основе просмотра презентации «Средневековая литература и искусство» и прослушивание аудиозаписи «Белый шиповник» А.Рыбникова, «Молитва Француза Вийона» Г.Хомчик, «Баллада о любви» – В.Высоцкого.

Тип  урока: изучение нового материала.

Цель урока: Сформировать представления у учащихся о средневековой литературе и искусстве.

 Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с жанрами средневековой  литературы, художественными произведениями, стилями архитектурных памятников средневекового  искусства, подвести к пониманию ценностей средневекового человека через художественные и музыкальные произведения этого времени.
  • Развивающие: продолжать формировать  умения  анализировать различного рода произведения, сопоставлять и делать выводы.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию патриотизма, милосердия, доброты, взаимного уважения.

Оборудование: Компьютер, видеопроектор, экран, презентация в Power Point, картинки архитектурных  строений (готический и романский  храм), раздаточный материал.


Ход урока

I. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся. Объявляет тему урока.

Слайд №1 (Презентация)

– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о литературе и искусстве средневековья.

– Скажите, что бы  вы  хотели узнать на  уроке по нашей теме? (Дети отвечают и совместно учителем формируются цели урока)

Слайд №2

– Цель нашего урока: познакомиться с выдающимися произведениями литературы, скульптуры, архитектуры. Понять, что ценили люди того времени, что их  огорчало, а что радовало, к чему они стремились.

Проблемный  вопрос:

– Ребята, в конце  урока вы должны  ответить на вопрос: Какие  ценности средневекового  человека воспевались в литературе и искусстве? Слайд №3

– У  нас  есть специальные сердечки, на  которых вы в конце урока должны записать ценности средневекового человека

II. Изучение нового материала.

– Запишите тему урока и план в тетради.  Слайд №4

– Как  вы думаете, о чем могли писать в средневековье, какие виды литературы распространялись? (ответы учащихся)

1. Рыцарская литература

Рассказ  учителя  о рыцарской  литературе:  В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Прованские поэты-певцы назывались – трубадурами.  Среди  поэтов встречались короли, знатные феодалы, но было много рыцарей. Был создан образ рыцаря рыцаря – смелого, великодушного и справедливого. В стихах воспевались не только верность сеньору, щедрость. Благородство – рыцарь должен быть изящным, вежливым. Привлекательным. В его воспитание входило не только воинское дело, но и умение петь, танцевать, слагать стихи, ухаживать за женщинами. В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне, божьей матери и земной прекрасной женщине. Рыцарская поэзия создавалась на  родном языке. Поэты заботились о благозвучии и изяществе языка, точности смысла и рифмы.

В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверы и миннезингеры (певцы любви). Слайд №5

Термины, выделенные жирным шрифтом, записываются учащимися в тетрадь.

Слайд №6

В это же время возникли рыцарские романы и повести. Очень популярная легенда о беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды. Тристан был верен своему королю, поэтому не  мог открыто любить Изольду. Поверив ложному донесению о смерти Изольды, сердце рыцаря разорвалось. Найдя возлюбленного умершим, Изольда обняла бездыханное тело и тоже умерла. По велению короля Марка рыцаря Тристана и Изольду похоронили в одной часовне. Вскоре из могилы Тристана поднялся прекрасный терновый куст, и перекинувшись через часовню, врос в могилу Изольды. Трижды король приказывал срезать этот куст, но всякий раз он являлся на следующий день, столь же прекрасный, что и прежде.



Слайд №7, 8

Чтобы лучше прочувствовать, понять, рыцарскую литературу, послушайте современное музыкальное произведение Алексея Рыбникова, Андрея Вознесенского «Белый шиповник» из рок-оперы «Юнона и. Авось» на  стихи рыцарской литературы. Слайд №9

Какие ценности жизни воспевались в произведениях рыцарской литературы? (ответы учащихся)

Городская и крестьянская литература.

Слайд №10

– Другой жанр средневековой литературы – городская и крестьянская литература. Горожане любили короткие рассказы, басни на бытовые  темы. Их героями чаще становились ловкий и хитрый бюргер или находчивый, веселый крестьянин. Они оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов.

Широко распространялась в это  время поэзия вагантов, стихи вагантов (бродяг).

Слайд №11

Опережающее  задание.  Сообщение о вагантах. Приложение 1

Кого называли вагантами, и какие ценности воспевали они?

– Особенно прославился своими стихами Франсуа Вийон. Его стихи – это крик человека, истерзанного превратностями судьбы и всевозможными злоключениями. Он часто говорил о власти смерти, о быстротечности всего земного, о бренности человека, однако он меньше всего был праведником и аскетом. В  наше время положена музыка  на  стихи Француза Вийона. Слайд №12

– Давайте послушаем песню в исполнении Галины Хомик « Молитва Франсуа Вийона»                       

– Ребята, что вы почувствовали? Что хотел сказать автор?

– Были в средние века произведения, которые вошли в мировую литературу. Одним из самых великих поэтов мыслителей был Данте Алигьери.

Сообщение учащегося о Данте Алигьери. Приложение 2. Слайд №13-17

Какие ценности жизни воспевал этот поэт?

2. Архитектура.

Работа по группам.1 группа – читает стр. учебника и отвечает на  вопрос: Какие характерные черты романского храма? (учитель дополняет Слайд №18-22)

2 группа – читает стр. учебника  и отвечает на  вопрос: Какие черты готического храма? (учитель дополняет Слайд №23-28)

Задание на  закрепление материала: Составить коллаж и объяснить свой выбор.

Каждой группе учащихся дается набор картинок и готического и романского стиля архитектуры.

1 группа – составляют коллаж готического храма

2 группа – составляют коллаж романского храма. Приложение 3

3. Скульптура

Работа в парах. «Средневековая скульптура». Приложение 4

– Чем отличается средневековая скульптура от античной? Слайд №29-30

III. Возвращение к проблемному вопросу. Вывод урока

– Ребята, какие же ценности средневекового человека воспевались в литературе, отражались в архитектуре и скульптуре?

Учащиеся на сердцах пишут одну из ценностей средневекового человека, называют ее и прикрепляют к доске.

Учитель: Не надо думать, что тема « Литература и искусство Средневековья» уводит нас в глубь веков и не имеет никакого отношения к современности. Такие понятия, как честь, верность, благородство, истинная любовь, актуальны во все времена. Возвышенное представление о любви, прославление рыцарских доблестей звучит, например, в балладах Владимира Высоцкого. « Баллада о любви» Высоцкого утвердит нас в мысли, что время рыцарей не  прошло, что вечные ценности не стареют. Слайд №31

Прослушивание В.Высоцкого « Баллада о любви».

IV. Закрепление. Выполнение теста. Приложение 5

Самопроверка выполнения теста. Слайд №32

V. Рефлексия. Слайд №33

– Ребята, мне хочется, чтобы вы дополнили  предложения и высказали свои впечатления.

  • Сегодня я узнал…
  • Мне  было  интересно  …
  • Я  понял, что …
  • Я научился…
  • Меня удивило… 
  • Мне захотелось…

VI. Домашнее задание. §28 Слайд №34

Задание по выбору:

  1. Составить схему романского или готического храма в тетради
  2. Написать мини-сочинение «Путешествие по готическому храму»



Следующий: