Средневековая архитектура: романский и готический стили

Архитектура – это застывшая в камне
музыка

Архитектура – это тоже летопись мира…
Она говорит тогда, когда молчат предания

Цели урока

:

1) Познакомить учащихся с особенностями
средневековой культуры на примере двух стилей в
архитектуре

2) Продолжить формирование умений работать с
документом, иллюстрацией (фотографией), читать
схематическую информацию и делать выводы

3) Показать тесную взаимосвязь развития
материальной культуры со становлением явлений
духовной сферы

Межпредметные связи с курсами

  • изобразительное искусство
  • обществознание
  • МХК

Актуализация внутрипредметных знаний

  • исторический источник
  • материальная культура
  • средние века

Оборудование:

  • на партах – иллюстрации двух соборов в
    романском и готическом стиле и схемы их строения
  • на доске – таблица, заполняемая с помощью
    табличек с надписями или изображениями деталей
    соборов – схематическое изображение 6-ти
    знаменитых соборов в романском и готическом
    стиле без подписей (для задания на закрепление)

Основные понятия

: романский и готический
стили, стрельчатая арка, витраж

Ход урока

1. Организационный момент

2. Характеристика темы

Архитектура – это очень важная, зримая часть
культуры истории народов, цивилизации. Когда я
говорю “Египет”, одно из первых, что вспоминают
люди – пирамиды, “Китай” — пагоды, “Россия” -
купола православных церквей.

Средневековую историю нельзя представить без
романских и готических храмов. Они до сих пор
восхищают зрителей, хотя насчитывают половину
тысячелетия.

Не зря вспоминается высказывание “Архитектура
- это застывшая в камне музыка”

Но не только красота привлекает нас к этим
архитектурным сооружениям. Некоторые периоды
средневековья историки называют тёмными веками.
Из-за невежества, войн, эпидемий люди забыли
очень многие знания о своей истории, многие
исторические источники были утрачены.

3. Работа с классом по актуализации знаний

-Что такое исторический источник? (из словаря)

-Какие они бывают? (вещественные, устные,
письменные и др.)

-Можно ли считать архитектуру историческим
источником? Каким?

-Обратимся к высказыванию на доске (Архитектура
– это летопись мира…)

О чём может рассказать храм как материальный,
вещественный источник?

( о богатстве или бедности, представлениях о
красоте, уровне науки и техники)

4-5. Этапы практической работы, когда дети
извлекают информацию из иллюстраций в учебнике
или иллюстраций, заготовленных на парте учителем

Анализ иллюстраций

двух храмов

Сравним два храма, построенных в разные
исторические периоды средневековья в различных
архитектурных стилях и занесём информацию в
таблицу.

Вспомним правила заполнения таблицы

  • Таблица – это способ отбора самой важной и
    одновременно очень краткой информации
  • Вся информация в таблице должна распределяться
    по вертикали (по столбикам) и по горизонтали (по
    строчкам)
  • Такое распределение информации позволяет
    быстро воспользоваться ею для ответа на любой
    вопрос по данной теме
  • Сравниваться могут только однотипные признаки
    (низкий – высокий, изящный – мощный и т.п.)
  • Любая таблица должна заканчиваться выводом.
    Сравнительная таблица должна показывать общие и
    особенные черты в сравниваемых явлениях

  • Романский

    Готический

    приземистый устремлённый ввысь
    мощные монолитные каменные стены прозрачные стены – окна
    узкие окна как бойницы огромные окна – витражи
    мало света много света
    полукруглые арки стрельчатые арки
    мощные тяжёлые колонны узкие декоративные колонны
    тяжёлые низкие своды потолка невероятно высокие потолки
    - есть круглое окно — роза

    Храм – крепость бога

    Храм – дворец бога

    Почему сложился такой тип
    храма? Как эти храмы отразили своё время?
    Эпоха завоеваний, вторжений арабов и
    норманнов
    Эпоха развития богатых городов,
    становления сильных государств

    Анализ схем

    Рассмотрим схему строения двух храмов

    (вспомним условные обозначения на схеме — по
    ширине линии можно судить, какие стены были
    основными в этом здании, опорными, несущими,
    держали всю тяжесть купола)


    Романский

    Готический

    Вся тяжесть – на внутренних стенах,
    поэтому они такие массивные, без окон и
    декоративных деталей
    Вся тяжесть перенесена на внешние
    дополнительные стены-контрфорсы, что позволило
    внутренние стены облегчить и сделать почти
    ажурными

    5.

    Обобщение в диалоге учителя и учащихся

    Так что же нам может рассказать храм как
    исторический источник?

    Чтобы появились готические храмы с таким
    строением, нужны были серьёзные открытия в
    области техники, математики, материалов.
    Готический храм – это живое свидетельство
    развития инженерного дела в средневековой
    Европе. И для их строительства нужны были
    огромные средства, которые появились у богатых
    городов.

    Однако меняется не только техническое или
    экономическое развитие Европы. Меняется
    духовный мир человека средневековья. Из храма,
    где царил суровый требовательный Бог, человек
    пришёл в полный света и вертикальных линий
    храм-дворец. Здесь душа сама возносилась к новому
    Богу – милостивому, прощающему. Так кончается
    период позднего Средневековья и
    подготавливается переход к Новой эпохе в истории
    Европы.

    6.

    Закрепление знаний

    На доске находится схематическое изображение 6
    знаменитых соборов в романском и готическом
    стиле. Определите, какой из них относится к
    романскому, а какой – к готическому стилю. Ответ
    обоснуйте.

    7.

    Подведение итогов.

    Выставление оценок

    Домашнее задание: с помощью параграфа учебника
    составить 5 утверждений – ловушек для
    одноклассников, отвечая на которые они должны
    согласиться или опровергнуть это утверждение с
    помощью доказательств

    Например: “Готический собор мог выполнять
    оборонительную функцию” – неверное
    утверждение, которое подходит для романского
    собора, а готический собор имел множество
    больших окон, что сделало бы его оборону крайне
    затруднительной.

    Следующий: