Способы повышения мотивации обучающихся к предмету География

Удивительный предмет география,
который включает в себя как основы мироздания,
природно-социальные аспекты, так и
закономерности материальной сферы жизни
человечества. Занимает все сферы жизни, входит в
каждый дом и касается каждого человека и всего
живого на планете. Деление географии на
физическую и экономическую составляющую
правильно помогает обучающимся воспринимать
особенности каждого компонента изучения.

Сегодня мы живём в мире инновационных
технологий, имеем большие возможности познавать
мир вокруг нас, с помощью путешествий, туризма –
открытые границы, интересующей литературы, имеем
возможность прикоснуться к
историко-географическим архивным документам
прошлого. Всё это способствует к большему
привлечению интереса к предмету у обучающихся.

Применение различного дидактического
материала; просмотр учебно-познавательных
видеофильмов, компьютерных программ;
использование викторин, викторин-юморин,
загадок, вопросов занимательной географии,
создание кроссвордов насыщает уроки по предмету,
делая их живыми и творческими, способствует к
самопоиску, самодобыванию информации,
активизирует учебно-познавательную
деятельность. Учитывая возрастные,
индивидуальные особенности учеников на каждый
урок должен привлекаться дополнительный
материал, чтобы повысить познавательный процесс.

Дополнительные материалы делают уроки
интересными, насыщенными, помогают школьникам
лучше реализовать свои интеллектуальные
потребности, лучше усвоить учебный материал,
способствует развитию креативного мышления.

Работа ведётся в системе, с
использованием разнообразных приёмов и методов
обучения.

Чтобы повысить интерес к предмету,
каждый урок как бы это ни было сложно, должен быть
ярким событием в жизни ученика.

Уроки – игры, уроки – конференции,
уроки – зачёты, путешествия, беседы, уроки — КВН,
инсценировки, уроки – дискуссии, уроки –
конкурсы, уроки – исследования, уроки – проекты;
проблемные уроки, интегрированные уроки,
применение групповой работы, экскурсии в природу
и на производство, уроки на местности, в
библиотеке повышают мотивацию учебной
деятельности школьников.

Мотивация в обучении – это установка
на деятельность, которая обеспечивает эту
деятельность с психологической точки зрения.
Ученик должен осознавать, для чего ему
необходимы предлагаемые к усвоению знания.
Поэтому в обучении надо идти от мотивов – к
целевым задачам, а от них к содержанию.

Мотивы – это внутренняя побудительная
сила, заставляющая человека переходить к
действию. В учебной деятельности – это желание,
стремление школьников учиться.

Учебная деятельность, как и любая
другая, определяется мотивами, которые во
внутреннем плане выражены через познавательный
интерес, который определяется как особая
избирательная направленность личности на
процесс познания. К критериям познавательного
интереса относят: особенность поведения
обучающихся, активное включение в учебную
деятельность, сильную сосредоточенность на этой
деятельности, появление вопросов у школьников,
которые они ставят учителю.

Общеизвестно, что знания должны
“поглощаться с аппетитом”, что учиться должно,
быть интересно, что эмоции играют большую роль в
деятельности человека. Работа, которой человек
увлечён, спорится, не тяготит его, выполняется
быстро и даёт хороший результат. Поэтому учебная
деятельность должна осуществляться с подъёмом,
сопровождаться положительными эмоциями,
доставлять радость.

География обладает большими
возможностями для привлечения внимания
школьников к необычным фактам, процессам,
феноменам природы. Она широко использует
аналогии, ассоциации, всё то, что возбуждает
активное мышление, вызывает чувство нового,
интерес к новому, радость удовлетворения
любознательности, возбуждает эмоциональную
сферу личности школьника и, как итог, возбуждает
любовь к знаниям. Именно эта любовь к знаниям
лежит в основе мотивационной сферы учения.

Личность учителя, его методическое
мастерство, человеческие качества, увлечённость
своим предметом, доброе отношение и понимание
интересов своих учеников – важная составляющая
в повышении интереса к предмету.

Целостность картины Мира, образование
нашей планеты, её геологическая история,
разнообразие природы планеты Земля, население,
хозяйственная деятельность человека в разных
уголках планеты, жизнь и занятия различных
народов мира, стихийные явления, происходящие в
оболочках Земли (землетрясения, извержения
вулканов, тайфуны, цунами), и многие другие
объекты и явления вызывают большой интерес у
школьников, который лежит в основе мотивов
учения.

Интегрировать предмет география с
другими дисциплинами ещё один путь к повышению
интереса к предмету. Интегрированные уроки дают
возможность школьникам применить знания и
умения, синтезировать их с другой наукой.
Использование мотивационных обращений к
обучающимся: “Докажите….”, “Дайте
обоснование….”, “Аргументируйте….”, “Защитите
свою точку зрения”, раскрывает возможность
перед учеником к осмыслению учебного материала,
логическому построению ответа, соподчинению
отдельных единиц знаний (понятий, связей,
закономерностей), с опорой на ранее изученное,
использование опорных знаний из предшествующих
уроков.

Применение на уроках музыкальных
сопровождений, использование репродукций картин
великих художников в рамках заданной темы, всё
это также способствует повышению интереса к
географии. Например, приступая к изучению Африки,
учитель создаёт образ материка посредством
использования музыкальных произведений,
живописи, читает стихи об Африке, отрывки из
дневников путешественников и исследователей
материка. Знакомит с планом рассмотрения общего
обзора природы, населения и стран Африки, с
традициями, обычаями, культурными особенностями
народов материка. Показывает видеофильм “Африка
– глазами путешественников” и т.д.

Например, изучая тему “Строение
Земли”, обучающиеся с помощью пластилина
создают строение Земли (ядро, мантия, земная
кора), таким образом, получается – продукт урока,
с использованием новых форм.

Так, мотивацией к изучению рек
Северной Америки может служить обращение к
топонимике. Внимание обучающихся обращается на
то, что название рек можно объединить в три
группы: индейские названия (Юкон, Миссисипи,
Огайо), английские (Макензи), испанские (Рио –
Колорадо, Рио – Гранде). Школьникам предлагается
объяснить происхождение этих названий.

Учитель может планировать разные типы
уроков.

Безусловно, проблемное обучение –
обязательный признак современного урока, это
способ развития креативного мышления, мышления
– познания – поиска. Преодоление
интеллектуальных трудностей, преград – это есть
интеллектуальное развитие личности. Проблемные
задания, ситуации на уроке, служат мотивацией
познавательной деятельности школьников и
вызывают интерес к предмету география. Понять,
осмыслить, познать и принять все грани этой
интереснейшей науки, откроет для человека массу
возможностей и обогатит духовно.

Географическая культура – составная
часть общей культуры человека, и формирование её
у обучающихся, главная задача преподавателя.

География – это интересно и полезно!
Таким позитивным девизом можно начинать любой
урок и настраивать школьников на учебный
процесс. Если ты сам любишь географию, то
непременно заинтересуешь ею и других. География,
это тот предмет, который всегда с тобой!

Следующий: