Создание условий для развития глобального мышления школьников на уроках биологии

В наши дни, когда масштаб научно-технического
прогресса достиг беспрецедентных размеров,
возникли проблемы, которые стали угрожать самому
существованию человечества. Таковы, например,
угрозы ядерной катастрофы,
социально-экономические кризисы, экологические
последствия техногенной нагрузки на природу.

В условиях развития современной школы задача
формирования глобального мышления приобретает
особую актуальность. Уже сейчас можно с
уверенностью сказать, что проблемы экологии,
проблемы гармонии Человека и окружающей среды -
самые насущные проблемы настоящего и будущего.
Экология, как отдельный предмет, не изучается в
нашей школе, а предполагается его
интегрированное изучение с предметами
естественно-научного цикла. Поэтому, новые
подходы к экологическому образованию требуют
воспитания человека, осознавшего себя частью
Вселенной, ощутившего свою неразрывную связь с
природой, психологически готового к
экологически целесообразной деятельности в
любой сфере антропогенной активности.

Современная школа существует в быстро
меняющемся, но взаимосвязанном мире, она
призвана воспитывать у учащихся новое, целостное
видение этого мира и место человека в нём. А также
воспитывать чувство причастности школьников к
жизни планеты Земля, нашего общего дома,
установление гармоничных отношений человека с
природой и самим собой.

Для создания условий формирования
ответственного отношения к природе и развития
основ глобального мышления на уроках биологии
выделяем следующие блоки:

  • знание экологических законов, правил, теорий,
    научных фактов;
  • осознание единства в системе
    “Человек-Природа”;
  • деятельность в реальных социоприродных
    ситуациях, связанных с решением экологических
    проблем;
  • эмоционально-эстетическое восприятие природы,
    художественные образы её выражения и отношение
    человека к ней.

Таким образом, экологическое образование и
воспитание в общеобразовательной школе сегодня
заключается в обеспечении преемственности
экологического просвещения школьников по
естественно–научным предметам, предоставлении
им возможности приобретать и накапливать
практический опыт освоения и охраны окружающей
среды. На наш взгляд, этот процесс строится на
основе глобального национального и локального
подхода, с учётом единства интеллектуального и
эмоционального восприятия среды и практической
деятельности по её защите. Учебный процесс во
многом обуславливается спецификой школы:
национальная культурологическая с
востоковедческим направлением. В этой связи в
процессе обучения возникает необходимость
формировать у учащихся такой способ
миропонимания, когда мир предстаёт как единое
целое. С такой целью был разработан и реализуется
на практике проект “Развитие глобального
мышления у школьников на уроках биологии”. Идеи
проекта реализуются через логику и содержание
учебных курсов, педагогические технологии,
коммуникационную сферу, эстетическое оформление
жизненного пространства школы и многое другое.
Всё это и образует семантическое поле,
оказывающее влияние на различные структуры
сознания учащихся.



Д.С.Лихачёв отмечал, что “человек, обладающий
сознанием, разумом, гуманизмом — единственная
надежда спасения всей жизни на Земле. Настало
время мыслить категориями макросоциума. Каждый
должен воспитать в себе гражданина мира…
Перелом в мышлении людей, понимание глобальных
задач выживания, осознание неотложной
необходимости покончить с потребительским
отношением к миру и природе могут произойти не
сразу, … и это большое дело должна начать школа ”
.

Именно эта философия лежит в основе нашего
проекта. Школа живёт в эпоху перемен. Школа всё
больше ощущает чувство причастности к жизни всей
планеты. Школа – это место, где мы творим будущее
каждого ребёнка, нашей Родины, Планеты. Именно
она призвана воспитать у учащихся новое,
целостное видение этого мира. Школа учит детей
проводить поисковую, исследовательскую работу
по изучению своего края, вносить свой конкретный
вклад в улучшение экологической ситуации в
регионе, жить в согласии с природой помогая ей.

В поисках постижения экологических проблем
детьми через их творчество и с целью пропаганды
деятельности школьного методического центра,
ориентированного на осмысление экологических
проблем, проводится большая работа по изучению и
защите природы как одного из компонентов
экологического воспитания. Это выражается в
конкретных практических делах, в изыскательской
и опытнической деятельности, в массовых
компаниях, акциях и походах, в тематических Днях
и конкурсах. Работы учащихся представляются на
различные конкурса среди общеобразовательных
учреждений, такие как “Дни защиты от
экологической опасности” (окружного масштаба),
экологический фестиваль “Экология. Творчество.
Дети. ” (всероссийского масштаба), марафон
“Заповедная волна” (регионального масштаба),
конкурс на лучший экологический проект
“Памятникам природы – надёжную защиту”
(всероссийского масштаба), конкурс “Места
заповедные” (областного масштаба),
научно-практическая конференция “Глобальные
проблемы человечества” (внутришкольная). Лучшие
работы награждены грамотами, призами, денежной
премией, а работа учителей школьного
учебно-воспитательного центра “Экология и
труд” дважды отмечена Дипломом лауреата
Всероссийского экологического фестиваля
“Экология. Творчество. Дети ”.




Следующий: