Спектакль по физике Необычайное путешествие


«Дети не хотят учить физику!» – как часто мы
вынуждены констатировать это. Для исправления
ситуации в своей практике решила
воспользоваться популяризацией предмета с
помощью физического театра (идея не моя, но очень
близка по духу).

Было проведено психолого-педагогическое
тестирование учащихся 8-х классов для
диагностики учебных мотиваций и умственного
развития подростков; был выбран класс с самой
низкой учебной мотивацией; провели
социометрическое исследование с целью изучения
взаимоотношений учащихся в коллективе и
определения лидеров; с помощью
профессионального режиссера написали сценарий
спектакля, и началась работа по постановке
спектакля.

Какой результат получен:

  • добились дисциплины в классе;
  • класс стал коллективом, причем дружным и
    ответственным;
  • у ребят возросла самооценка;
  • был показан пример, как трудную науку можно
    красиво представить и даже изобразить.

Попутно:

  • ребята научились говорить с выражением;
  • готовить театральный реквизит, костюмы;
  • общаться со зрителями;
  • ставить физические опыты и придумывать способы
    их зрелищного показа;
  • готовить озвучивание спектакля, записывать
    звуки и кинофрагменты;
  • фотографировать интересные и неожиданные
    моменты;
  • ставить трюки;
  • петь хором песни и получать от этого
    удовольствие.

Сюжет простой: ученики целого класса оказались
на корабле. Необходимо определиться, где плывут,
кто должен ими командовать, как решать разные
насущные проблемы. Внутри спектакля происходят
действа по демонстрации разных физических
процессов и состояний, активное общение и
приобщение к действу зрителей. Например,
демонстрация агрегатных состояний воды и
агрегатные переходы; демонстрация
электропроводности соленой воды, выяснение
условий плавания тел, определение вареных и
сырых яиц с помощью вращения; возможность
достать монету из воды не замочив рук,
определение физической ошибки в к/ф «Неуловимые
мстители».

Думаю, что подобное мероприятие можно
использовать в своей работе всем
заинтересованным учителям, подкорректировав под
особенности своих ребят, дополнив своими идеями.

Действующие лица: Капитан, Штурман,
Боцман, Кок, Рулевой, Всезнайка, Босс, Правая рука
Босса, Левая рука Босса, Непоседа, юнги, Глашатай.

Реквизит: ленты для обозначения
пределов корабля, руль, флажки, мачта, две банки с
соленой и пресной водой, картошка, гальванометр с
пластинами из меди и цинка, две кастрюльки,
вареные и сырые яйца, шпаги, швабры метелки,
стакан, кристаллизатор с водой, шоколадные
монеты, компьютер с мультимедиа, части фразы
«Алые паруса».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: В некотором Покровском
царстве, в школьном государстве под грифом №
12-доступно жил-был 8В класс. И учились там самые,
что ни на есть обыкновенные ребята. Правда, всё у
них шло не по плану, сикось-накось, шиворот на
выворот, через кирлицо, но они старались… Ведь
все отрицая, надо же что-то предлагать!

Глашатай: (вбегая в класс и
перебивая учителя, громко кричит)
Так вот
решило руководство школы выдвинуть продуманный
8-В на Международный слет «Продвинутый чел XXI
века», наградив его необычным путешествием, дабы
выявить все лучшие грани нераскрытых талантов
учеников.

Учитель: Ну, что ж, плывите, действуйте
и утверждайтесь!

Глашатай: Вот так всё и начиналось…

Входят учащиеся с рюкзаками, сумками, в
походной одежде.

– Раз, два! Три, четыре! Три четыре! Раз, два!
– Кто шагает дружно в ряд?
– Наш продвинутый отряд!
8В – смелые;
– Спортивные;
– Умелые;
– Веселые;
– Важные;
– Великие;
– Вальяжные!
Верим, выиграем, возьмем – вокруг пальца обведем!
– Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…
Все: Привет!
– С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой

Все: Привет!
– При встречи через много лет, знакомым крикнем
мы…
Все: Привет!
– Давайте вместе все в ответ, скажите громко
нам…
Все: Привет!

Правая рука Босса: Ребята, где мы?

Непоседа: Куда нас послали, простите,
туда мы и пришли!

1 матрос: За честь школы постоять!!!

2 матрос: Да не просто постоять, а
победить! И золото получить!

Левая рука Босса: Правильно, пришли,
увидели, наследили…

Капитан: Ведите себя скромнее! О
наследии после победы обсуждают…

Непоседа: Я лично всех победю…
побежду… В общем, р-рав, просто так не сдамся!

Голос сверху: Вам сегодня повезло:
звезды сошлись так, что у вас есть шанс на победу.
Чтобы победить, надо собрать ключевое слово. Для
этого надо выполнить задания и получить
подсказки из сайта www.АКУАН АКИЗИФ.ru
Помните: в игре можно выиграть, а можно проиграть!
Вы готовы!

Все: Да!

– Люди, над нами?

Все: Небо!

– Под нами?

Все: Земля!

– На Земле?

Все: Ребятня!



Босс: Ха! Всё! Приплыли! Ничего не
получится!

Все: Почему? Как? Почему не получится?
Ты что?

Босс:Чтобы отправиться в путешествие,
нам надо вступить на корабль! Правильно?

Все: Правильно!

Босс: А корабль надо поставить на воду!
Правильно?

Все: Правильно!

Босс: А где вода?

Всезнайка: Даю краткую справку: вода
Н2О, химический элемент, имеет несколько
агрегатных состояний, является неотъемлемой
частью физико-биологического состава человека и
элементов его жизнедеятельности.



Голос сверху: Ваше первое задание:
покажите агрегатные состояния воды.

Капитан: Ребята, не будем
заморачиваться – вода, так вода. Давайте покажем
агрегатные состояния воды, а зрители нам помогут!

(Звучит музыкальная зарисовка, участники
спектакля, вызывая из зрительного зала ребят,
вместе с ними показывают движениями агрегатные
состояния воды: жидкое, твердое, опять жидкое,
увеличивая скорость движения, переход в
парообразное состояние. При этом, большинство
участников спектакля разбегаются в зрительный
зал)

Капитан: Испаряться никто не
собирается! Если есть команда, значит, есть
капитан! У меня в руках важное задание:
(показывает конверт, достает письмо)Нам нодо
соорудить судно, на котором мы поплывем за
главным сокровищем игры!

Штурман: Разрешите выполнять задание,
капитан?

Капитан: Выполняйте, штурман!

Штурман:Всем разобрать реквизит!
Обозначить пределы корабля! Рулевой за штурвал!
Поднять мачту!

Участники спектакля с помощью лент
обозначают пределы корабля, растягивают флажки.
Поднимают мачту, устанавливают руль.

Штурман: Товарищ капитан! Корабль к
отплытию готов!

Боцман: Команда построена!

Голос сверху: Вы выполнили задание,
получите первую подсказку.

Сверху падает часть слова.

Капитан: Отдать швартовы! Поднять
паруса! Полный вперед!

Все: УРА!!!

Исполняется песня на музыку Дунаевского из
к/ф «Дети капитана Гранта»

А ну-ка песню нам пропой веселый ветер!
Веселый ветер! Веселый ветер!
Моря и горы ты увидел все на свете,
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам ветер про дальние села,
Про великие тайны морей
Про синие озера, широкие просторы,
Про смелых и больших людей!

Припев:

Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет.
Кто весел, тот смеется,
Кто хочет, тот добьется,
Кто ищет, тот всегда найдет!

Босс: Ей, капитан, мы не хотим
нарываться на неприятности, но команда хочет
знать! Почему наш корабль стал выше плавать? Мы,
что потеряли груз?

Правая рука Босса: Да, капитан,
отвечайте, почему изменился цвет воды? Может она
отравленная?

Капитан: Один прекрасно воспитанный
мальчик погрузился в жидкость и вел там себя
хорошо! Но жидкость все равно его вытолкала! Как
вы думаете, за что?

Босс: За волосы! Ха-ха-ха!

Всезнайка: Слушайте матросы, я
расскажу вам быль: один великий человек, звали
его Архимед, обладал чудовищной силой. Даже стоя
по пояс в воде, он легко поднимал одной рукой
камень массой в одну тонну!

Правая рука Босса: Да ну, это все
россказни!

Левая рука Босса: Лабуда!



Босс: Не надо вешать лапшу, капитан!
Скажите прямо, что с водой?

Капитан: А что с водой? Позовите кока! И
пусть захватит воды!

Кок: Вызывал, капитан? Если вы насчет
обеда, то у меня все готово!

Капитан: Скажи, уважаемый, а что у нас с
водой?

Кок: Странное дело, капитан! Смотрите
сюда: вот эту воду я набрал перед отплытием, а –
эту уже здесь! (показывает две банки с пресной и
соленой водой
). Нет, мы можем не волноваться
запасов пресной воды у нас достаточно…

Капитан: Вы хотите сказать, что наш
корабль находится в морских водах?

Кок: А я вам говорю, что эту воду
невозможно пить – проверьте! Не то, чтобы в ней
варить!

Капитан: Но этого не может быть!

Кок: Почему не может быть? Я вам
пытаюсь объяснить, как могут меняться физические
свойства соленой воды.

Непоседа: Я знаю, Босс!

Босс: Говори!

Непоседа: У нас две банки.

Босс: Ну?

Непоседа: В них вода морская и пресная.
Смотрите, что вы видите?

Все: Ничего.

Непоседа: А если посмотреть
внимательно? Цвет! Босс! Вода разного цвета!

Все: Правильно! Вода разная!!! Вот и все!

Босс: Ну, а которая из них соленая? Я
могу узнать? Считаю до трех…раз…два…

Голос сверху: Внимание! Второе
задание! Найдите способ определить, где
находится соленая вода и подумайте, какую пользу
можно извлечь из соленой воды!

Босс: Дождались! Думайте!

Кок: Картошка, картошка! Нам подскажет
картошка! Бросьте её в воду.

Помощники Босса: Бросили, босс!!!
Смотрите одна утонула, а другая плавает!

Босс: Так, в чем подвох? Вы меня совсем
запутали!

Всезнайка: Все очень просто. Даже наш
зритель знает, что по закону Архимеда соленая
вода обладает большей выталкивающей силой,
поэтому картошка в соленой воде плавает!

Рулевой: А еще соленая вода обладает
способностью вырабатывать электричество!
Смотрите! Можно опустить два электрода из разных
металлов сначала в пресную воду, потом в соленую.
Первый раз лампочка гореть не будет, а второй раз
загорится.

Всезнайка: Это происходит потому, что
соленая вода является хорошим электролитом. На
разных металлах протекают химические реакции
таким образом, что на одном полюсе накапливаются
положительные заряды, на другом – отрицательные.
Созданное таким образом электрическое поле
создает направленное движение ионов и течет ток.

Непоседа: Ничего себе! Ты откуда это
знаешь?

Всезнайка: На физике проходили. Нам
опыты показывали.

Выбегает боцман. В руках у него кастрюля с
яйцами.

Боцман: Капитан! Юнга в камбузе
перепутал вареные яйца и сырые!

Капитан: Придется колоть все подряд!

Боцман: Но тогда кому-то не достанется.

Капитан: А что вы можете предложить,
кок?

Кок: Я могу предложить старинный
рецепт моей бабушки! Называется «кручение».
Чтобы определить, где сырые, а где вареные яйца,
надо раскрутить все яйца.

Все разбирают по яйцу и начинают их
раскручивать.

1 матрос: Они крутятся по-разному!

2 матрос: Одни очень быстро, другие
медленно.

Рулевой: Как это можно объяснить?

Всезнайка: Я попробую объяснить это
явление: согласно законам вращающихся тел, круто
сваренное яйцо вращается как сплошное целое, в
сыром же яйце жидкое содержимое вследствие своей
инерции задерживает движение, играя роль
тормоза. Поэтому оно вращается медленно.

Кок выносит две кастрюли. В одну складывают
вареные яйца, в другую – сырые.

Штурман: Задача выполнена, капитан!

Голос сверху: Молодцы! Вы справились с
этим заданием. Получите вторую часть слова!

Непоседа: Босс! Давай действовать без
промедления!

Правая рука Босса: Надо проучить этих
задавак!

Левая рука Босса: Сейчас или никогда!
Мы все готовы драться!

Капитан: Предлагаю не сидеть без дела,
а заняться уборкой на корабле.

Боцман: Разобрать швабры и ведра!

Правая рука Босса: А почему мы должны
вас слушать?

Левая рука Босса: Кто вы такой?

Непоседа: Где то золото, что вы обещали
перед отплытием?

Босс: Да! Покажите нам золото, капитан!

Непоседа: Капитан самозванец!

Капитан: Хватит бузить! Чего вы хотите?

Правая рука Босса: Твоей отставки!
Девчонке не быть капитаном! Силенок маловато!

Босс: Команда выражает вам недоверие,
капитан! Давай найдем компромисс! Выиграй у меня
в старую пиратскую забаву «Черная метка». В этом
ящике 15 монет. Мы их по очереди будем доставать.
За один раз можно достать одну, две, три монеты.
Кому достанется последняя – это черная метка –
тот проиграл. Запомнила?

Играют в эту игру, капитан проигрывает,
доставая последнюю монету
.

Босс: (с усмешкой) Вам чертовски
везет. Амба, капитан!

Команды готовятся к бою, доставая швабры
метелки.

Капитан: А мы можем переиграть?

Босс: Можем! Если ты достанешь эту
монету из воды, не намочив рук! Но это не возможно!

Всезнайка: Не возможно, если ты не
знаешь законов физики. (Шепчет капитану, что
надо сделать и проводит опыт с водой, стаканом и
монетой).

Непоседа: Они над нами издеваются,
босс!

Правая рука Босса: Пришла пора
показать, кто здесь главный!

Капитан: Худой мир, лучше любой войны!

Штурман: Мы не хотели – сами
напросились!

Кок: Защищайтесь, выскочки!

Капитан: Будем считать. Что это вызов!
Мы его принимаем! Драться честно!

Босс: Согласен! Один на один! (Капитан
и Босс берут шпаги)

Капитан: Дуэль на шпагах!

Начинается драка на шпагах, палках, вениках
под музыку из к/ф « Достижение республики».

Всезнайка: Эврика! У меня получилось!
Смотрите, капитан, под действием атмосферного
давления, вода из чаши поднялась в стакан. А
монета осталась на дне. Сухая!

Капитан: Ну, что, босс? Я возвращаю вам
черную метку этой монетой, достав её не намочив
рук!

Капитан кидает монету, Босс ловит.

Голос сверху: Вы справились с этим
заданием, вот вам следующая подсказка.

Непоседа: Босс, команда валится с ног!

Штурман: Да, капитан, команда еле стоит
на ногах!

Боцман (свистит): Команда берет
таймаут! Всем отдыхать!

Капитан и Босс: Согласна! Согласен!

Голос сверху: Внимание! Для вас
следующее задание. Внимательно посмотрите
кинофрагмент и найдите там ошибку. Обязательно!

Тот из вас сможет победить,
Кто эту ошибку сумеет разъяснить!

Начинается показ кинофрагмента из фильма
«Неуловимые мстители».

1 матрос: Я понял! Яшка – цыган
стреляет в кувшин с жидкостью…

Рулевой: И пробивает в нем две дырки…

Всезнайка: Но по закону Паскаля этого
не может быть…

Капитан: Кувшин должен разлететься
вдребезги…

Босс: Потому что давление в жидкости…

Непоседа: Передается по всем
направлениям…

Все: Одинаково!

Кок: А вы заметили, что позже эта
ошибка…

Штурман: Была исправлена…

2 матрос: Когда стреляют в другой сосуд
с жидкостью…

Помощник Босса: Он разлетается
вдребезги…

Второй помощник Босса: Как и положено
по закону Паскаля!

Голос сверху: Знание …

Все: сила!

Предупрежден – значит вооружен!
Науку в жизнь!
Только в физике – соль!

Голос сверху: Молодцы, 8В! Получайте
подсказку.

Ребята начинают складывать части слова и
получают надпись «Алые паруса». Все вместе поют
песню «Алые паруса». В это время на экране идут
титры с фамилиями участников спектакля. (Приложение 1).

Список литературы:

  1. Внеклассная работа по физике.
    Авторы-составители: В.П.Синичкин, О.П.Синичкина.
    Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2002.
  2. Григорий Остер. Физика. Москва «Росмэн», 1994.
  3. Я.И. Перельман. Занимательная физика. Книга
    1и 2. Москва «Наука», 1982.
  4. Предметная неделя физики в школе.
    Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
  5. А.Я.Кибальченко, И.А.Кибальченко. Физика для
    увлеченных. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
  6. Театр занимательной науки под рук. С.Н.
    Кириллова: играйте, действуйте, думайте. (www.t-z-n.ru)



Следующий: