Спортивно-массовое мероприятие Олимпийское воспитание

Цель:

создать представление о зарождении
Олимпийских игр в древности и приобщение детей к
участию в спортивно-массовых мероприятиях,
посвященных этим играм.

Задачи:

  • Расширить знания о спорте, познакомить с
    историей древнего и современного Олимпийского
    движения;
  • Закрепление знаний и умений, полученных в
    результате занятий;
  • Содействие воспитанию нравственных и волевых
    качеств;
  • Укрепление здоровья и организация досуга, как
    способа активного отдыха;

Мероприятие проводится в два этапа:
теоретический и практический.

Этап первый, теоретический

: «Олимпийский
урок».

Проводится с каждой группой отдельно в
методическом кабинете. Дети садятся на стулья
перед телевизором и тренер-преподаватель
начинает свой рассказ: «Традиция проведения
олимпийских игр зародилась в Греции более 3000 лет
назад. Участвовать в играх могли только
свободные греки (юноши до 20 лет). Участников
состязаний называли атлетами, т.е. людьми
красивого и крепкого телосложения. Олимпийские
игры длились пять дней и проходили каждые четыре
года, всегда летом. В течение всего месяца на
территории Эллады объявлялся священный мир.
Главным принципом состязаний была честность. Для
греков Олимпия, где проходили Олимпийские игры,
была священным местом. В центре ее находился
храм, в котором стояла огромная статуя Зевса. На
торжественном открытии участники давали
присягу. Большинство соревнований проводилось
на стадионе, который имел продолговатую форму.
Одна из торжественных традиций соблюдается и в
настоящее время — это зажжение Олимпийского
огня. Олимпийский огонь зажигают девушки в белых
одеждах древних гречанок возле разрушенного
храма Зевса в Олимпии, когда взойдет солнце.
Увеличительной линзой они ловят первые
солнечные лучи, зажигают факел и передают его
спортсменам, которые несут этот факел к месту
проведения соревнований. Затем, под звук трубы,
на стадион выходили судьи в пурпурных плащах и с
венком на голове. За ними шли атлеты из всех
городов Греции. По окончании игр, на пятый день,
перед храмом Зевса ставили стол из золота и
слоновой кости, на нем лежали венки из оливкового
дерева. Эти венки возлагали на головы
победителям, затем устраивали торжественное
шествие. Впереди шли судьи, за ними победители -
олимпионики. В настоящее время Олимпийские игры
проводятся и летом, и зимой. Олимпийский символ
изображается на белом полотнище в виде пяти
переплетенных колец и олицетворяет единство
пяти континентов: голубое — Европе, желтое — Азии,
зеленое — Австралии, красное — Америке, черное -
Африке ( тренер-преподаватель показывает
изображение колец на флаге, который будет
использоваться во время праздника и
стилизованную карту мира, где каждый континент
окрашен в соответствующий цвет и подписано его
название). Олимпийский девиз: «Быстрее! Выше!
Сильнее!» выражает устремление Олимпийского
движения и волю к достижению более высоких
результатов в спорте. Перед проведением Игр
произносятся торжественные клятвы судьями
соревнований и спортсменом той страны, в которой
проводятся Игры.

Затем предлагается просмотр мульфильма
«Большая эстафета» о зарождении Олимпийских
игр, о том, как и откуда взялся символ и огонь
Олимпиады, и как он добрался к 20-м Олимпийским
играм в Советский Союз (продолжительность 10
минут).

После просмотра мультфильма
тренер-преподаватель обсуждает с детьми
увиденный материал, выявляет, насколько дети
усвоили его содержание, отвечает на вопросы,
возникшие у детей, а затем продолжает свой
рассказ: «В 1980 году 20-е летние Олимпийские игры
проходили в Советском Союзе в Москве, талисманом
Олимпиады был «Олимпийский мишка», характерные
атрибуты «мишки» были: широкий пояс, окрашенный
в олимпийские цвета и пряжка в виде пяти колец.
Совсем скоро свой старт возьмет 22 зимняя
Олимпиада, которая будет проводиться в городе
Сочи. Талисманами ее будут «леопард», «белый
медведь» и «зайка» (показывает изображения
талисманов Олимпиад). А сейчас мы посмотрим
шуточный мульфильм «А Баба-Яга против!» про
Бабу-Ягу и Олимпийского мишку, которые
противостояли друг другу в возможности стать
олимпийским талисманом (продолжительность 26
минут).

После просмотра мультфильма детям
предлагается нарисовать запомнившихся и
полюбившихся им героев, события, талисманы или
символы Олимпийских игр. А затем в фойе ДЮСШ на
стенде устраивается выставка детских рисунков,
выполненных всеми воспитанниками, с которыми
проводился этот урок.

Этап второй, практический

:
Спортивно-массовое мероприятие «Олимпийское
воспитание».

Мероприятие проводится в большом спортивном
зале, оформленном в соответствии с тематикой
мероприятия. Участие принимают воспитанники 8-10
лет, разделенных на пять команд по 6 человек.
Название команд — названия пяти континентов,
участники одеты в футболки тех цветов, что и
цвета их континента. Команды входят в зал под
торжественный марш «Добро пожаловать в Москву,
Олимпиада» и выстраиваются перед судьями
соревнований. Ведущий приветствует участников
соревнований и объявляет, что сегодня проводятся
соревнования, посвященные Олимпийским играм.

Ведущий:


Мечтает быть каждый, конечно, здоровым
Но в климате нашем довольно суровом
Надо немало труда приложить
Чтоб без болезней лет двести прожить.
Пять колец, пять кругов — знак пяти материков,
Знак, который означает то, что спорт как общий
друг,
Все народы приглашает в свой всемирный мирный
круг.
Ну, а пять материков, как доверенных послов,
шлют спортивные отряды на призыв Олимпиады.

Представление команд

Ведущий берет в руки голубой обруч:

Из Европы дружбы тропы к нам спешат -
препятствий нет!
А какой же цвет Европы? Голубой Европы цвет!

(Дети приветствуют команду, команда
выстраивается на свое стартовое место, ведущий
вешает голубой обруч на стену, для составления
символа Олимпийских игр).

Берет черный обруч:

Знают все, что черный цвет — знойной Африки
привет!

(Дети приветствуют команду, команда
выстраивается на свое стартовое место, ведущий
вешает черный обруч на стену).

Берет красный обруч:

И Америке негоже быть без собственных примет,
И Америке достался олимпийский красный цвет!

(Дети приветствуют команду, команда
выстраивается на свое стартовое место, ведущий
вешает красный обруч на стену).

Берет желтый обруч:

Солнце из-за океана поднимается в зенит,
На Востоке рано-рано солнце окна золотит
Потому что желтый цвет — это Азии привет!

(Дети приветствуют команду, команда
выстраивается на свое стартовое место, ведущий
вешает желтый обруч на стену).

Берет зеленый обруч:
Цвет травы — зеленый цвет, из Австралии привет!

(Дети приветствуют команду, команда
выстраивается на свое стартовое место, ведущий
вешает зеленый обруч на стену).



Ведущий:

И так, дети, вот у нас с вами
получился символ Олимпийских игр -
переплетенные Олимпийские кольца, которые
символизируют также дружбу и сплоченность
народов этих материков.

Ведущий

: А сейчас один из капитанов команд
зачитает торжественную клятву участников соревнований,
которая впервые была произнесена на Олимпиаде 1920
года:

«От имени всех спортсменов я обещаю, что мы
будем участвовать в этих соревнованиях, уважая и
соблюдая правила, по которым они проводятся, в
истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя
чести своих команд» (произносит участник).

Ведущий

: Кто с ветром проворным может
сравниться?

Дети: Мы, Олимпийцы!

Ведущий

: Кто верит в победу, преград не
боится?

Дети: Мы, Олимпийцы!

Ведущий

: Клянемся быть честными, к победе
стремиться,

Рекордов высоких клянемся добиться!

Дети: Клянемся!Клянемся!Клянемся!

Ведущий:

«А теперь будет произнесена клятва
судей соревнований»:

«От имени всех судей и официальных лиц я
обещаю, что мы будем выполнять наши функции во
время этих соревнований со всей
беспристрастностью, соблюдая правила и сохраняя
преданность принципам настоящего спортивного
духа» (произносит один из судей).

Ведущий

: А теперь начинаем соревнования,
посвященные Олимпийским играм и первое, что мы
сделаем, это зажжем олимпийский огонь,
поддерживая традицию начала Олимпийских игр:

Торжественное зажжение олимпийского огня

Участники команд распределены по длине всей
дистанции на расстоянии 5 метров друг от друга.
Последний участник каждой команды получает
горящую свечу, помещенную в стакан. Участник,
получивший свечу, проходит 5 метров и передает ее
второму участнику, возвращается на место, второй
передает третьему и т.д. По завершении эстафеты
пять свечей помещают в чашу и устанавливают на
возвышение, покрытое белым полотнищем, с
надписью «Олимп» и от свечей зажигается большая
бенгальская свеча, символизируя олимпийский
огонь (звучит «Ода на зажжение огня»).

1) Эстафета «Передача олимпийского огня»

Команды встают в середине зала, наподобие спиц
колеса, повернувшись левым боком к центру круга.
Участники, стоящие крайними от центра круга,
держат в руке «олимпийский огонь» (нарисованное
пламя прикреплено к деревянной палочке длиной
25см.). По сигналу участники, у которых в руках
«олимпийский огонь», бегут по кругу (с внешней
его стороны) мимо остальных команд к своей спице
и передают эстафету ожидающему с краю участнику,
после чего встают в начало своей шеренги (ближе к
центру). Все игроки делают полшага от центра.
Получивший эстафету также оббегает круг и
передает ее третьему номеру и т.д. Когда
начинавший эстафету окажется с края и ему
принесут «огонь», он поднимет его вверх,
возвещая об окончании эстафеты командой.

2) Эстафета «Олимпийские кольца»

Первые номера встают напротив своих команд на
расстоянии 15-20м на контрольной линии. Остальные
пять участников стоят с обручами на линии старта.
По сигналу «Марш!» первые номера подбегают ко
вторым — направляющим в колоннах, затем вместе с
ними, держась за руки, бегут к контрольной линии.
Вторые номера с обручами остаются на ней. Затем
первые номера бегут за третьими, и т.д. Когда все
участники соберутся на контрольной линии,
команда составляет из пяти обручей олимпийский
символ. Учитывается не только быстрота
выполнения задания, но и правильность
составления символики.

3) Эстафета «Окольцованные»

По длине дистанции разложены пять обручей.
Первый участник подбегает к первому обручу и
одевает его через голову на себя, кладет на место,
подбегает к следующему обручу и проделывает то
же самое, оббегает ориентир на конце дистанции и
возвращается назад по прямой без задания.

4) Эстафета «Олимпийский флаг»

Первые номера бегут до разворотного флажка,
оббегают его, потом возвращаются к своей команде
и вместе со вторыми номерами, взявшись за руки,
добегают до разворотного флажка. Первые номера
остаются там, а вторые бегут за третьими и т.д.
Команда, которая первой соберется у своего
флажка, получает право поднять олимпийский флаг
под музыку (используется гимн на поднятие флага).

5) Эстафета «Быстрее, выше, сильнее!»

этапы эстафеты:

- первый — ведение баскетбольного мяча
«змейкой» вокруг ориентиров (конусы — 4 шт.),
положить мяч в обруч;

- второй — прыжки через барьеры (3 шт.);

- третий — поднятие гантелей на конце дистанции
(3 раза).

Возвращаясь назад, выполнить задания в
обратном порядке, передать эстафету следующему
участнику.

6) Эстафета «Самый ловкий и сильный»

Прыжки до ориентира с зажатым между коленями
мячом, положить мяч в обруч, взять боксерскую
перчатку, одеть ее на руку, добежать до капитана,
который стоит у дальнего ориентира и ударить его
три раза по перчатке, одетой на левую руку. Затем
вернуться к обручу, положить боксерскую
перчатку, взять мяч и бежать назад по прямой,
передать эстафету следующему участнику.

Ведущий:

А теперь мы проведем самое любимое и
захватывающее зрелище Олимпийских игр
древности:

7) Эстафета «Гонки на колесницах»

Участники становятся в пары, первый «лошадь»,
второй «наездник». На «лошадь» одета узда
(сделана из ремней, на груди изображение
лошадиной головы), сзади «наездник», который
держит его за вожжи. Движение по прямой в парах
бегом до ориентира и обратно, передать вожжи и
эстафету следующей паре.

На время подведения итогов дети выходят из зала
для торжественного построения.

Подведение итогов

Дети заходят в зал под песню «Пять колец» и
выстраиваются на награждение в одну шеренгу.
Судьи награждают участников грамотами и
подарками, а капитаны команд — победителей встают
на пьедестал (звучат героико-эпические фанфары),
им надеваются лавровые венки на голову (имитация
из цветной бумаги).

Ведущий:

«А сейчас прозвучит гимн
страны-победителя, а так как мы с вами все
россияне, поэтому звучит гимн России». После
этого, капитанам команд предоставляется право
опустить Олимпийский флаг и закрыть
соревнования. Затем дети перестраиваются в
колонну и под песню «До свидания, Москва!»
выходят из зала.

Список использованной литературы.

  1. В.И. Усаков «К Олимпийским вершинам — с
    детства», 1995г.
  2. Француаза Перруден «Цивилизации древнего
    мира», 2005г.
  3. М.Ю. Карпушина «Быть здоровыми хотим», 2003г.
  4. «Спорт в школе» № 23, 2010г. » Олимпийские кольца
    Деда Мороза» Е.Егорова, О.Кузнецова
  5. «Спорт в школе» № 24, 2010г. «Традиция длиной в 3000
    лет» А.Семенова



Следующий: