Создание и использование интерактивных тестов в практике обучения химии. Мастер-класс для учителей химии

Девиз: «Учимся вместе».

Эпиграф: «Уча других, мы учимся сами»
Л.А.Сенека.

Техническое обеспечение: компьютеры,
программы HotPotatoes, MyTest, «Кто хочет стать
отличником?», инструкционные карты

Цель: изучить основные приемы
создания интерактивных тестов по химии.

Задачи

  • Дать характеристику и рассмотреть особенности
    оболочек некоторых программ для создания
    учебных тестов.
  • Предоставить возможность учителям химии пройти
    тесты в программах MyTest, HotPotatoes, «Кто хочет стать
    отличником?»
  • Научить участников мастер-класса составлять
    тесты в указанных программах.

Создание и применение
интерактивных тестов на уроках химии

Важнейшая задача образования – научить
выпускника школы жить и плодотворно трудиться в
мире глобальных информационно-коммуникационных
сетей, Интернета, мультимедийных ресурсов.
Развивая информационную компетентность,
подготовить ученика к восприятию, пониманию,
обработке, переработке различной научной
информации. Комплексные мультимедийные
обучающие ресурсы создают условия для
увлекательного интерактивного урока с
вовлечением всего класса.

Одной из задач повседневного учительского
труда является необходимость осуществлять
контроль знаний учащихся. Формы контроля,
применяемые учителями, очень разнообразны, но
наиболее часто используются письменный или
устный опросы. К сожалению, эти формы не лишены
недостатков. В современной школе все большее
значение приобретают различные формы тестов
в связи с тем, что основной формой сдачи
экзаменов является тестирование. Реальность
требует формировать у учащихся навык работы с
тестовыми заданиями в течение года. Во время
таких тренировок развиваются соответствующие
психотехнические навыки саморегулирования и
самоконтроля. Тестирование ставит всех
учащихся в равные условия, практически исключая,
субъективизм преподавателя. Одним из основных
достоинств тестирования является минимум
временных затрат на получение надежных итогов
контроля. При тестировании используют как
бумажные, так и электронные варианты. Последние
особенно привлекательны, так как позволяют
получить результаты практически сразу по
завершении теста.

Тестирование в педагогике выполняет три
основные взаимосвязанные функции:
диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция заключается в
выявлении уровня знаний, умений, навыков
учащегося. По объективности, широте и скорости
диагностирования, тестирование превосходит все
остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в
мотивировании учащегося к активизации работы по
усвоению учебного материала.

Воспитательная функция проявляется в
периодичности и неизбежности тестового
контроля. Это дисциплинирует, организует и
направляет деятельность учащихся, помогает
выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует
стремление развить свои способности.

Применение электронных изданий в учебном
процессе облегчает проведение урока, позволяет
использовать индивидуальный,
дифференцированный подход при осуществлении
обратной связи между учеником и учителем,
оказывает существенную помощь учителю при
подготовке к уроку. Интерактивные обучающие
задания оказывают положительное влияние на
мотивацию учащихся и их интерес к изучаемому
материалу. Готовые электронные пособия не
всегда соответствуют конкретным условиям:
особенностям класса, требованиям программы,
целям урока, поэтому учитель может научиться
составлять интерактивные тесты, используя
доступные программы. С целью повышения своего
уровня компьютерной грамотности, мною были
освоены программы: HotPotatoes, ADTester, Knowing, MyTest,
PowerPoint (Сеть творческих учителей. Мастер-класс
«Создание интерактивных тестов»). Эти программы
распространяются бесплатно, и их может
использовать каждый учитель. Кроме того, к
созданию тестов можно привлекать учеников.

Компьютерное тестирование позволяет
заинтересовать учащихся, которые любят
выполнять задания на компьютере, а таких немало.
В интерактивных обучающих заданиях используются
компьютерные модели, демонстрируются фотографии
и видеоизображения реальных объектов, что
позволяет учащимся получить более полное
представление о строении и свойствах веществ.
Результаты анкетирования учащихся
подтверждают целесообразность использования
интерактивных тестов: 91% учащихся ответили,
что им нравится работать с интерактивными
обучающими заданиями, а у 85% учащихся увеличился
интерес к изучению химии. Учащиеся отмечают, что
усвоение знаний происходит легче, полученная
информация усваивается достаточно прочно.
Учащиеся работают с тестами не только на уроках,
но и дома при выполнении домашних заданий и
подготовке к экзаменам.

Применение интерактивных тестов способствует
повышению уровня информационной и
коммуникативной грамотности учителя и учащихся
и направлено на решение важнейшей задачи
образования – научить выпускника школы
плодотворно трудиться в мире глобальной
информатизации. Применение интерактивных тестов
направлено на формирование
учебно-познавательных, ценностно-смысловых,
информационных и коммуникативных
компетенций. Создаются условия, которые
позволяют развивать у учащихся умение отвечать
на поставленный вопрос, ставить перед собой
цели, принимать решения. Компетенция
личностного самосовершенствования проявляется
в аспекте интеллектуального саморазвития,
эмоциональной саморегуляции, самостоятельности
и самооценки.

Ученик овладевает креативными навыками
продуктивной деятельности: добыванием знаний,
овладевает приемами действий в нестандартных
ситуациях, эвристическими методами решения
проблем. Это способствует формированию
учебно-познавательной компетенции. Применение,
составление тестов учениками развивает
информационные компетенции: у ученика
формируются умения самостоятельно искать,
анализировать и отбирать необходимую
информацию, организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать ее. Кроме того, происходит
развитие коммуникативной компетенции: умение
взаимодействовать с другими людьми, работать в
группе, использовать электронные формы
общения. Таким образом, неоспорим тот факт,
что применение интерактивных тестов – один из
способов развития ключевых компетенций.
Такая форма обучения и контроля знаний учащихся
вызывает интерес и способствует решению
образовательных задач школы.

Краткая характеристика программ для
создания тестов

HotPotatoes – инструментальная
программа-оболочка, предоставляющая
преподавателям возможность самостоятельно
создавать интерактивные задания и тесты для
контроля и самоконтроля учащихся без знания
языков программирования и привлечения
специалистов. С помощью программы можно создать
10 типов упражнений и тестов по различным
дисциплинам с использованием текстовой,
графической, аудио- и видеоинформации.
Особенностью этой программы является то, что
созданные задания сохраняются в стандартном
формате веб-страницы. В этой программе удобно
составлять кроссворды, которые можно
использовать в интерактивном и печатном
варианте.

ADTester. Пакетпрограмм, предназначенный
для проведения тестирования. С помощью ADTester
возможна организация проведения тестирования в
любых образовательных учреждениях. Тестирование
может проводиться как с целью выявления знаний
учащихся в той или иной области, так и для
обучающих целей. Программа проста в установке
и использовании,доступна для учителей, не
владеющих знаниями программирования.



«MyTest». Пакет программ
(тестирования учащихся, редактор тестов и журнал
результатов) для создания и проведения
компьютерного тестирования, сбора и анализа
результатов, выставления оценки по указанной в
тесте шкале. С помощью программы MyTest возможна
организация и проведение тестирования в
любых образовательных учреждениях как с целью
выявить уровень знаний по любым учебным
дисциплинам, так и с обучающими целями.

Knowing. Программа позволяет создавать
тесты и автоматически оценивать результаты
тестирования. Эта программа проста в
использовании. Но функции ограничены, например,
отсутствуют подстрочные и надстрочные индексы,
можно составлять задания только с одним выбором
ответа.

Занятие 1

Тема: Создание интерактивных
тестов в программе MyTest и использование их
практике обучения химии.

MyTest X это – система программ
(программа тестирования учащихся, редактор
тестов и журнал результатов) для создания и
проведения компьютерного тестирования, сбора и
анализа результатов, выставления оценки по
указанной в тесте шкале.

Программа легка и удобна в использовании.
Все учителя и учащиеся быстро и легко осваивают
ее. Вот слова одного из пользователей программы:
«На мой взгляд, MyTest достигла совершенного
состояния: имеет все мыслимые функции, очень
компактная, ее возможности и простота
использования находятся в золотом балансе».

Программа MyTest X
работает с девятью типами заданий
:
одиночный выбор, множественный выбор,
установление порядка следования, установление
соответствия, указание истинности или ложности
утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод
текста, выбор места на изображении,
перестановкабукв (Приложение 1,
Приложение 1а).

Структура занятия

  • Краткая характеристика программ для создания
    тестов (из опыта работы).
  • Основные приемы работы в программе MyTest.
  • Практическое занятие:
  • Прохождение теста в программе MyTestХ по теме:
    «Железо». Знакомство с основными типами заданий,
    которые позволяет создавать программа.
  • Создание теста в программе MyTestпо теме:
    «Кислоты».
  • Рефлексия (Приложение 4)

Практический результат: тесты,
созданные участниками мастер-класса.

Занятие 2

Тема: Составление кроссвордов в
программе HotPotatoes (JCross).

Цель: рассмотреть особенности работы
в программе и научить слушателей составлять
кроссворды в программе HotPotatoes.

Техническое обеспечение: компьютеры,
программа HotPotatoes, инструкционные карты.
Кроссворд – это своеобразная самопроверка,
занимательный тест. Применение кроссвордов
позволяет в игровой ситуации активизировать
учебный процесс, развивать интерес к предмету.
Решение кроссвордов тренирует память, развивает
мышление, расширяет кругозор, Положительные
эмоции, возникающие у детей в процессе
разгадывания кроссвордов, способствуют
предупреждению перегрузки.
С помощью программы можно достаточно быстро
составить кроссворды, которые можно
использовать в интерактивном и печатном виде (Приложение 2).

Структура занятия

  • Краткая характеристика программы HotPotatoes
    (JCross) для создания кроссвордов (из опыта работы).
  • Основные приемы работы в программе HotPotatoes (JCross).
  • Практическое занятие:
  • Разгадывание кроссворда по теме:
    «Углеводороды» в программе HotPotatoes (JCross).
    Знакомство с основными типами заданий, которые
    позволяет создавать программа.
  • Создание кроссвордов в программе HotPotatoes (JCross)
    по теме: «Химические элементы». Составление
    кроссворда.
  • Рефлексия.

Практический результат: кроссворды,
созданные участниками мастер-класса.

Занятие 3

Тема: Составление тестов в
программе «Кто хочет стать отличником?»

Цель: рассмотреть особенности работы
в программе и научить слушателей составлять
тесты в программе «Кто хочет стать отличником?».

Техническое обеспечение: компьютеры,
программа «Кто хочет стать отличником?»,
инструкционные карты.

Практическое занятие

Цель: освоение основных приемов
работы в программе QManager.

Структура занятия:

  • Краткая характеристика программы «Otlichnik».
  • Основные приемы работы по созданию игры.
  • Практическое занятие: Создание тестов в
    программе «Кто хочет стать отличником?»
  • Рефлексия.

Кто хочет стать ОТЛИЧНИКОМ?! 1.2 -1.7.
Автор программы: Волобуев С.А. Игровая Система
Тестирования. Система предназначена для
проверки знаний учащихся средних школ в игровой
форме.

Также будет полезно ее использование при
подготовке к контрольным работам, изучении и
повторении тех или иных тем и просто в качестве
логической интеллектуальной игры.
В основу идеи создания программы тестирования
легла известная телевизионная игра.

В Игровую Систему Тестирования входит также
Диспетчер вопросов и настроек (QManager), с помощью
которого пользователь может управлять
вопросами, используемыми для тестирования. QManager
имеет удобный, интуитивно понятный интерфейс и
легко позволяет редактировать базу вопросов
(удалять, изменять, добавлять новые), а также
формировать Комплекты заданий (для тестирования
учащихся разного уровня обучения), группируя
вопросы по темам и сложности.
С данной версией системы поставляется база
вопросов по предмету “Информатика и ИКТ” (Приложение 3)

Этапы создания тестов:

  1. Базы вопросов. Создание базы вопросов.
    Например: Химия, Органическая химия. Набираем
    названия тем, которые входят в данную базу.
  2. Вопросы. Набираем вопросы и сохраняем
    их.
  3. Комплекты заданий. Создаем комплекты
    заданий. Определяем уровень сложности.

Источники информации




Следующий: