Современные педагогические технологии в обучении физике


В настоящее время происходит переход от
индустриального общества к информационному. В
этом обществе открываются беспрецедентные
возможности для развития человека, более
эффективного решения его многих
профессиональных, экономических, социальных и
бытовых проблем. Однако использовать эти
возможности смогут лишь те члены общества,
которые будут обладать необходимыми знаниями и
умениями, позволяющими им ориентироваться в
новом информационном пространстве. Здесь
принципиальным является вопрос о предоставлении
таких образовательных услуг, которые
своевременно бы готовили юное поколение к
информационному будущему. При таком подходе
информационные технологии позволяют решать ряд
принципиально новых дидактических задач, их
применение обеспечит повышение качества
образования. Характерной особенностью
современных образовательных информационных
технологий является стремление к использованию
новых технических достижений.

Правильнее было бы говорить о новых
информационных технологиях в контексте понятий
новых «педагогических технологий».

Понятие «педагогическая технология» в
последнее время получает все более широкое
распространение в теории обучения. Адаптация
новых технологий в образовательной сфере
особенно хорошо прослеживается по такому
показателю, как внедрение в обучение новых
информационных технологий.



Идея обучения, основанного на ресурсах
информационной технологии, связана с исследовательской
моделью обучения. Основная идея этой модели
заключается
в том, что учащихся необходимо научить тем
методам работы, которые ученные используют при
решении проблем и исследовании неизвестных
ранее областей знаний. Исследовательский тип
обучения предполагает, что учитель знакомит
учащихся с вопросом или проблемой, требующей
разрешения. Учащиеся должны проанализировать
ситуацию и объяснить свою гипотезу на основе
данных, собранных и представленных для
дискуссии. Большое значение придается процессу
исследования, но накопление знаний также очень
существенно. Эта модель применима к
использованию на любой ступени школьного
обучения.

Главное на что делается акцент – это
интерактивность в учебном процессе. Учащиеся,
независимо от возраста, воспринимают материал
лучше, когда они активно вовлечены в процесс
обучения. Вовлечение учащихся в изучение
предмета под различным углом дает возможность им
почувствовать себя в центре изучаемых событий.
Тогда они начинают прилагать больше умственной
энергии, и изучаемое явление фиксируется в
памяти с более обширным пониманием сути этого
явления.

Проблемное обучение – это тип развивающего
обучения, в котором сочетаются систематическая
самостоятельная поисковая деятельность
учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а
система методов построена с учетом
целеполагания и принципа проблемности; процесс
взаимодействия преподавания и учения
ориентирован на формирование познавательной
деятельности учащихся, устойчивых мотивов
учения, мыслительных и творческих
способностей в ходе усвоения научных понятий
и способов деятельности, детерминированного
системой проблемных ситуаций.

Деятельностный характер обучения, т.е.
включение учащихся в реализацию какой-либо
деятельности – исследование, проектирование,
руководство подразумевает смещение акцента с
односторонней активности учителя на
самостоятельное учение, ответственность и
активность самих учеников, ведет к
переориентации учебного процесса на
разнообразные виды самостоятельной
деятельности учащихся, на приоритет
деятельности исследовательского, поискового,
творческого характера.



На сегодняшний день существует большое
количество новых педагогических технологий.

«Технология опережающего образования» или
теория решения изобретательских задач (ТРИЗ),
технология образования в глобальном
информационном сообществе (ТОГИС), педагогика
сотрудничества или «обучение в сотрудничестве»
(ОВС), артпедагогика, информационно
коммуникативные технологии (ИКТ) – являются
примерами эффективных педагогических
технологий.

Образовательная технология ТОГИС
реализует деятельностно-ценностный подход к
образованию.

Функция учителя в ТОГИС – постановка целей
и планируемых результатов, организация
деятельности обучающихся, управление ею и
экспертиза полученных результатов на предмет
соответствия планировавшимся.

Методы обучения – проблемный и
модельный.

Направления применения

  • Выработка навыков научного исследования,
    организация эффективного поиска необходимой
    информации с использованием современных
    компьютерных и телекоммуникационных средств.
  • Генерирование способов решения проблемной
    задачи.
  • Рефлексия проведенной деятельности на
    завершающем этапе в виде сопоставления
    результата работы с достижениями общественного
    развития.

Основной идеей ОВС является
самостоятельная работа учащихся в малых группах
(от 2-х до 5-и человек), учебные задания
структурируются таким образом, что все члены
группы оказываются взаимосвязанными и
взаимозависимыми и при этом достаточно
самостоятельными в овладении материала и
решении задач.

Функция учителя в ОВС – организация
групповой деятельности учащихся,
консультирование отдельных учеников или группы
учащихся, анализ результатов деятельности
учащихся.

Основные принципы ОВС

  • Группы формируются предварительно, с учетом
    психологических особенностей учащихся.
  • Группе дается одно задание, Роли (председатель,
    секретарь, теоретик, и т.п.) распределяются либо
    самими учениками, либо при помощи учителя.
  • Оценивается работа всей группы, а не одного
    ученика.
  • Учитель, а иногда сами учащиеся, выбирает
    представителя группы, который должен отчитаться
    за выполнение задания.

Артпедагогика – самостоятельная
отрасль педагогической науки, изучающая
закономерности воспитания и развития человека
средствами искусства. Особенность артпедагогики
в том, что она оперирует средствами искусства и
художественно-творческой деятельности,
обладающими развивающими и воспитывающим
потенциалом. Искусство уникальным образом
воздействует на человека, дает преобразующую
силу его внутренним ресурсам, способствует
личностному росту и благотворно влияет на
психику. Опыт восприятия ребенка складывается из
зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
У ребенка в силу природных особенностей
доминирует тот или иной тип восприятия, и, чтобы
достичь понимания на бессознательном уровне,
необходимо одновременное воздействие на все три
сенсорные системы чувств, что способствует
облегчению процесса обучения, а также позволяет
представить предлагаемый образ в полной мере.



Средства искусства способны передавать через
художественные образы явления внешнего мира и
состояния человеческой души. Музыкальные,
живописные и поэтические образы обеспечивают
осмысление учащимися многообразных связей
явлений и процессов окружающего мира. Общим в
воздействии всех видов искусств является то, что
у человека пробуждаются воспоминания о виденном,
пережитом когда-то или волнующем сегодня.
Педагоги и психологи считают такую активизацию
субъектного опыта учащихся равносильной
приобретению новых знаний.

В основе педагогической технологии ТРИЗ (Теории
решения изобретательских задач) лежит
формирование у учащихся сильного мышления,
воспитания творческой личности, подготовленной
к решению сложных проблем в различных областях
деятельности. ТРИЗ возникла в технике, но помимо
технических систем существуют и другие –
научные, художественные, социальные и т.д. при
этом развитие всех систем подчинено сходным
закономерностям, поэтому основные идеи и
принципы ТРИЗ могут быть распространены на
решение различных задач. Процесс решения
изобретательской задачи можно рассматривать как
выявление, анализ и разрешение некоторого
противоречия в ходе применения алгоритма
решения изобретательских задач (АРИЗ)
и
прийти к идеальному конечному результату
(ИКР).
АРИЗ позволяет перейти от
расплывчатой и туманной исходной ситуации к
схематической модели задачи, анализ – найти
причины возникновения противоречия. Владение
методами решения изобретательских задач
позволяют учащимся изобретать,
самореализовываться, преодолевать стереотипы
мышления, вырабатывать умения работать с
нетривиальными идеями.

При разработке уроков физики на любой из
ступеней обучения целесообразно использование
как отдельных технологий, так и комплексное
использование элементов нескольких эффективных
педагогических технологий. Использование
мультимедийного проектора в ходе всего урока
физики способствует решению различных учебных
задач. На этапе «Актуализация знаний учащихся» и
при решении «Исследовательских задач» хорошо
работают элементы ТОГИС и ОВС. В зависимости от
цели и задач урока физики, эффективно
использование элементов артпедагогики в ходе
урока, особенно в конце, при проведении
рефлексии.

Комплексное применение на уроках физики
элементов педагогических технологий
в
различных вариациях способствует более
эффективной организации учебного процесса,
активизации познавательной деятельности,
реализации компетентного поведения учителя.




Следующий: