Сохранить и улучшить среду своего обитания — задача каждого жителя на Земле

Приложение Слайд1

Мой родной, мой земной
мой кружащийся шар!
Солнце в жарких руках,
наклонясь, как гончар,
варит влажную глину,
с любовью лепя,
округляя, лаская,
рождая тебя.
Керамической печью
космических бурь
обжигает бока
и наводит глазурь,
наливает в тебя
голубые моря,
и где надо-закат,
и где надо-заря.
И когда ты отделан
и весь обожжен,
Солнце чудо свое
омывает дождем.
И отходит на воздух
и за облака
посмотреть на творенье
издалека.
Ни отнять, ни прибавить-
такая краса!
До чего ж этот шар
гончару удался!
Он, руками лучей
сквозь туманы светя,
дарит нам свое чудо:
бери , мол, дитя!
Дорожи, не разбей:
на гончарном кругу
я удачи такой
повторить не смогу!

С.И.Кирсанов.

Чего только люди не выдумали, чтобы
облегчить себе жизнь: удобрения для сбора
богатых урожаев и различные яды, чтобы
убивать насекомых-вредителей; автомобили,
заполонившие наши города и села. Научились
в огромных количествах добывать полезные
ископаемые, чтобы получать тепло и энергию.
Перегородили реки плотинами, и там, где были
луга, появились водохранилища. На месте
бескрайних лесов построили города и заводы.

А сейчас люди всей Земли с глубокой
озабоченностью осознают, что планете все
больше грозит экологическая катастрофа,
которая может уничтожить все формы жизни на
Земле .Признаки глобального бедствия уже
налицо: наличие парникового эффекта,
уничтожение озонового слоя, высокая
концентрация в атмосфере загрязняющих
высокотоксичных и радиоактивных веществ,
эрозия почв, сокращение площади лесов,
наступление пустынь, загрязнение водоемов,
истощение водных запасов, истребление
животного мира. Под угрозой само
существование человека

Слайд 2(Экологическая карта Северной
Америки)

1969 год случилось ужасное: из скважины
возле города Санта-Барбара разлилась нефть.
На огромных пространствах пляжи покрылись
грязным слоем слизи. Пеликаны, цапли, утки,
морские животные погибали от пленки
гниющей нефти. Жители города собрались все
вместе и очистили пляжи, решив этот день
назвать Днем Земли и ежегодно отмечать его
работой по благоустройству городов.
Профессор Денис Хейс на Глобальном форуме
по проблемам окружающей среды и выживания
человечества, призвал всех людей
присоединиться к этой благородной акции.

День Земли впервые проведен в США в 1970
году. Тогда в нем приняли участие около 10 000
школ и 2000 колледжей и университетов, а также
большое количество взрослого населения
страны. Эта инициатива была одобрена
многими странами. И теперь во многих
странах, в том числе и в России 22 апреля
отмечается как День Земли, день объединения
жителей планеты в деле защиты окружающей
среды. Слайд3

Урок – презентация

Сохранить и улучшить среду своего
обитания – задача каждого живущего на
Земле.

Эпиграф урока:

Облетев Землю в корабле-спутнике,я увидел,
как прекрасна наша планета. Люди, будем
хранить и приумножать эту красоту, а не
разрушать ее!

Юрий Гагарин

Цели:

  • углубить и расширить знания по
    экологическому состоянию природной
    среды, охране природы и рациональному
    природопользованию;
  • развивать экологическую культуру
    школьников, воспитание чувства
    ответственности, развитие
    коммуникативных способностей учащихся.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор,
компьютерные слайды, карты.

Земля – планета людей. Очень быстро
растет население Земли, оно составляет 6,7
млрд. человек. Каждому из них требуется пища,
одежда, крыша над головой. В то же время
ресурсы планеты не умножаются, а иссякают.
Выбывают из оборота плодородные почвы –
единственный источник земной жизни.
Катастрофически быстро загрязняются воды и
воздух. Замечено ослабление поглощающей,
оздоровляющей способности Мирового океана.

Что же характеризует сегодня мировую
экологическую ситуацию?

Прежде всего, глобальное загрязнение всех
элементов биосферы; истощение природных
ресурсов; увеличение доли искусственной
среды(ноосферы); характерно, что почти все
взятое у природы возвращается в нее обратно,
но уже в деформированном, плохо пригодном
для жизни виде. Связано это с чрезвычайно
низким коэффициентом потребления
природных ресурсов – всего 2%! Это
потрясающий факт неразумного
нерационального природопользования! Слайд
4

Какова экологическая ситуация в России?

Экологическая ситуация в России не может
считаться благополучной. На каждого жителя
в стране ежегодно добывается 42 тонны горной
массы, из них 13 тонн идут в отвалы. В расчете
на одного человека газопылевые выбросы
составляют полтонны в год, а выделение
углекислого газа от сжигания топлива –
более 3 тонн в год. Главными источниками
загрязнения воздуха являются промышленные
предприятия, ежегодно выбрасывающие в
атмосферу огромное количество вредных
отходов (двуокиси серы и окиси азота),
приводящие к образованию кислотных дождей.
Такие дожди выпадают в районах Красноярска,
Ангарска, на Урале и в других районах России.
Они способствуют загрязнению земной
поверхности. Информация, получаемая с
космических спутников, дает представление
о масштабах распространения загрязнений
над многими промышленными городами. В
частности, над Москвой и Санкт-Петербургом
постоянно висит дымка, или облако смога.
Особенно сильно загрязнена атмосфера над
нефтепромышленными городами (например,
Стерлитамаком).



Из невозобновимых ресурсов мы теряем 14%
добытого угля, 28% хромовой руды, 8% медной
руды, 61% калийных солей, 50% поваренной соли.
Мы извлекаем из пластов, уже разведанных,
находящихся в эксплуатации, всего 30% нефти.
По возобновимым ресурсам потери древесины
достигают 20% от вырубки, сельское хозяйство
теряет 20-40% сельхозпродукции.

Россия сейчас несет в себе признаки как
развитых, так и развивающихся стран. Страны
западного мира ищут пути размещения
грязных производств в странах третьего
мира. Аналогичная опасность угрожает
России, особенно сейчас, когда экономика
страны становится более открытой для
инвестиций других стран.

Итак, возникает проблема : как, используя
ресурсы, сохранить планету чистой и не
истощить запасы природных ресурсов, ведь
они нужны будущим поколениям.

Что такое природопользование?

.Природопользование – деятельность,
направленная на удовлетворение
потребностей человечества с помощью
природных богатств По результатам и
последствиям оно может быть рациональным и
нерациональным.

В результате нерационального
природопользования, как мы услышали и
увидели, истощаются природные ресурсы,
загрязняется окружающая среда, возникают
экологические проблемы. Каким должно быть
сегодня природопользование?

В цивилизованном обществе рациональное
природопользование имеет своей целью:

  • полное прекращение загрязнений
    природной среды вредными для человека
    веществами;
  • разумное использование всех видов
    природных ресурсов;
  • преобразование природной среды крупных
    территорий;
  • сохранение живой природы .

Следует помнить, что среда нашего
обитания – биосфера Земли – целостная
система. В ней все взаимосвязано. Поэтому
нарушения природы в одном регионе
неотвратимо сказываются на других
территориях (авария на Чернобыльской АЭС). И
решать эти проблемы необходимо сообща всем
странам и народам. А что можем сделать
конкретно мы — маленькая частичка
человеческой цивилизации ? Можем ли мы
повлиять на эту ситуацию? (Учащиеся
высказывают свое отношение к данной
проблеме)

Правильно, конечно можем, ведь мы являемся
наследниками природы и участвуем в работе
школьного лесничества.

Коллектив нашей школы тесно сотрудничает
с Арским лесхозом и история этого
сотрудничества началась еще в 60-ые годы. Слайд5

Работа школьного лесничества ведется по
следующим направлениям:

  1. Охрана леса (охрана лесов от пожаров,
    выявление очагов повреждения леса
    вредителями и болезнями, участие в борьбе
    с ними; охрана и привлечение птиц,
    расселение и охрана муравейников,
    подкормка диких животных; выявление и
    охрана деревьев – долгожителей, особенно
    ценных участков леса).
  2. Воспроизводство лесных ресурсов (работа
    в лесопитомниках, сбор семян, выращивание
    посадочного материала, посев и посадка
    леса, уход за лесопосадками; озеленение
    территории школы, населенных пунктов,
    дорог, улиц; укрепление посадками склонов,
    оврагов, берегов, рек, озер и т.д.).
  3. Использование леса (заготовка
    лекарственного сырья, веточного корма
    для животных, сбор грибов, ягод, заготовка
    сена).
  4. Теоретическая подготовка (проведение
    занятий по лесоводству специалистами
    Арского лесхоза, подготовка и проведение
    членами школьного лесничества бесед и
    вечеров, посвященных охране природы,
    выполнение научно – исследовательских
    проектов и т.д.). Слайды 6,7,8,9,10

Подводя итоги нашего разговора можно
сказать следующее: если каждый из нас
посадит и вырастит хоть несколько деревьев,
сбережет от эрозии пусть самый маленький
участок земли, разобьет клумбу у своего
дома или школы, удержит руку человека,
ломающего ветку, подкормит зимой птиц или
вывесит скворечник по весне, то он уже
внесет свою лепту в общее дело сохранения и
увеличения природных ресурсов, т.о.
подтверждается актуальность лозунга «Думать
глобально, действовать локально. Слайд11




Следующий: