Создание компьютерных текстов и их использование на уроках химии


С введением ЕГЭ, тестирование, как вид контроля
знаний, активно вошло в жизнь современной школы.
И компьютерные технологии здесь оказались
незаменимы. Использование компьютерного
тестирования имеет ряд преимуществ:

  • развиваются интеллектуальные способности
    учеников, т.к. они могут проходить один и тот же
    тест несколько раз, пока не добьются желаемого
    результата;
  • ученики, имеющие комплексы, как правило,
    выполняют тесты более успешно, т.к. работают с
    компьютером один на один и не боятся насмешек;
  • тестирование можно проводить на различных
    этапах урока для актуализации, закрепления или
    контроля знаний учащихся;
  • позволяет быстро оценить результат работы,
    определить темы, по которым имеются пробелы в
    знаниях ученика, следовательно, имеется наличие
    обратной связи учитель-ученик.

Для тестирования учащихся я использую готовые
тестовые оболочки Master test, TestSystem, которые
позволяют быстро составить тест с одним ответом
и редактировать его (скачать программы можно из
сети Интернет). Оценка в таких тестах не ставится
- это право оставлено за учителем. Достоинство
тестовой оболочки TestSystem состоит еще в том, что
она показывает ошибки допущенные учащимся и по
окончании выполнения теста учитель может
увидеть результат — вопросы, на которые учащийся
дал неправильные ответы. Недостатком таких
программ является невозможность записывать
химические формулы, использовать рисунки,
анимационные фрагменты, видеоопыты, а также
малый формат (нельзя развернуть на полный экран).



Большую популярность в последнее время
приобрели презентации, выполненные в программе
PowerPoint. Многие учителя овладели навыками ее
создания. Чаще всего презентации используются
при изучении нового материала (урок-лекция), при
закреплении умений и навыков (обучающее
тестирование) и при проведении химического
практикума (показ видеоопытов).

В программе PowerPoint удобно создавать тесты с
выбором одного ответа и с автоматическим
выставлением оценки. Преимущество такого
тестирования состоит в том, что в заданиях кроме
текста можно применять формулы, рисунки
анимационные фрагменты и видеоопыты. Созданные
таким образом тесты являются более красочными и
эмоциональными. Так же можно легко редактировать
текст и ставить защиту на лист, чтобы учащиеся не
перескакивали раньше времени с одного слайда на
другой, вращая колесико или при щелчке мыши (Меню
< -> Показ слайдов < -> Настройка
презентации < -> автоматический (полный экран)
).
Если сохранить тест как «Презентация PowerPoint», учащиеся
не будут иметь возможность видеть схему создания
презентации.

Представляю три теста созданных в данной
программе:

Тест «Строение атома» (Приложение 1)

Тест состоит из двух вариантов:



Обучающий вариант — содержит задания с
реакцией на ответ: при неправильном ответе
выскакивает смайлик, при верном ответе собачка и
слова «верно», управляющая кнопка «далее»
появляется только при правильном ответе. Можно
использовать на этапах актуализации или
закрепления знаний учащихся.

Контролирующий вариант — содержит аналогичные
задания, но без подсказок. В конце работы
автоматически выставляется оценка, которую
получил ученик. В ходе тестировании, на слайдах, в
левом углу высвечиваются цифры, показывающие,
число правильных ответов.

Тест содержит в качестве вспомогательного
материала «Периодическую систему
Д.И.Менделеева».

Тест «Первоначальные понятия органической
химии»



(Приложение 2)

Тест контролирующего характера. В конце работы
автоматически выставляется оценка, которую
получил ученик. Содержит картинки, химические
формулы, анимационные фрагменты. Включает
понятия «изомеры», «гомологи», «номенклатура
углеводородов».

Схема образования теста с одним
ответом и автоматическим выставлением оценки

Тест «Кислоты 8 класс» (Приложение 3)

Тест может использоваться на отдельных этапах
урока в качестве закрепления изученного
материала отдельными частями (каждый слайд это
отдельное тестирующее задание), как
контролирующий, а так же для домашней подготовки
учащихся по теме «Кислоты». Оценка
автоматически не выставляется, но учитель может
проверить все выполненные задания, до нажатия
кнопки «выход». Тест составлен с
использованием «триггеров».

Тест входят задания:

На составление химической формулы кислоты Слайд
3
при неправильно выбранном индексе, все
цифры исчезают. При правильном ответе индекс
направляется на свое место. Результат
тестирования виден по количеству формул
записанных с индексами.

Номенклатура кислот Слайд 4 — из трех
предложенных названий кислот, необходимо
выбрать то, которое соответствует написанной
формуле кислоты. При не правильном ответе все
названия кислот в ряду исчезают. Слайд 5 -
тест работает по аналогии, но в обратном порядке:
названию кислоты надо выбрать соответствующую
формулу.

Слайд 6

— «Третий лишний». Из трех
представленных веществ необходимо выбрать
кислоту. При неправильном ответе весь ряд
исчезает. При правильном — кислоты выстраиваются
в столбик.

Слайд 7

— предполагает знания учащихся об
окраске индикаторов в кислой среде. При
правильном ответе кислота в пробирке
окрашивается, при неправильном — все исчезает.

Слайд 8

— предполагает знание химических
свойств кислот. Необходимо дописать уравнения
реакции. При нажатии на правильный ответ,
вещества перемещаются на свое место в уравнении,
при неправильном ответе — все формулы исчезают.

Слайд 9

— техника безопасности. Работает по
аналогии.

Опыт показывает, что учащиеся с большим
желанием проходят такие тесты, сами подходят к
учителю и просят пройти тот или иной тест, т.к.
желают проверить свои знания. Соответственно
повысилась мотивация и качество обучения.




Следующий: