Спортивный праздник Северное сияние

Цель:

Познакомить учащихся с традиционной
системой физического воспитания народов
Таймыра: играми и состязаниями.

  • Образовательные задачи: учащиеся должны
    уяснить важность занятий физической культурой
    на Крайнем Севере; иметь представление о
    спортивных играх, состязаниях народов Таймыра и
    их связи с основными занятиями населения.
  • Воспитательные задачи: сформировать
    позитивное отношение к здоровому образу жизни,
    приобщить к национальным играм и состязаниям,
    проявить интерес к национальной культуре
    народов Севера; воспитывать чувство
    толерантности, товарищества.
  • Развивающие задачи: развивать творческие
    способностей учащихся, силовые качества,
    быстроту, коммуникативные навыки общение.

Оборудование: диск с народные песни коренных
народов Севера, магнитофон, инвентарь для
конкурсов: берёзовые палки, кольца (сделать можно
совместно с учащимися), скакалка.

Место проведения: спортивный зал

План

Подготовительный этап.

Учащиеся делятся на 2
команды, придумываю название, девиз. Командам
сообщается задание.

Основной этап.

2.1. Конкурс “Загадка”

2.2. Игра “Охотники и куропатка”

2.3. Игра “ Олени и оленевод”

2.4. Игра “Выталкивание за круг”

2.5. Состязание “Перетягивание палки”

2.6. Состязание “Прыжки через нарты”

2.7. Состязание “Броски колец”

Подведение итогов

Ход мероприятия

Учитель:

Россия – родина для многих народов,
отличающихся от русских культурой, традициями и
обычаями. Удивительно интересной и богатой
является культура народов Таймыра. Сегодня мы
познакомимся с основными спортивными играми,
состязаниями эвенков, долган, нганасан, ненцев,
энцев. Суровые жизненные условия Севера и
промысловая деятельность народов Таймыра
требовали уже с 6 — 7-летнего возраста
активного развития важнейших физических
качеств. Народные игры, состязания служили
своеобразной подготовкой к промысловому сезону.
Участвуя в спортивных играх, игроки не только
развивали ловкость, силу, выносливость, но и
получали определенные знания и навыки ведения
охоты, рыболовства и оленеводства. И сегодня мы с
вами в этом убедимся.

А теперь давайте поприветствуем команды. (Приветствие
команд.
)

1.

Конкурс “Загадка”

Этот конкурс посвящён знанию загадок народов
Таймыра.

- То один вперед идет, то — другой, но скорость у
них одинакова. (Ноги)

- Друг без друга не живут. (Сила и ум)

- Всегда молча работает. (Сила)

- Олень от них убегает –
А они не отстают. (Hарты)

- Извивается змея с костяной головой. (Аркан)

- Из двух пешеходов ни один не может обогнать. (Полозья
нарты)

- Ростом велик, а голова маленькая. (Хорей)

- Всех кормит, всех поит, всех на спине своей
возит. (Река)

- Своими четырехугольными глазами всю землю
кормит. (Сеть, невод).

-. Столько узоров на снегу, но не счесть их. (Оленьи
следы)

Весной сокуй снимает, осенью надевает. (Олень)

И зимой, и летом на одном месте живет. (Куропатка)

2. Игра “Охотники и куропатки”

На полу обозначается несколько кружков
диаметром 1-1,5 метра – “гнёзда куропаток”.
Выбираются по одному “охотнику” от каждой
команды и по 6 “куропаток” от каждой команды. Под
музыку “куропатки” летают, выполняют различные
движения. На сигнал ведущего “Охотник!”
“куропатки” прячутся в свои “гнёзда”.
“Охотник” ловит ту “куропатку”, которая
пошевелилась. Игра повторяется несколько раз.
Побеждает команда, в которой меньше пойманных
“куропаток”.

3. Игра “Олени и оленевод”.

Дети – “олени” находятся в разных местах
площадки- “тундры”. Назначенный руководителем
“оленевод” берёт скакалку – маут. После сигнала
ведущего “Лови!” все “олени” разбегаются по
площадке, а “оленевод” старается накинуть на
кого-нибудь маут. Пойманный игрок на время
отходит в сторону. Игра заканчивается, когда
“оленевод” поймает 3-4 “оленей”. Затем
выбирается новый “оленевод”, игра
возобновляется.

Накидывать маут можно только на туловище
“оленя”, не затягивая его. Начинать игру можно
только после сигнала ведущего.

4. Игра “Выталкивание за круг”.

Описание: Мелом чертят круг диаметром 4 м, через
его середину проводят прямую линию, делящую круг
на две части. Представители команд стоят на
середине проведённой прямой линии в обоюдном
захвате. По команде “Начинай!” Или по сигналу
руководителя противники пытаются вытолкнуть
друг друга из круга. Правила: 1. Выталкивание
можно начинать только по сигналу руководителя. 2.
Проигравшим считается тот, кто выйдет из круга
или расцепит руки.

5. Состязание “Перетягивание палки”.

В поединке используют крепкую палку из берёзы
длиной 100-120 см. и диаметром 5 см. Участвуют в
поединке двое. Представители от каждой команды
садятся на пол или на землю, упираясь подошвами
ног друг в друга. Оба берутся за палку и тянут её.
Конечная цель – оторвать соперника от земли.
Далее выходят следующие игроки. Победительницей
считаться та команда, чьи игроки одержали больше
побед.

6. Состязание “Прыжки через нарты”.

По сигналу ведущего участники команд начинают
прыгать через нарты (нарты можно заменить,
например, скамейкой). Во время прыжков участник
не должен надолго останавливаться, особенно при
повороте. Игроки прыгают только через одну нарту.
Это продолжается до тех пор, пока участник не
коснётся ногами нарты. Как только он коснётся
нарты, прыгает следующий.

7. Состязание “Броски колец”.

На земле проводят две параллельные линии на
расстоянии от 3 до 5 метров одна от другой.
Представителями команд бросается жребий, кому
начать игру. Игроки заранее договариваются,
сколько раз можно кидать кольцо – 3 или 5 раз.
Каждая команда устанавливает на своей линии
колышек диаметром 5 см и высотой 20-30 см. Цель игры
– набросить кольцо на колышек. Диаметр кольца 20-30
см. Броски производятся в порядке очереди: бросок
первой команды, бросок второй команды и т.д.

Подведение итогов, награждение победителей.

Список литературы.

  1. Катыгинский С.Н. Долганские национальные игры.
    – Дудинка, 2001. – 42с.
  2. Окотэтто Е.Н. Ненецкие подвижны игры в детском
    саду. – СПб.: Просвещение, 2002. – 75с.
  3. Семёнова Е.П. игры народов Севера (Ненецкие
    игры)// Последний звонок. – 2004. — № 3. – с.6-7
  4. Аксёнова О. Школа игры (долганские игры для
    детей)// Таймыр. – 1995. – 8 февр. – с.2
  5. Ненянг Л. Ненецкие игры (народные игры и
    национальные виды спорта)// Советский Таймыр. –
    1992. – 12 марта. – с.3

Следующий: