Способы организации экологического патруля на территории г. Комсомольска-на-Амуре

Принимая участие в проекте
“Экологический патруль” можно лично
участвовать в природоохранной деятельности,
ближе познакомиться с экологическими проблемами
своего города, региона, попробовать найти пути
решения экологических проблем, проявить
собственную инициативу, лидерские качества,
стать организатором и участником экологической
акции, операции, написать исследовательскую
работу по экологическим проблемам своего
микрорайона, города, региона. На материале
проекта “Экологический патруль”
образовательные учреждения, другие организации
и инициативные группы могут познакомится: с
помощью каких форм и методов работы формировать
у школьников интерес к проблемам окружающей
среды, практических экологических навыков,
заинтересованность в реализации настоящего
проекта; с организацией мониторинга по изучению
проблемы твердых бытовых отходов в городе,
поселке (выявление видов, объемов, путей
распространения мусора, анализ санитарного
состояния микрорайона, состава бытовых отходов и
удовлетворенности жителей по организации
утилизации бытовых отходов; как формировать
умения и навыки учащихся в проведении
самостоятельных исследований по изучению
состояния окружающей среды, ее защите и
улучшению; как организовать помощь органам
природоохраны в проведении мероприятий по
выявлению несанкционированных свалок и
предупреждению их организации; как составлять
рабочие схемы микрорайона с нанесением на них
точек скопления мусора; с организацией работы
экспериментальной площадки для раздельного
сбора ТБО (макулатура, текстиль, пластик) и пр.

Главной целью

создания объединений
“Экологического патруля” является приобщение
школьников к вопросам охраны окружающей среды,
организация практической природоохранной
деятельности, проведение воспитательной и
просветительской работы среди населения,
связанной с санитарной очисткой и сохранением в
чистоте и порядке территорий, используемых, как
мест отдыха, проведение санитарной очистки
прибрежных зон водных объектов.

Задачи проекта:

выявление и
нанесение на картосхему несанкционированных
свалок мусора (бытового, строительного)
обнаруженных на территории города, проведение
мониторинга твердых бытовых отходов и
активизация внимания населения к проблеме
мусора в городе и его окрестностях, знакомство с
проблемой бытовых отходов, выявление
нарушителей, составление рапортов о выявленных
несанкционированных свалках мусора, проведение
агитации среди жителей города, социологического
опроса по проблеме бытового мусора, практическая
помощь, озеленение, уборка территории, участие в
экологических акциях и операциях
природоохранного характера, пропаганда и
углубление экологических знаний среди учащихся
города, проведение массовых мероприятий с целью
привлечения внимания детей к проблемам
экологического состояния территории города
(наличие мусора, озеленение и пр.). Основные
направления природоохранной деятельности
“Экологический патруль” заключаются в
патрулировании городской территории
закрепленной за членами патруля; выявление и
нанесение на картосхему несанкционированных
свалок мусора обнаруженных на территории города;
проведение экологических рейдов, натурных
обследований, экологического мониторинга
окружающей среды, исследование состава
обнаруженных несанкционированных мусорных
свалок, лабораторных исследований (воды, воздуха,
почвы, при разработке исследовательских и
проектно-исследовательских работ); проведение
собственных экологических расследований
совместно с эколого-биологическим центром и
отделом охраны окружающей среды и природных
ресурсов администрации города (далее ОООСиПР);
проведение мероприятий – экологических акций,
операций, соцопросов, анкетирования жителей
города; вовлечение в деятельность населения,
особенно из среды молодежи; проведение
экологических бесед, лекций. Форма участия:
групповая.
Возраст участников: 12-18 лет.

Реализация проекта

“Экологический
патруль” стал возможным на основе создания в МОУ
ДОД эколого-биологическом центре, под
руководством ОООСиПР администрации города
единого воспитательного пространства по
природоохранной деятельности и экологическому
образованию школьников. Созданная модель
взаимодействия социальных институтов, ОООСиПР
администрации города, УДОД ЭБЦ, школ города, ФГУ
ГП Заповедник “Комсомольский” основана на идее
сотрудничества и сотворчества ее участников,
позволяет динамично и продуктивно реализовать
программу по природоохранной деятельности и
экологическому образованию школьников с
привлечением взрослого населения, затрагивая
различные социальные слои и группы населения.

Экологическая эффективность проекта.

Организация
практической деятельности “Экологического
патруля”, реализация программы по
природоохранной деятельности и экологическому
образованию школьников проводится на двух
уровнях: природоохранная практическая
деятельность; учебно-воспитательная работа
со школьниками. На занятиях проводятся
учебно-воспитательные мероприятия, направленные
на углубление знаний об экологии, краеведении, о
природе родного края, расширение кругозора,
оздоровление детей, сплочение коллектива. К
числу таких мероприятий относятся экскурсии,
акции, рейды, игры, праздники, конкурсы, беседы,
видеолектории и др. В рамках индивидуальной
работы с участниками “Экологического патруля”
проводится работа по программе “Эколидер”,
консультации по работе над исследовательскими
проектами и рейды на исследуемые территории.

Положительными факторами в выполнении
проекта “Экологический патруль” являются



:
увеличение охвата учащихся различной ступени
обучения экологическими мероприятиями в два
раза; систематическое патрулирование городской
территории; обнаружение несанкционированных
свалок мусора; мониторинг состояния окружающей
среды; увеличение участия школьников и их
родителей в практической природоохранной
деятельности в два раза; уменьшение количества
несанкционированных мусорных свалок на
территории города выявленных в результате
мониторинга за последние 4 года (2006-2010 г.г.) в три
раза.

О деятельности отрядов
“Экологический патруль” города
Комсомольска-на-Амуре, как один из способов
организации экологического образования
школьников

Проблема загрязнения окружающей среды
и рационального природопользования является
важной составной частью знаний получаемых при
изучении предметов естественнонаучного цикла.
Участие школьников в практических мероприятиях
по охране окружающей среды, экологических
субботниках, экологических патрулированиях
городских территорий в местах проживания, дает
возможность лично приобщиться к работе по
сохранению чистоты в своих дворах, на пустырях
своих жилмассивов.

Участие школьников города в проекте
“Экологический патруль”, есть элемент
экологического образования и реального деяния
по сохранению и улучшению экологической
обстановки в городе, выработке у школьников
собственной экологической активной позиции,
экорационального поведения в окружающей среде.

На материале проекта “Экологический
патруль” образовательные учреждения, другие
организации и инициативные группы могут
познакомится: с помощью каких форм и методов
работы формировать у школьников интерес к
проблемам окружающей среды, практических
экологических навыков, заинтересованность в
реализации настоящего проекта;

с организацией мониторинга по
изучению проблемы твердых бытовых отходов в г.
Комсомольске-на-Амуре (выявление видов, объемов,
путей распространения мусора, анализ
санитарного состояния микрорайона, состава
бытовых отходов и удовлетворенности жителей по
организации утилизации бытовых отходов;

как формировать умения и навыки
учащихся в проведении самостоятельных
исследований по изучению состояния окружающей
среды, ее защите и улучшению;

как организовать помощь органам
природоохраны в проведении мероприятий по
выявлению несанкционированных свалок и
предупреждению их организации; как составлять
рабочие схемы микрорайона с нанесением на них
точек скопления мусора.

В период деятельности “Экологических
патрулей” в городе проводится большой фронт
работы:

  • патрулирование жилмассивов по выявлению
    несанкционированных свалок; посадка цветников,
    древесных растений;
  • встречи с экологами, руководителями
    промышленных предприятий, инженерами; экскурсии,
    мини-субботники, экологические акции (“Чистый
    берег”, “Наш двор – наша забота” и др.);
  • фоторепортажи, беседы с жителями жилмассивов;
  • выпускаются листовки, планшеты, стенгазеты,
    пресс-релизы и пр.

Работа экологических отрядов
отражается в СМИ, в частности, в выпусках
программы “Вести” ГТРК “Комсомольск”, в
газетах “Местное время”, “ДВК”, пресс-релизы:
радио “Европа +”, “Русское радио”,
“Авторадио”, на сайте эколого-биологического
центра.

Организация деятельности отрядов
“Экологический патруль” является очень
значимым в системе экологического образования
школьников, так как идет активное вовлечение
учащихся в решение экологических проблем города
и оказание действенной помощи ОООСиПР
администрации города, формирование знаний,
умений и практических навыков для экологически
целесообразного экорационального поведения.

Анализ работы по реализации проекта
“Экологический патруль” приводит к выводу о
том, что в МОУ ДОД эколого-биологическом центре
города Комсомольска-на-Амуре ведется,
целенаправленная работа по экологическому
образованию и воспитанию подрастающего
поколения и создаются необходимые условия для
развития человека образованного, воспитанного,
экологически грамотного, самостоятельно
добывающего знания, творческого и социально
мобильного к современным условиям.

И самое главное принимая участие в
проекте “Экологический патруль” можно лично
участвовать в природоохранной деятельности,
ближе познакомиться с экологическими проблемами
своего города, региона, попробовать найти пути
решения экологических проблем, проявить
собственную инициативу, лидерские качества,
стать организатором и участником экологической
акции, операции, написать исследовательскую
работу по экологическим проблемам своего
микрорайона, города, региона.

“Экологический патруль” – есть
действенная, эффективная, общедоступная форма
экологической природоохранной деятельности для
школьников.

28.12.2010

Председатель дружины охраны природы
“Нижнеамурская экологическая инспекция”
ФГУ ГПЗ “Комсомольский”
Д.А. Татаринцева

Методическая разработка “Способы
организации экологического патруля на
территории г. Комсомольска-на-Амуре” (Приложение
1)

Фото (Приложение 2)




Следующий: