Совершенствование познавательной деятельности старшеклассников при обучении английскому языку


Система обучения английскому языку строится в
соответствии с общедидактическими принципами
воспитывающего обучения, научности,
сознательности, доступности и посильности, учета
индивидуальных особенностей учащихся.

В стратегии развивающего обучения особого
внимания требуют старшеклассники, к учебной
деятельности которых предъявляются требования в
связи с изменением содержания различных учебных
дисциплин и необходимостью подготовки старших
школьников к дальнейшему самообразованию.

Одним из важных дидактических принципов
является принцип стимулирования положительного
отношения школьников к учению, формирование
познавательных интересов, потребностей в
знаниях.

Овладение английским языком связано с
формированием у обучающегося произносительных,
лексических, грамматических, орфографических
навыков, на основе которых развиваются и
совершенствуются умения понимать речь на слух,
говорить, читать и писать.

Ни один предмет школьного курса не требует
такой постоянной, систематической работы
учащихся, как иностранный язык.

На уроках английского языка создаю
благоприятный морально-психологический климат,
стараюсь вести уроки в свободной, непринужденной
обстановке, создаю ситуации успеха, поощряю
самостоятельность, инициативу, критичность.
Воспитываю у учащихся уважительное отношение к
чужой точке зрения, необычным вопросам.

Формирую креативные качества личности:
раскованность мыслей, чувств и движений,
сочетающихся с умением выдерживать нормы
поведения.

Учитель должен позаботиться о том, чтобы
учащиеся понимали специфику предмета,
осознавали, что главное в изучении иностранного
языка – это уметь понимать усваиваемый материал
при аудировании, чтении текста, уметь
пользоваться им в собственных высказываниях, а
это достигается только практикой, ежедневным
повторением.

Навыки вырабатываются только в ходе
систематического выполнения определенных
действий с учебным материалом, таких действий,
которые позволяют многократно слушать,
произносить, читать и писать на изучаемом языке.

Чем старше учащиеся, тем большее значение
приобретает умение пользоваться средствами
обучения: текстами для чтения, словарем,
грамматическим справочником; умение прослушать
и понять различные аудио- и видеотексты.

Учителю следует развивать у старшеклассников
понимание речи носителей изучаемого языка в
наиболее типичных ситуациях повседневного
общения.



Стараюсь поддерживать и развивать интерес к
изучению английского языка, использую все приемы
стимулирования речемыслительной деятельности
учащихся и положительного эмоционального
воздействия на учащихся, чтобы усиливать
мотивацию учения.

Для совершенствования умения в чтении текстов
на английском языке даю задания, чтобы чтение
носило осмысленный, проблемный характер и
позволяло решать весь комплекс задач.

При чтении текстов, например, из газеты «Moscow News»
у старшеклассников вырабатывается определенная
система в самостоятельной работе.



Газетный материал разнообразен по тематике, он
освещает все стороны жизни. Это экономическая и
политическая жизнь нашей страны, зарубежных
стран, новости научной, культурной и спортивной
жизни, информация страноведческого характера.
Мои старшеклассники с интересом работают со
статьями из газеты «Moscow News».

При подготовке учебного сообщения по
прочитанному тексту учащемуся следует показать,
как нужно сократить текст, чтобы передать только
главное, опустив дополнительную, второстепенную
информацию; рекомендовать записать план
пересказа и ключевые слова, что поможет ему при
устном сообщении.



При подготовке устного сообщения по теме нужно
научить школьника определенной
последовательности в выполнении задания:

– определить, что хочешь и можешь сказать по
теме на английском языке;
– обратиться к тексту, чтобы использовать
материал для сообщения;
– составить план сообщения, записать его;
– устно проговорить свое сообщение в
соответствии с планом.

Обучение старшеклассников приемам
самостоятельной работы расширит их значения,
обеспечит возможность достигнуть практических,
воспитательных и образовательных целей при
изучении иностранного языка.

Важное значение приобретает вопрос об
организации систематической работы учащихся по
иностранному языку. Желание, умение трудиться,
радость от выполняемой работы составляют основу
успешного учения.

В качестве эффективных средств формирования
норм отношения к учебной деятельности я выделяю
следующие учебные ситуации;

– ситуации выбора деятельности;
– ситуации планирования деятельности;
– ситуации оценки и самооценки деятельности.

Ситуации выбора деятельности могут быть
представлены в учебном процессе различными
заданиями.

Задание №1. Назовите те упражнения, которые вам
понравились.
Задание №2. Назовите задания, которые вам
нравятся (+), не нравятся (–), к которым вы
относитесь безразлично (0).
Задание №3. Назовите темы, которые вам нравятся,
не нравятся, к которым вы относитесь безразлично.


Название тем

+

0

1. Моя семья
2. Моя школа (мой лицей)
3. Мои планы на будущее
4. Английский сегодня
5. Жизнь в 21 веке
6. Компьютерная революция
7. Великобритания
8. Лондон
9. США
10. Вашингтон, округ Колумбия
11. Российская Федерация
12. Москва
13. Санкт-Петербург
14. Олимпийские игры
15. Спорт в Великобритании
16. Спорт в России
17. Мой родной город
18. Путешествие
19. Космические исследования
20. средства массовой информации

– подготовьте по одной из понравившихся вам
тем доклад (реферат), пользуясь дополнительными
источниками.

Ситуации планирования деятельности можно
представить различными заданиями.

Задание № 1.

– прочитайте текст и вопросы к нему.
– составьте свои вопросы к тем частям текста, к
которым вопросов в задании нет.
– перескажите содержание близко к тексту.

Задание № 2.

– прочитайте текст и составьте вопросы к нему.
– составьте план по теме в виде вопросов.

Задание № 3.

– выберите те способы работы над сообщением,
которые считаете полезными для выполнения
задания:

  1. Выберу и прочитаю статью;
  2. Составлю тезисы;
  3. Сделаю наброски сообщения (выписки из статьи);
  4. Перескажу сообщение без опоры;
  5. Перескажу сообщение без опоры на текст;
  6. Прочитаю каждый абзац статьи и передам кратко
    его содержание;
  7. Составлю план, отражающий основное содержание
    выбранной статьи.

Ситуации оценки и самооценки деятельности
предполагают формирование у старшеклассников
критического отношения к выполняемой работе и
могут быть представлены следующими видами
заданий:

  • Задание №1. Назовите (прочитайте) вопросы к
    тексту, которые показались вам очень трудными.
  • Задание №2. Отметьте знаком «+» те вопросы к
    тексту, на которые вы знаете ответ.
  • Задание №3. Отметьте знаком «+» те предложения в
    тексте, которые являются самыми трудными.

Перечисленные учебные ситуации, на мой взгляд,
являются эффективным средством организации
активной самостоятельной работы
старшеклассников.
Включение учащихся в ситуации выбора и оценки
позволяет постепенно формировать у учащихся
правильную оценку своих возможностей. От
правильного выбора, планирования и оценки своих
возможностей зависит положительное отношение
учащихся к учению в целом.
Создание педагогических ситуаций общения на
уроке позволяет каждому ученику проявлять
инициативу, самостоятельность,
изобретательность в способах работы. Создается
обстановка для естественного самовыражения
ученика.




Следующий: