Спирты и вещества сухой перегонки табака. Их значение в жизни человека

Цель:

  • изучить физические и химические свойства,
    получение спиртов;
  • рассмотреть положительное и отрицательное
    влияние спиртов в жизни человека.

Самая большая победа – это победа над
собой, а самое постыдное – это быть побежденным
своими страстями.
Демокрит.

Эксперт по здоровому образу жизни (ЗОЖ):

- Дорогие ребята и гости! Мы рады приветствовать
вас на открытом уроке. Проверим ваш настрой на
урок (рефлексия). Выберите то выражение лица с
карточки и нарисуйте его к себе в тетрадь, с каким
настроем вы пришли на урок. (Добродушное,
серьезное, скептическое, недоброжелательное).

Сегодня на уроке мы познакомимся со спиртами и
изучим их положительное и отрицательное
значение для человека.

Разделите лист в тетради на два столбика. В
одном столбике в течение урока вы будете
записывать положительное влияние спиртов, а во
втором – отрицательное.

Эксперт по химии:

Разминка.

- Вам выданы карточки с различными классами
органических соединений. Поднимите карточки с
предельными углеводородами; с непредельными
углеводородами; с альдегидами и спиртами. (Работа
с кармашками).

Выделим класс соединений: спирты.

Химик 1:

Гомологический ряд спиртов.

Химик 2:

Физические свойства спиртов.

Теоретик:

- Человек не знал алкоголя долгие сотни тысяч
лет. Приобщение к пьянству сравнительно молодая
ошибка человечества. Явление сбраживания было
открыто почти одновременно во многих местах, и
сейчас нам не с кого спрашивать за то, что этот
джин был выпущен на свободу.

Эксперт по химии:

Как же спирты получают?

Химик 3:

Получение спиртов.

Теоретик:

- На царских пирах пили ковшами и чашами, но не
водку, а «мед-пиво», крепость их не превышала 5-7°.

Водка в России появилась в XVI веке. В 1552 году
Иван Грозный устроил в России первый кабак, где
водку подавали только опричникам. Спаивание
народа безудержным становится в конце XIX века.
Первые попытки искоренить пьянство были
предприняты в 1917 году. С тех пор война не
прекращается.

Эксперт по ЗОЖ:

- А необходима ли эта война?

Что является причиной, побуждающей людей
употреблять алкоголь? (давление сверстников,
скука, снятие психического напряжения,
аморальное поведение родителей, потому что
нравится и т.д.)

Почему нельзя употреблять систематически
алкоголь? (сокращает жизнь, неадекватное
поведение, абстинентный синдром, вероятность
рождения больных детей, негативное влияние на
системы органов и т.д.)

Социолог:

- Социальные исследования показывают: в пьющих
семьях 40% детей недоразвитые и больные. В таких
семьях мертворожденные дети появляются в 2 раза
чаще, а детская смертность в 3 раза выше, чем в
непьющих семьях. Одна рюмка водки снижает
работоспособность на 20-30%. До 40% правонарушителей,
в том числе успевшие пристраститься к алкоголю и
наркотикам, воспитываются в неполной семье. В
состоянии опьянения совершается 55% всех краж, 79%
грабежей, 69% нападений. Средняя
продолжительность жизни на 15-20 лет меньше у
людей, употребляющих алкоголь.

Эксперт по химии:

Что же такое алкоголь?
Каковы химические свойства спиртов?

Химик 4:

Химические свойства спиртов.

Эксперт по химии:

Проведем опыт (в парах),
показывающий окисление спиртов в альдегиды.

Эксперт по ЗОЖ:

- Альдегиды наносят вред здоровью. Окисляясь в
печени, спирты превращаются в альдегиды, т.е.
вреден и страшен не сам спирт, а продукт его
окисления.

Химик 5:

Применение метанола.

Эксперт по химии:

Иногда бывает, от
недостатка знаний, метанол пьют.

Эксперт по ЗОЖ:

- А разве пьют метанол? Метанол, окисляясь,
образует формальдегид. Небольшая доза метанола
действует на ганглии сетчатки глаза. Наступает
слепота. А 50 мл этого спирта является смертельной
дозой.

Химик 6:

Применение этанола.

Эксперт по ЗОЖ:

- Еще одно применение этанола не было отмечено.
На его основе производят разнообразные
алкогольные напитки. А бывают случаи, когда «на
спор» пьют неразведенный спирт, не понимая, что
же они делают.

Сейчас эксперт по химии демонстрационным
опытом покажет действие неразведенного спирта
на белок (денатурация белка в спирте).

Где белки – там и жизнь. В результате
разрушения белков в клетках наступает смерть.
(Смертельная доза этанола – 7 г/кг веса).

Для того, чтобы выяснить как алкоголь влияет на
организм человека мы собрали врачебный
консилиум. Врачи этой группы познакомят нас с
нарушениями в организме алкоголика.

Гастроэнтеролог:

- Очень сильный вред наносит алкоголь печени.
Цирроз печени – удел многих злоупотребляющих.
Кто знает, что такое цирроз? (цирроз –
омертвение печеночной ткани и замещение ее
рубцовой.)
Перед печенью стоит нелегкая
задача: обезвредить этанол и помочь другим
органам снизить не соответствующую естественной
концентрацию его в крови. Она начинает бороться с
ним, как с любым внешним ядом, при этом она должна
обезвреживать все другие токсические вещества,
попадающие в организм. Постепенно активность
печени падает, и почти все усилия уходят на
борьбу с возрастающими дозами спиртного.
Происходит перерождение печеночных клеток,
замещение их грубой соединительной тканью. В
крови появляются токсические вещества. Этанол
воздействует на желчный пузырь, тормозит
выделение одного из веществ желчи – билирубина и
замедляет его ток. Вследствие алкогольной
интоксикации двигательная активность
пищеварительного тракта нарушается, и
токсическая алкогольная желчь затекает в проток
поджелудочной железы – это может вызвать
панкреатит и у здорового человека. Этанол
стимулирует увеличение в поджелудочной железе
концентрации ферментов: амилазы и липазы, подъем
общей активности расщепления белков. Начинается
процесс «самопереваривания» органа. Снижая
ферментативную и двигательную активность
тонкого кишечника препятствует усвоению
витаминов, углеводов и белков (возникает
дефицит питания)
. При язвенной болезни
спиртные напитки могут привести к эрозии
слизистой оболочки и кровотечению.

Кардиолог:

- Нарушается сократительная и
импульсопроводящая функция сердца. Алкоголь
вызывает ожирение сердца, нарушает
кровенаполнение внутренних органов, понижает
количество гемоглобина в крови, разрушает
эритроциты, способствует развитию гипертонии,
падает бактерицидная активность крови. При
первых же приемах этанола снижается количество
белков в сыворотке крови.

Эндокринолог:

- Все знают заболевание внутрисекреторной
части поджелудочной железы – сахарный диабет.
Больные диабетом – даже при умеренном
потреблении спиртного рискуют вызвать у себя
коматозное состояние. У них и так высок уровень
эндогенного, т.е. вырабатываемого самим
организмом алкоголя. У таких людей нарушение
углеводного обмена.

Нефролог:

- Среди органов–мишеней для этанола можно
назвать и почки – он изменяет обмен молочной
кислоты, тормозя тем самым выделение мочевой
кислоты. Задерживая шлаки в крови, спиртные
напитки ухудшают состояние больных уремией –
хронической почечной недостаточностью.

Невропатолог:

- Алкоголь, попадая в головной мозг,
воздействует на центры положительных эмоций,
расположенные в гипоталамусе. При этом на
короткое время снижается напряжение, исчезает
чувство тревоги и страха. У злоупотребляющих
людей определенная часть клеток гипоталамуса
превращается в «приобретенный центр
алкоголизма». В случае снижения концентрации
алкоголя он начинает посылать сигналы, требующие
введения в организм дозы алкоголя для
выравнивания его концентрации. Так возникает
стремление к спиртному.

Эксперт по ЗОЖ:

- У алкоголика поражаются все системы органов:
пищеварительная, кровеносная,
мочевыделительная, дыхательная, половая,
эндокринная, нервная. У алкоголиков развивается
катар глотки, легких. Происходит снижение
содержания витамина В1 и аскорбиновой
кислоты в организме. Общее отравление организма
алкоголиков проявляется в снижении устойчивости
к инфекциям, в том числе туберкулезу.

Творческая задача. «Древняя мудрость».

На Руси, согласно древнему обычаю, молодоженам
запрещалось пить хмельные напитки на свадебном
пиру. Докажите справедливость древних запретов с
позиций современной науки. (Спирт обладает
возможностью проникать через клеточные мембраны
быстрее, чем вода. Вместе с тем это наркотическое
и ядовитое вещество. Попадая в организм отца и
матери, этиловый спирт способен нанести
непоправимый вред детям. Этанол проникает в
яйцеклетки и сперматозоиды, нарушая
генетические структуры. Если зачатие ребенка
происходит, когда в организме отца либо матери
присутствует этанол – т.е. алкоголь – есть
большая вероятность рождения ребенка на свет с
психическими и физическими отклонениями).

Нарколог:

- Пьянство ослабляет умственные способности:
снижается сообразительность, развивается
забывчивость, неспособность сосредоточиться на
чем-либо, кроме мыслей о спиртном. Характер
поведения меняется от бестактной общительности
до угрюмой замкнутости; нередко возникают
подавленность, злобность. Слабоволие, грубость,
безжалостность, черствость, эгоистичность,
бесцеремонность становятся основными чертами
характера алкоголика.

Эксперт по химии:



- Проведем тест на закрепление материала.
Задание: на выданных листочках вы ставите плюс,
если утверждение верное, ставите минус если нет.

  1. Этанол относят к классу альдегидов.
  2. Пропанол – питьевой спирт.
  3. Из древесины можно получить и метанол и этанол.
  4. Метанол вызывает слепоту или смерть.
  5. Лекарственные настойки готовят на основе
    метанола.
  6. Спирт образуется при сбраживании сахаристых
    веществ.
  7. Все спирты хорошо растворимы в воде.
  8. Цирроз печени – это омертвение печеночной
    ткани и замещение ее рубцовой.
  9. Этанол разрушает нервные клетки.
  10. Алкоголь влияет только на яйцеклетки, а на
    сперматозоиды – нет.

Художественная страничка (демонстрация
рисунков подготовленных дома).

Эксперт по ЗОЖ.

- Поговорим о табаке. Может быть он безвреден?
Ведь миллионы людей в мире курят, но никто еще от
сигареты не умер.

Теоретик.

- Родом табак из Америки. До открытия Колумба в
Европе табака не знали. Растение получило свое
название по имени провинции Тобаго (остров
Гаити).

Работа с модулем.

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕМЕ: «ВЕЩЕСТВА
СУХОЙ ПЕРЕГОНКИ ТАБАКА, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ
ЧЕЛОВЕКА».


№ УЭ

Учебный материал
с указанием заданий

Руководство по
усвоению учебного
материала

УЭ-0

1) Узнать, какие вещества образуются
при сухой перегонке табака.

2) Выяснить их
влияние на организм человека.

УЭ-1

Цель: определить исходный уровень
знаний по заданной теме.

Задание.

Верно ли
утверждение?

1) Родом табак из Америки.

2) Растение табак относится к семейству
пасленовых.

3) Пассивное курение вредит здоровью человека.

4) Никотин в молоко кормящей матери не попадает.

5) При сухой перегонке табака между альвеолами
легких откладывается деготь.

Работа в тетради самостоятельно.

Проверьте
правильность ответов (+ или -) по коду №1. За каждый
правильный ответ вы получаете 1 балл.

УЭ-2

Цель: изучить строение молекулы и
физические свойства никотина, и человеческие
канцерогены.

Задание.

Прочитайте статьи о
никотине №1 и №2, ответьте на вопросы:

1) Строение молекулы никотина.

2) Физические свойства никотина.

3) Выписать вещества – человеческие
канцерогены, находящиеся в газообразной и
твердой фазах в сигаретах без фильтра.

Прочитайте статьи №1 и №2. Работайте в
парах. Проверьте правильность ответов по коду №2.
Каждый правильный ответ оцените в 1 балл.

УЭ-3

Цель: изучить вредные вещества
табака, их влияние на организм человека.

Задание
1.

Прослушайте рассказ учителя (работа с
ромашкой)
и ответьте на вопросы:

1) Напишите вредные вещества табака.

2) Перечислите болезни организма человека,
возникающие от действия вредных веществ табака.

Задание 2.

Решите биологическую задачу:

все знают, что человек способен выкурить в
течении дня 2 пачки сигарет и от этого он не
умирает. А вот в 1936 году в городе Ницце на
соревновании, устроенном курильщиками,
победитель, выкуривший 60 папирос, после
достижения своего «рекорда» умер. Как вы это
объясните?

Задание 3.

Прочтите статью №3 и сравните
состав вдыхаемого воздуха курящего и некурящего
человека.

Работайте в тетради самостоятельно.

Каждый
правильный ответ оцените в 1 балл. Максимальное
число баллов – 17.

За правильное решение задачи вы получаете 3
балла.

Взаимопроверка под контролем учителя.

Оцените правильный ответ в 1 балл.
Взаимопроверка под контролем учителя.

УЭ-4

Цель: познакомьтесь с памяткой
«Как бросить курить».

Задание.

Ответьте на
вопросы.

1) Назовите максимальный срок, в течение
которого есть возможность бросить курить.

2) В каком случае появляется возможность
бросить курить?

Прочтите памятку «Как бросить курить».

Проверьте
себя по коду №3.

Каждый правильный ответ оцените в 1 балл.

УЭ-5

Резюме: определите усвоение
материала по заданной теме.

Тест.

1) В состав молекулы никотина входит 10 атомов
углерода, 14 атомов водорода и 2 атома азота.

2) В одной сигарете содержится 250 мг никотина.

3) В состав табачного дыма входит более 4200
веществ.

4) При сухой перегонке табака образуются
вещества в газообразном и твердом виде.

5) При затяжке сигаретой человек вдыхает 30%
кислорода.

Отвечайте на вопросы самостоятельно.

В случае положительного ответа поставьте знак
«, в случае отрицательного – прочерк.
Применяйте взаимопроверку, используя код №4.

Каждый правильный ответ оцените в 1 балл.

УЭ-6

Подсчет количества баллов.

Если вы
набрали 33 балла и более – оценка 5.

Если вы набрали в пределах 26-32 балла – 4.

Если вы набрали в пределах 18-25 балла – 3.

Если вы набрали менее 18 баллов –
неудовлетворительно, но не огорчайтесь.
Постарайтесь на следующем уроке набрать больше
баллов.

УЭ-7

Рефлексия: мое внутреннее
состояние после урока.
Для описания своего состояния
изобразите «смайлик».

Работа с ромашкой.

В настоящее время известно более 4200 веществ,
входящих в состав табачного дыма.

  1. Нервно-сердечные яды. Вызывают болезни сердца и
    нервно-психические болезни.
  2. Радиоактивный полоний (канцероген)
    вызывает болезни крови и рак легких.
  3. Никотин вызывает туберкулез легких, поражение
    зрения, атеросклероз, заболевание ЖКТ.
    Смертельная доза никотина 100-150 мг. В одной
    сигарете содержится от 1 до 2,5 мг никотина. Он
    легко проникает в молоко кормящей матери. Для
    новорожденного 1 мг никотина, принятого
    единовременно, может быть смертельной дозой. Он
    влияет на деятельность отдельных органов и желез
    внутренней секреции, снижает уровень инсулина,
    действует на щитовидную железу, понижает
    выделение печенью желчи, нарушает обмен веществ,
    сердечную деятельность (инфаркт миокарда).
  4. Канцерогенные смолы. Вызывают повреждения
    зубной эмали, воспаление слизистых оболочек рта.
  5. Стирол. Нарушение слуха.
  6. Синильная кислота. Нарушение работы всего
    организма.
  7. Угарный газ. Главное отравляющее вещество
    табачного дыма. Вызывает болезни сосудов и
    сердца. Оксид углерода (II) легко связывается с
    гемоглобином эритроцитов, образуя
    карбоксигемоглобин. В результате этого
    гемоглобин теряет способность присоединять
    кислород и транспортировать его в органы и ткани,
    что приводит к кислородному голоданию –
    гипоксии. Поэтому у курильщиков со стажем из-за
    постоянной нехватки кислорода может развиться
    облитерирующий эндартериит (сужение
    периферических кровеносных сосудов)
    нижних
    конечностей. Угарный газ из сигарет повышает
    содержание холестерина, поэтому возможен
    атеросклероз.

Сценка.

Ведущий.

- Психиатры Г.М. Энтин и Ю.Б. Тарнавский
рассказывают о встречах двух школьных товарищей,
которые не виделись несколько лет. При первой
встрече один из товарищей был бодрым, хорошо
выглядевшим для своих 40 лет мужчиной. А теперь
это был сгорбленный, опирающийся на палочку и еле
передвигающий ноги, немощный пожилой человек
(Сергей).

Ярослав

.

- Как дела?

Сергей

.

- Как видишь, дела мои – табак: облитерирующий
эндартериит. Еле хожу, а больше лежу в разных
клиниках, на курортах лечусь, и все без толку.
Гангрена начинается, и, вероятно, не обойтись без
ампутации стопы. Вот такие дела…

Ярослав.

- Но курить-то хоть сейчас бросил?

Сергей.

- Теперь-то, уж, конечно, бросил.

Ведущий.

- Его приятель про себя вспоминает, как еще в 5-м
классе он тайно от родителей и учителей в
укромных местах курил. В старших классах нередко
одалживал деньги на сигареты или выпрашивал их у
прохожих.

Сергей.

- Неужели ты не выкурил за всю жизнь ни одной
сигареты?

Ярослав

.

- Нет, не выкурил. И жаль, что ты курил с
малолетства, ведь твоя беда, в основном
обусловлена многолетним курением.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: