Спортивно-оздоровительная работа в специальных коррекционных школах

В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех
неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое
состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”[

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой творческой жизни,
счастья и благополучия человека.

Перед любой школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья
учащихся и формирования здорового образа жизни, то есть создания механизма
формирования здоровьесберегающего пространства общеобразовательного учреждения.

Особенно актуально данное направление деятельности для учащихся специальных
(коррекционных) образовательных учреждений.

Ежегодно каждое образовательное учреждение составляет и реализует на практике
планы спортивно-оздровительной деятельности, куда включают следующие направления
работы: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня,
спортивная работа в классах и секциях, внеурочная работа в школе, участие в
соревнованиях, агитация и пропаганда, работа с родителями учащихся и
педагогическим коллективом и др.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях существует своя
специфика, и процесс работы там выстраивается по следующей схеме:

  • коррекционная подготовка: уроки лечебной физической физкультуры
    (вводятся с целью укрепления физического и психоневрологического здоровья
    детей), уроки ритмики (с целью обучения детей умению владеть своим телом,
    красивой осанкой, грациозной походкой, умению выступать перед другими,
    развивать координацию, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения,
    свою гибкость и выносливость), лечебный массаж, в том числе логопедический;
  • учебно-воспитательный процесс: уроки физической культуры, уроки “Твое
    здоровье”, внеклассные мероприятия спортивно-оздоровительной направленности,
    в том числе обязательные Дни Здоровья 1 раз в месяц;
  • дополнительное образование: спортивные секции и кружки.

Содержание спортивно-оздоровительной работы предполагает:

  • разработку системы мониторинга здоровья, физической подготовленности и
    оценки уровня валеологической культуры обучающихся и их родителей;
  • санитарно-просветительскую работу по формированию здорового образа жизни
    (проведение классных часов, бесед, родительских собраний по пропаганде
    здорового образа жизни, гигиены, здорового питания, правил личной
    безопасности влияния занятий физической культурой и спортом на здоровье
    школьников; в группах продленного дня осуществление проведения тематических
    часов, конкурсов, праздников);
  • увеличение объема и повышение качества оздоровительной и
    физкультурно-массовой работы (организация подвижных игр и динамических пауз
    на переменах и физкультминуток во время уроков, спортивных часов в группах
    продленного дня, физпауз во время самоподготовки домашних заданий
    обучающимися, организация подвижных игр на свежем воздухе в ГПД);
  • проведение уроков на свежем воздухе;
  • развитие дополнительных объединений физкультурно-оздоровительной
    направленности;
  • проведение спортивных праздников и конкурсов, соревнований.

В современной школе уже пришли к пониманию правильной организации не только
учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил
школьника. Для этого существуют специальные методы и приемы работы, которые
целесообразно использовать в учебное время:



  • упражнения для снятия общего или локального утомления (динамические
    упражнения на расслабление различных групп мышц – шеи, плечевого пояса,
    конечностей, корпуса “Лягушки”, “Самолеты”, “Семья” и др.
  • упражнения для кистей рук: “Птичка”, “Солнышко”, “Мы писали” и др.
  • гимнастика для глаз: комплекс упражнений “Веселая неделька”.
  • гимнастика для улучшения слуха;
  • упражнения для профилактики плоскостопия
  • упражнения, корректирующие осанку;
  • дыхательная гимнастика. Например, комплексы упражнений “Качели”, “Каша
    кипит”, “Бегемотики”, “Часики” и др.
  • создание положительного эмоционального фона, через создание
    психологического климата, использование на уроках игрового и
    соревновательного методов и т.п.
  • осуществление дифференцированного подхода
  • использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной
    деятельности, которое включает:
    – учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости,
    период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками
    утомления);
    – учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях
    (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
    – наличие эмоциональных разрядок на уроках;
    – чередование позы с учетом видов деятельности;
    – использование физкультурных пауз на уроках.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что грамотная организация и
систематическое проведение мероприятий спортивно-оздоровительной направленности
в специальных (коррекционных) школах будут способствовать формированию
устойчивой мотивации учащихся, родителей и педагогического коллектива на
сохранение и укрепление ЗОЖ, а занятия спортом окажут благотворное влияние на
физическое, психологическое, моральное, эмоциональное состояния каждого ребенка
с ограниченными возможностями здоровья.

Библиографический список.

  1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека:
    эталоны, представления, установки. – М.: издательский центр “Академия”,
    2001.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и
    психология здоровья в школе, издательство АРКТИ, М., 2006.
  3. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления
    здоровья детей, Изд.СФЕРА, М., 2005.
  4. Сухомлинский В.А., Сердце отдаю детям, Издание четвертое,
    Издательство “Радянська школа”, Киев, 1973.



Следующий: