Спецкурс Проблемы общественного движения первой половины XIX в. в Российской империи тематический план и программа


Учебный план спецкурса

“Проблемы общественного движения
первой половины XIX в. в Российской империи” (34
часа)


п/п

Содержание Виды учебных занятий
лекции другие виды
1. Общая характеристика внутренней и
внешней политики Александра I. Успехи и просчеты.
2
2. Общая характеристика общественного
движения в 1 половине XIX в.
2
3. Декабристы. Первые организации.
Выступление 14 декабря 1825 г.
2
4. Общественное движение в 30-40-е годы XIX в.
Славянофилы.
2
5. Западники. 2
6. Русский социализм. 2
7. Семинар “Основные проблемы
общественного движения в 1 половине XIX в.”.
2
8. Самостоятельная работа над
исследовательским проектом.
18
9. Круглый стол “Проблемы общественного
движения в 1 половине XIX в.”.
2
ВСЕГО 12 22
ИТОГО 34

Программа спецкурса “Проблемы
общественного движения первой половины XIX в. в
Российской империи”. (8 класс)

Объяснительная записка

Одной из форм организации современного
обучения является спецкурс. Это составная часть
школьного компонента образования. (Данный курс
может использоваться как элективный в
предпрофельной школе.)

Цели спецкурса

  • углубление и расширение базовых программных
    знаний;
  • организация самостоятельной познавательной
    деятельности;
  • развитие поисковых умений.

В процессе реализации целей решаются следующие
задачи:

  • показать отличительные черты течений в
    общественном движении I половине XIX в;
  • раскрыть роль идей Н. М. Муравьева, П. И. Пестеля,
    Герцена, Огарева, А. С. Хомякова, Н. В. Киреевского,
    Г. Н. Грановского, П. Я. Чаадаева в общественном
    движении I половине XIX в;
  • показать значение общественного движения для
    поступательного развития Российской империи;
  • выделить основные проблемы, связанные с
    общественным движением I половины XIX в;
  • научить анализировать источники
    научно-популярной информации, оформлять
    результаты самостоятельной
    учебно-исследовательской работы в виде
    исследовательского проекта; публично защищать
    результаты своей деятельности.

Своеобразие спецкурса заключается в том, что
проблемы решаются через создание исторических
портретов на фоне эпохи, через анализ
субъективного фактора в истории. Это требует
активной работы с дополнительной литературой,
самостоятельного осмысления проблем. Спецкурс
имеет свою программу и тематический план.

Для оптимальной организации работы спецкурса
учителю необходимо учитывать следующие условия:

  • демократический стиль общения учителя и
    учащихся; установка на сотворчество, на доверие и
    искренность;
  • отбор содержания методов и средств обучения с
    учетом реальных запросов учащихся;
  • организация целенаправленной самостоятельной
    познавательной деятельности учащихся;
  • проведение научно-практической конференции
    (круглого стола) как итогового занятия спецкурса.

Спецкурс изучается в 8 классе с третьей
четверти, т.к. в I полугодии изучается всеобщая
история. В январе учащиеся усваивают знания по
истории России, связанные с общей
характеристикой общественного движения 1
половины XIX в. Занятия спецкурса помогают решить
две методические задачи: первая – системное
закрепление исторических знаний, вторая –
обобщение и применение знаний в новых условиях,
формирование опыта творческой деятельности
учащихся.

Выбор темы спецкурса обусловлен тем, что такие
вопросы как “Кто виноват?”, “Что делать?”
всегда были актуальны для нашей страны, а в
программе на эту тему отводится всего 4 часа
(этого крайне недостаточно).

Изучение спецкурса проводится поэтапно.

Первый этап – учитель проводит диагностику
уровня познавательного интереса; изучает мотивы
и потребности деятельности учащихся.

Второй этап – учитель определяет основные
проблемы для самостоятельной работы учащихся,
разрабатывает примерную тематику
исследовательских работ, предлагает учащимся
выбрать темы.

Третий этап – учитель проводит групповую
консультацию, цель которой – познакомить
учащихся с основными приемами работы над
исследовательским проектом, объясняет цели и
задачи спецкурса как средства подготовки
учащихся к самостоятельной работе над проектом.



Четвертый этап – собственно спецкурс,
который включает в себя 6 уроков, седьмой –
семинар.

Пятый этап – индивидуальная
самостоятельная работа учащихся над
исследовательским проектом, индивидуальное и
групповое консультирование, подготовка
творческой работы к защите.

Шестой этап – проведение научно –
практической конференции (“Круглого стола”) с
целью защиты исследовательских проектов
школьников по теме спецкурса.

Результаты спецкурса доказывают, что
необходимо продолжить работу, т.к. на практике
реализуется личностно – ориентированный подход
в режиме развивающего обучения.

Основное содержание программы

1. Общая характеристика внутренней и внешней
политики Александра I. Дворцовый переворот 11-12
марта 1801 г. Александр I Благословенный. Негласный
комитет. М. М. Сперанский. Либеральные начинания в
области государственного устройства, по
крестьянскому вопросу, в сфере образования и
культуры. Внешняя политика до 1812 г. Отечественная
война 1812 г. Заграничные походы русской армии.
Венский конгресс. Священный союз. Внешняя
политика после 1815 г. изменение курса внутренней
политики “Аракчеевщина”. Возникновение
движения декабристов.

2. Общая характеристика общественного движения
1 половины XIX в. Переход от феодализма к
капитализму. Рост национального самосознания.
Передовая общественная мысль. Либеральное
движение. Революционная борьба. Консерватизм.
Либерализм. Социализм. Анархизм. Движение
декабристов. Либеральное движение 30-50 гг.:
западники и славянофилы. Консервативное
направление общественного движения.
Революционное направление. Итоги и значение
общественного движения 1 половины XIX в.

3. Декабристы. Первые организации. Выступление 14
декабря 1825 г. Причины, условия и исходные идеи
декабризма. Первые организации будущих
декабристов: Союз Спасение (1816 – 1817).



А. Н. и Н. М. Муравьевы,

С. И. И М. И. Муравьевы-Апостолы,

С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин,

С 1817 г. – П. И. Пестель.

Союз Благоденствия (1818 – 1821), его роспуск
Северное и Южное общества декабристов.

Конституция Н. М. Муравьева и “Русская правда”
П. И. Пестеля.

14 декабря 1825 года.

Декабристы: исторические версии (Е. Л.
Рудницкая, А. А. Левандовский, С. Ф. Платонов, М. В.
Нечкина, Н. А. Троицкий, Л. М. Ляшенко, А. Н. Сахаров,
П. Н. Зарянов) – декабристы: перекресток мнений,
причины неудачи движения декабристов,
выступление декабристов – это Александр I и
декабристы. Николай I и декабристы.

4. Общественное движение в 30-40-е годы.

Студенческие кружки (Станкевича, Герцена,
Огарева). Правительственный лагерь
“Охранители”: С. С. Уваров, М. П. Погодин, С. П.
Шеверев и др. Н. Т. Устрялов.

Славянофилы. Консервативные течения. Общая
характеристика.

А. С. Хомяков, Н. В. Киреевский,

П. В. Киреевский, Ю. В. Самарин, А. И. Кошелев и др.
о путях дальнейшего развития страны.

5. Западники. Либеральное течение. Общая
характеристика.

Г. Н. Грановский, Е. Ф. Корш,

В. П. Боткин, К. Д. Кавелин,

Б. Н. Чичерин и другие о путях дальнейшего
развития страны.

6. Социалисты. Революционное течение. Общая
характеристика.



А. И. Герцен, Н. П. Огарев.

В. Г. Белинский – основатель революционно –
демократической идеологии.

Теория “русского социализма” Герцена.

М. А. Бакунин. Теория русского анархизма.

П. Я. Чаадаев об особом месте России между
Востоком и Западом.

Кружок Н. В. Буташевича – Петрашевского

Кирилло – Мефодиевское общество в Киеве (Н. И.
Костомаров, Т. Г. Шевченко).

7. Общественное движение в Вятской губернии.
Либеральное движение 30-50-ых годов. Вятские
разночинцы. А.А. Красовский, П. Х. Хохряков, Я. Г.
Рождественский, Н. И. Золотницкий. Политические
ссыльные: их роль в общественном движении на
Вятке. Народнические кружки. Иван Нелюбин, Петр
Голубев, Степан Халтурин, Николай Чарушин и
другие.

Проблемы:

  1. Почему дворяне (декабристы) выступили против
    общественно-политического строя, который стоял
    на страже их интересов?
  2. Представители общественного движения о путях
    дальнейшего развития страны (по какому пути
    должно пойти развитие страны?)

Приложение

Библиографический список

  1. Г. Д. Бурдей. История России XIX века. Саратов,
    “Лицей”, 1999.
  2. Головатенко А. История России: спорные проблемы.
    М.; Школа – Пресс, 1995.
  3. Гордин Я. А. Мятеж реформаторов; 14 декабря 1895 г.
  4. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России XIX
    век. М., Просвещение, 2000.
  5. М. Н. Зуев. История России с древнейших времен до
    наших дней. Пособие для поступающих в ВУЗы.
  6. Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762
    – 1914.
  7. М. В. Нечкина. Декабристы – М., 1982.
  8. Очерки истории Кировской области. Научный
    редактор А. В. Эммаусский, Е. И. Кирюхина Киров. 1972 .
  9. Россия и мир. Учебная книга по истории, ч.1,2, М.:
    “Владос”, 1994.
  10. Сергеев В. Д. вятские “нигилисты”: Из истории
    разночинной интеллигенции Вятки. Петропавловск
    – Камчатский, 1994.
  11. Троицкий Н. А. Лекции по русской истории XIX века.
    Краткий курс: Учебное пособие. Саратов: Слово, 1994.
  12. Энциклопедия земли Вятской. История. Том
    четвертый, 1995.
  13. Яковер Л. Б. Россия XIX века. М.: Московский лицей,
    1996.



Следующий: