Совершенствование внеклассной воспитательной работы в детском доме проекты: К родным истокам, Здоровый мир, Труд — основа жизни


Содержание работы в детском доме в корне
отличается от работы в других образовательных
учреждениях в силу своих специфических
особенностей, определяемых контингентом
воспитанников — детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Лишение родительского
попечения оказало жестокое воздействие на
становление личности каждого нашего
воспитанника.

Воспитательная работа с такими детьми должна
иметь повышенный развивающий потенциал, чтобы
компенсировать недостатки развития
депривированных в раннем детстве детей,
необходимо проводить специальную
профилактико-коррекционную работу, способную
довести детей до такого уровня, чтобы при
вступлении в самостоятельную жизнь они, по
возможности, не испытывали чувства ущербности,
неполноценности своей личности, ограниченности
своих жизненных и профессиональных
возможностей. На сегодня наиболее оправданным,
на наш взгляд, является подход к организации
воспитательной работы, при котором вся
совокупность воспитательных средств направлена
на выработку у каждого конкретного воспитанника
детского дома своего собственного варианта
жизни, достойного его как человека современного
общества. Речь идет о личности, способной на
самостоятельное управление своим поведением с
учетом существующих стандартов, норм и законов
общества. Мы считаем, что выпускник детского дома
должен обладать широкой эрудицией,
креативностью, позитивной самооценкой,
сформированной мотивацией достижения и
ориентировкой на следующие ценности: Здоровье
(физическое и психическое), Отчизна, Культура
– как материальное и духовное наследие
цивилизации, Творчество – как один из видов
деятельности, Труд – умственный и
физический, как основа всей цивилизации, как
источник всех ценностей на земле, Семья – как
основа общества.

Исходя из этого, мы создали модель воспитанника
- выпускника детского дома. Поскольку типовых
программ воспитательной работы для сиротских
учреждений, каким является наш детский дом, не
имеется, педагогический коллектив пришел к
выводу, что для того, чтобы выпускники нашего
учреждения соответствовали этой модели, нам
необходимо дифференцировать свои усилия на трех
проектах, которые предложены педагогами
детского дома: “К родным истокам”, “Труд –
основа жизни”, “Здоровый мир”.

«К родным истокам»

Авторы:


Комиссарова Н.И. (директор детского дома),
Каширская Т.А. (заместитель директора по УВР),
Тарасова Л.В. (музыкальный руководитель)



Цели:


разностороннее развитие личности воспитанника
детского дома средствами музыкального,
художественного, прикладного искусства;
восстановление и развитие позитивной
эмоциональной сферы детей в психологически
комфортной среде;
формирование личности ребенка через приобщение
к мировой и народной культуре;
воспитание у воспитанников детского дома любви к
своему родному краю, уважения к людям, живущим
рядом, труду через различные виды творческой
деятельности детей.

Задачи:

воспитание музыкальной, художественной
культуры воспитанников как необходимой части
духовной культуры, включающей в себя:

нравственно-эстетические чувства и убеждения,
вкусы и потребности;
необходимые знания, умения и навыки (восприятие,
исполнение).
создание условий для максимального развития
творческого потенциала каждого ребенка на
основе его индивидуальности в процессе обучения
и воспитания;
профессиональная ориентация воспитанников
детского дома, подготовка их к специальному
профессиональному образованию.

Основные направления:


Музыкально-эстетическое развитие,
формирование творческого восприятия детьми
большого музыкального искусства:

слушание
музыки, вокал (ансамблевое, хоровое, сольное
пение), изучение музыкальной грамоты (обучение
воспитанников на отделении духовых инструментов
в ДШИ), игра на различных инструментах,
коллективное хоровое и народно-инструментальное
исполнение, изучение творчества
композиторов-классиков.

Использование элементов драматизации:


музыкальные сказки, мини-спектакли,
хореографические композиции, изучение обрядовой
культуры (обряды и обычаи на Руси и в нашей
области, устное народное творчество, частушки,
календарные, исторические, хороводные, плясовые,
игровые, колыбельные, трудовые, лирические песни
Астраханской области), фольклорные гуляния
(календарно-обрядовые праздники, ярмарки).

Художественно-эстетическое развитие,
формирование художественных навыков и
пространственного мышления:

изобразительное
искусство воспитанников (рисунок, аппликация,
графика, академическая живопись, академический
рисунок, академическая композиция и т.д.),
изучение основ художественного ремесла, истории
изобразительных искусств (обучение
воспитанников на художественном отделении в
ДШИ), изучение творчества художников г.Астрахани
и области, знакомство с местными художниками и их
работами, выставка детских работ.

Прикладное искусство, художественный труд:


изучение народных промыслов Астраханской
области, народов Российской Федерации, работа с
природным материалом, работа в «творческой
мастерской», изготовление изделий народных
промыслов.

Туризм и краеведение:

обучение туристическим
навыкам: основы туристической подготовки,
топография, ориентирование, доврачебная помощь,
познание своей Родины, краеведческая
исследовательская работа: изучение географии,
истории родного края, путешествия, экскурсии,
походы, поисковая работа; физическое воспитание
средствами туризма и краеведения.

Ожидаемый результат:

Развитие чувства
прекрасного, любовь и интерес к культуре, умение
соблюдать нравственные человеческие нормы.

Осознание воспитанниками их принадлежности к
судьбе Отечества, ответственности за себя и
окружающую действительность, готовности и
способности строить самостоятельную жизнь
достойного человека.

Знание истории родного края, чувство любви и
уважения к малой родине.

Воспитание творческой личности, способной к
самоуправлению, самореализации во всех сферах
жизнедеятельности.

Умение найти свое место в творчестве. Развитие
творческих способностей каждого ребенка.

Готовность к профессиональному
самоопределению.

«Труд – основа жизни»

Авторы:

Комиссарова Н.И. (директор детского дома),
Каширская Т.А. (заместитель директора по УВР),
Трещева С.Я. (воспитатель)

Цели:


формирование понимания того, что труд – основа
всей жизни, трудом созданы все материальные и
духовные блага;
овладение базовыми трудовыми навыками;
воспитание культуры личности во всех ее
направлениях, связанных с трудовой
деятельностью (культуры труда, экономической,
экологической и правовой культуры).

Задачи:


создание условий для развития личности каждого
воспитанника путем вовлечения в различные виды
труда, сообразно их способностям, интересам,
возможностям и потребностям общества;
рациональная организация разнообразной
трудовой деятельности воспитанников. Приобщение
их к активному участию в трудовой деятельности;
воспитание трудолюбия, гражданской зрелости, а
также развитие у воспитанников
предприимчивости, самостоятельности,
деловитости, ответственности, стремления к
разумному риску и порядочности;
подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, к трудовой деятельности в
условиях различных форм собственности и
конкуренции на рынке труда;
подготовка выпускников к осознанному выбору
профессии, профессиональной компетентности в
избранной сфере трудовой деятельности при
помощи систематического участия в труде;
создание условий для овладения воспитанниками
современными экономическими знаниями,
формирование экономического мышления.

Основные направления:

Профессиональная ориентация и подготовка
воспитанников к самостоятельной жизни:

«Я выбираю профессию» (программа
психолога), экскурсии на производства, встречи с
людьми различных профессий, ярмарки профессий,
профдиагностика.

Изучение основ трудовой деятельности.
Реализация воспитательных программ:

«Трудовое и экономическое воспитание» 4–9
класс, «Обслуживающий труд» 1–4 класс,
«Сельскохозяйственный труд» 8–10 класс,
«Основы швейного дела».

Овладение трудовыми навыками: труд по
самообслуживанию, труд на участках двора;
художественный труд (в Творческой мастерской),
производительный труд (работа в трудовом отряде
в летнее время), основы домоводства.

Практика: работа в летнее время в
крестьянских хозяйствах, выращивание
сельскохозяйственной продукции. Уборка урожая (с
14 лет).

Ожидаемый результат:


широкая информированность воспитанников о
разнообразных профессиях, ситуации на рынке
труда, региональных потребностях в кадрах;
осведомленность о мире труда, значимости
различных профессий;
высокий сознательный уровень понимания
значимости трудовой деятельности в жизни
человека и трудовой активности;
знание важности и необходимости трудовой
деятельности в жизни человека;
реализация своих знаний, умений и навыков в
практической деятельности;
готовность к обучению в учебных заведениях
начального и среднего профессионального
образования.

«Здоровый мир»

Авторы:



Комиссарова Н.И. (директор детского дома),
Каширская Т.А. (заместитель директора по УВР),
Самарина Л.Я. (воспитатель)

Цели:

поиск наиболее оптимальных средств
сохранения и укрепления физического,
психического и социального здоровья
воспитанников детского дома;
создание наиболее благоприятных условий для
формирования у воспитанников отношения к
здоровому образу жизни, как к одному из главных
путей в достижении успеха.

Задачи:


популяризация преимуществ здорового образа
жизни, расширение кругозора воспитанников в
области физической культуры, спорта,
краеведения и туризма;
увеличение количества взросло-детских
объединений спортивной направленности,
привлечение воспитанников к занятиям в таких
объединениях;
разработка и внедрение в жизнь системы
«выращивания» воспитанников, показывающих
высокие спортивные результаты;
воспитание у детей патриотизма по отношению к
детскому дому, Астраханскому краю, России;
повышение уровня профессионального мастерства
педагогов;
развитие системы туристической, экскурсионной
работы в детском доме.

Основные направления:

Туризм как спорт и вид активного отдыха детей и
взрослых:

обучение жизненным навыкам в
природной среде (туристско-бытовые навыки,
топография и ориентирование, основы гигиены и
доврачебная помощь), «Экологическая тропа»
(походы, прогулки в природу, экскурсии),
организация дней здоровья, краеведческая работа,
поисковая деятельность, участие в районных
спортивно-краеведческих соревнованиях,
организация отдыха в палаточном лагере в
каникулярное время.

Соревнования и спортивные праздники:


спортивные турниры по различным видам спорта,
спортивные праздники, посвященные
знаменательным датам, событиям, товарищеские
встречи по разным видам спорта, участие в
сельских районных спортивных соревнованиях,
участие в районной спартакиаде работников
образования.

Формирование у детей позиции признания
ценностей здоровья:

реализация подпрограммы
«Охрана здоровья. Физическое и сексуальное
воспитание», работа кружков, объединений,
секций; развитие навыка самообслуживания,
формирование умения противостоять вредному
влиянию, формирование умения ориентироваться в
ситуациях, опасных для жизни и здоровья, как
своего, так и окружающих, беседы, лекции, встречи
с интересными людьми.

Коррекционная направленность:

развитие
физических, психофизических и интеллектуальных
возможностей детей, развитие двигательных
навыков и качеств: силы, силовой выносливости,
скоростно-силовой выносливости, ловкости,
быстроты реакции, вестибулярной устойчивости,
развитие мелкой моторики рук, мышц глаз, языка,
развитие внимания, восприятия, речи, развитие
чувства темпа и ритма, координации движения,
коррекция нарушений осанки, зрения, дыхания.

Ожидаемый результат:


овладение основами физической культуры, а
именно крепким здоровьем, хорошим физическим
развитием;
овладение необходимыми навыками в области
физической культуры и спорта;
воспитание потребности самостоятельно
заниматься физическими упражнениями в целях
отдыха, тренировки, повышения работоспособности
и укрепления здоровья;
воспитание нравственных и волевых качеств,
психических процессов и свойств личности.

Критерии оценки:


снижение заболеваемости детей;
рост физических качеств у детей, улучшение
эмоционального климата психических процессов и
свойств личности;
количество призовых мест, занимаемых спортивной
командой детского дома в районных смотрах,
соревнованиях.

Описанные выше проекты включают в себя
подпрограммы:

“К родным истокам”

“Труд — основа
жизни”

“Здоровый мир”

«Формирование
основ гражданского самосознания»

«Правовая культура»



«Патриотическое воспитание через
изучение народной культуры»

«Сказка ложь, да в ней намек»

«Малая родина — край Астраханский»

«Астраханский край в литературе и
фольклоре»

«Трудовое
воспитание и профориентация»

«Экономическое воспитание»

«Декоративно-прикладное
искусство»

«Обслуживающий труд»

«Сельскохозяйственный труд — основы
овощеводства»

«Я выбираю профессию»

«Охрана
здоровья. Физическое и сексуальное
воспитание»

«Мир человека»

«Интеллектуальная культура»

«Основы этической культуры»

«Развитие основ творческого
мышления и воображения»

«Лечебно профилактическая работа»

Работа спортивных секций, тренажерный
зал.

Кружки

«Берегиня»

«Чудо-кружево»

«Волшебный лоскут»

«Учись
шить»

«Народное творчество и
художественный труд»

«Вязаные игрушки»

«Кулинария»

«Умелые ручки»

«Мой компьютер»

«Туризм и
краеведение»

«Здоровый образ жизни»

«Клуб мудрецов»

«Секреты орфографии»

Заключение

Для системной, целенаправленной работы каждый
из воспитателей выбрал конкретное направление
(подпрограмму). В целях повышения творческой
активности педагогов, поиска, эффективных
педагогических технологий, совершенствования
содержания воспитательной работы методический
совет детского дома проводит конкурс авторских
воспитательных программ. В основном все
программы, по которым работают педагоги
составлены ими самими, апробируются на практике
в течение 3-х лет. Сравнивая результаты первичной
и последующих диагностик, можно увидеть
положительную динамику в развитии детей.




Следующий: