Спирты и фенолы. 10-й класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,95 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок комплексного
применения и закрепления полученных знаний,
умений и навыков.

Вид урока: Урок — общения и систематизации
полученных знаний.

Цели урока: Обобщить и
систематизировать полученные знания по теме:
«Спирты и фенолы».

Задачи урока:

образовательные:

  • обеспечить в ходе урока повторение основных
    терминов и понятий по теме; закрепить знания
    учащихся о составе, гомологии, изомерии, строении
    и свойствах спиртов и фенолов;

развивающие:

информационные

  • способствовать дальнейшему развитию умений
    учащихся составлять уравнение реакций,
    расставлять в них коэффициенты;
  • развивать умение работать со схемами, слайдами
    презентации, компьютером, с лабораторным
    оборудованием;

интеллектуальные:

  • организовать деятельность учащихся по
    самостоятельному переносу комплекса имеющихся
    знаний и способов действий в изменённую
    ситуацию;
  • актуализировать личностный смысл учащихся по
    обобщению данной темы;
  • содействовать развитию у школьников умений
    анализировать, сравнивать, устанавливать
    взаимосвязь между строением и свойствами
    соединений; обобщать, делать выводы;
  • развивать творческие способности и
    познавательный интерес учащихся к химии;

воспитательные:

  • развивать внутреннюю мыслительную активность и
    самостоятельность;
  • развивать коммуникативные способности
    учащихся на уроке при работе в парах,
    взаимопроверке, самоконтроле;
  • воспитывать культуру умственного труда;
  • актуализировать личностный смысл учащихся к
    рассмотрению вопроса о вредном воздействии
    этанола на организм человека;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Методы и методические приемы: частично-поисковый,
самостоятельная работа, работа с формулами, с
информацией на экране и рабочими тетрадями,
беседа, химический эксперимент с использованием
средств ИКТ, и лабораторного оборудования,
самоконтроль.

Организационные формы: групповая,
индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный
проектор, экран, компьютер, презентация по теме:
«Спирты и фенолы», СD — ресурсы (виртуальная
лаборатория), учебники Габриеляна О.С.
Органическая химия 10 кл. — М: Дрофа, 2007, рабочие
тетради.

Ход урока

I. Организационный момент



. (Мотивация.)

Эпиграф: Если путь твой к познанию мира ведет, -
Как бы ни был он долог и труден — вперёд! [3]

(Слайд1)

II. Постановка цели урока.

Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по
теме «Спирты и фенолы», на котором должны
закрепить и систематизировать знания,
полученные вами в ходе изучения темы (Слайд 2):

Сформулируйте цели нашего урока.

Итак, сегодня на уроке:

  • вы повторите, что такое спирты и фенолы;
  • вы выполните тренировочные задания;
  • вы узнаете о губительном действии этанола на
    организм человека;
  • вы приятно удивитесь: оказывается, вы уже так
    много знаете! (Слайд 3)

III. Анализ, закрепление и обобщение знаний
учащихся по теме: «Спирты и фенолы».

1.Актуализация знаний по терминам.

Разминка (устно, фронтально).

Поясни значение слов: кислородсодержащие
соединения, функциональная группа,
гидроксильная группа, гидратация, водородные
связи, изомеры, гомологи.

2. Закрепление, обобщение, контроль знаний по
теме:

Для более полного понимания, обобщения и
закрепления темы «Спирты и фенолы»
предлагается ответить на ряд ключевых вопросов
(Слайд 4):

Какие вещества называют спиртами?

Учащиеся дают ответы, дополняя друг друга.

После ответа учащихся на вопрос,
демонстрируются на слайде презентации верные
варианты с определением класса спирты и общей
формулы гомологического ряда предельных
одноатомных спиртов.

По каким признакам классифицируют спирты?

Учащиеся вспоминают основные признаки, лежащие
в основе классификации спиртов, делают
соответствующие выводы и дают ответы с места.

На экране демонстрируется слайд с
классификацией спиртов.

Какие вещества называют фенолами?

Учащиеся с места пытаются дать определение
классу фенолы.

После ответа учащихся демонстрируется на
слайде определение класса фенолы, учитель
исправляет неточности в ответах учащихся,
акцентирует их внимание на строении фенил-
радикала.

Что такое гомологи? (Следуют ответы учащихся).

Назовите 3 гомолога

первый ряд: бутанола, второй ряд: гексанола,
третий ряд: пентанола

Что такое изомеры?(Следуют ответы учащихся).

Какие виды изомерии характерны для спиртов

?

Учащиеся вспоминают основные виды изомерии
спиртов. На экране слайд «Виды изомерии» (Слайд
№ 5)

А теперь в тетрадях дайте название соединения,
формула которого есть у вас на карточке и
напишите 1 вариант: изомеры углеродного скелета ,
2 вариант: изомеры по положению гидроксо-группы
для вашего соединения;

Какими химическими свойствами обладают
одноатомные спирты?

Ученики с места перечисляют по очереди
основные химические свойства одноатомных
спиртов:

  • Спирты горят;
  • Реагируют с активными металлами
  • Реагируют с галогенводородами;
  • Вступают в реакцию дегидратации при нагревании;
  • Вступают в реакцию этерификации;
  • Вступают в реакции окисления.

На экране уравнения реакций отражающие
химические свойства одноатомных спиртов.

А теперь выполните задание,

самостоятельно
допишите продукты реакции.(Слайд 6)

На экране слайд с незавершенными реакциями.

Учитель демонстрирует на слайде презентации
уравнение реакции спиртов в полном виде, делает
соответствующие комментарии.

Учащиеся, сверяясь с правильными уравнениями
на доске, самостоятельно в тетрадях исправляют
допущенные ошибки.

Назовите характерные качественные реакции на
многоатомные спирты и фенолы?

(Следуют ответы учащихся)

Проведите с помощью реактивов качественную
реакцию на многоатомные спирты
.

Десятиклассник проводит реакции получения
свежеприготовленного Cu(ОН)2 и
«Качественную реакцию на многоатомные спирты».

Все остальные ученики вспоминают правила по ТБ
по проведению эксперимента. А затем записывают в
тетрадях «Качественную реакцию на многоатомные
спирты».

Учитель открывает на слайде продукты реакции .

Учащиеся сверяются и самостоятельно в тетрадях
исправляют допущенные ошибки.

Внимание на экран

(фрагмент опыта №5
Качественная реакция на фенолы с хлоридом железа
(III) FeCl3 (виртуальная лаборатория)).

Демонстрирует на доске слайд «Качественная
реакция на фенолы с хлоридом железа (III) FeCl3″.
Затем на экране открывается уравнение
качественной реакции на фенол, учитель делает
соответствующие комментарии. Ученики в тетрадях
записывают уравнение качественной реакции
на фенолы с хлоридом железа (III) FeCl3.

IV. Сообщения учащихся о губительном
действии спиртов на организм человека.

Ребята, изучая физические свойства спиртов, мы
затрагивали вопрос их токсичности.

При попадании в организм 1-2 чайных ложек
метанола поражается зрительный нерв, что
приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл
приводит к смертельному исходу.

А каково воздействие на организм человека
этанола, который используется для приготовления
алкогольных напитков?

Сообщение учащегося (презентация .Влияние
этанола на организм человека).

Прослушав выступления, мы все сделали
собственные выводы.
А сейчас я прошу вас закончить мою фразу:
Поздоровавшись с водкой, попрощайся :.с умом.
Когда появляется вино, удаляется:. мудрость.
Хмель шумит, ум :.молчит.
Вино ремеслу — не :..товарищ.
Услышанное на уроке надо мотать :.на ус.

V. Рефлексия.

Сядьте удобней, закройте глаза. Расслабьтесь и
обдумайте все, что происходило на уроке (в это
время звучит тихая музыка).

Я предлагаю вам выполнить рефлексивный тест,
который не нужно подписывать.

В случае согласия с утверждением вы ставите
знак «+» напротив него.

Рефлексивный тест. (Приложение №2)

А теперь поднимите руки те, кто поставил пять
плюсов, четыре плюса, три.

Эти оценки вы поставили мне. Если когда — нибудь
школьники смогут сказать обо мне словами
учеников Д.И.Менделеева, что учитель «доброе в
них семя полагал, а не простую отбывал
повинность, то это будет для меня высшей
наградой».

VI. Домашнее задание

Стараюсь, чтобы в учебной деятельности
наблюдалась направленность от репродуктивных к
творческим видам заданий, от контроля — к
самоконтролю, от оценки учителя — к самооценке
ученика. Через решение задач определяю, умеет ли
учащийся использовать свои знания и насколько
успешно он это делает.

Индивидуальная дифференцированная карточка
(выполнение заданий этой карточки будет служить
и подготовкой к ЕГЭ)

Спирты (Приложение №3)

Оценка «5″-11-10 заданий, «4″-9-8 заданий, «3″-6 и
меньше.

Творческие задания (можно выполнить в паре или
группой):

Подготовить 10-15 вопросов к игре «Да- нет» (по
желанию);

Составить кроссворд «Спирты и фенолы»
(Приложение №4) (по желанию);

подготовить плакаты на тему «Я веду здоровый
образ жизни» (по желанию).

VII. Подведение итогов урока,
выставление оценок.

VII.Литература.

  1. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные
    вопросы теории. М.: Просвещение, 1975.
  2. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М.,
    Просвещение, 1987.
  3. Спиркин А.Г.В мире мудрых мыслей. М.,
    Госполитиздат , 1961.

Приложение № 1

Однажды ученики древнегреческого философа
Зенона обратились к нему с вопросом: » Учитель,
ты, обладающий знаниями во много раз большими,
чем мы, всегда сомневаешься в правильности
ответов на вопросы, которые нам кажутся
очевидными и ясными. Почему? » Начертив посохом
на песке два круга, большой и малый, Зенон
ответил: » Площадь большого круга — это познанное
мною, а площадь малого круга — познанное вами. Как
видите, знаний у меня действительно больше, чем у
вас. Но всё вне этих кругов — это непознанное, ни
мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой
окружности больше длины малой, а следовательно,
граница моих знаний с непознанным больше, чем у
вас. Вот почему у меня больше сомнений «.

Так что, чем шире и глубже изучаем мы предмет,
тем больше у нас сомнений, больше возникает
вопросов.

На сегодняшнем занятии мы постараемся ответить
на все вопросы, которые будут стоять перед нами.



Приложение № 2

Рефлексивный тест.

С помощью знаков — и + оцените каждое суждение.

1. Я прояснил (а ) сегодня много новенького для
себя .

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На все возникшие вопросы я получил (а ) ответ.

4. Мне понравилось наше занятие.

5. Мне было интересно сегодня работать на уроке.


Приложение№3

Индивидуальная дифференцированная
карточка (выполнение заданий этой карточки будет
служить и подготовкой к ЕГЭ)

Спирты

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа

1 (3 балла). Общая формула одноатомных
спиртов:



A. R-СНО.

Б. R-ОН.

В. R-О- R1

Г. R-СООН.

2 (3 балла). Трехатомным спиртом является:

А. Этанол.

Б. Этиленгликоль.

В. Глицерин.

Г. Метанол.

3 (3 балла). Название вещества, формула
которого

СН3-СН -СН2-СН3
|
ОН

А. Бутанол-1.

Б. Пропанол-2.

В. Бутаналь.

Г. Бутанол-2.

4 (3 балла). Вид изомерии, характерный для
предельных одноатомных спиртов:

A. Изомерия положения кратной связи.

Б. Пространственная изомерия.



B. Изомерия положения функциональной группы.

Г. Все ответы верны.

5 (3 балла). Вещество, которое не вступает в
реакцию с этиловым спиртом:

А. Калий.

Б. Кислород.

В. Оксид меди (II).

Г. Гидроксид натрия.

6 (3 балла). Реактивом для распознавания
одноатомных спиртов является:

А. Оксид меди (II).

Б. Бромная вода.

В. Гидроксид меди (II).

Г. Гидроксид натрия.

7 (3 балла). Среди предельных одноатомных
спиртов самым ядовитым является:

А. Этиловый.

Б. Метиловый.

В. Пропиловый.

Г. Бутиловый.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

8 (8 баллов). Составьте уравнения реакций по
схеме:

этан -> этен > этанол > этилат
натрия.

9.(2 балла).

Вещество, применяемое как пищевая
добавка:

А. Глицерин. В. Метанол.

Б. Этиленгликоль.

10.

Дайте определение понятия «реакция
дегидратации».

Оценка «5″-9-10 заданий, «4″-7-8 заданий, «3″-5 и
меньше.




Следующий: