Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий


«После себя
что я оставлю на свете?
Вишни — весне,
лету — голос кукушки,
осени — алые клены: «
Э. Ренан [1]

Все более угрожающим становится воздействие
человека на природу, все серьезнее оно
сказывается на его собственном здоровье и
долголетии. Один из способов защитить человека -
дать ему экологическое образование,
сформировать у него экологическое
мировоззрение. В наши дни образование в целом и
экологическое образование в частности не только
эффективный, но и наиболее дешевый способ
предотвращения экологической катастрофы,
перехода к устойчивому развитию цивилизации.
Только с детских лет может быть воспитано
понимание, что все живое на планете самоценно и
эта ценность не зависит от полезности для
человека. Поэтому все больше внимания в школах
города Омска уделяется вопросам изучения
экологии и охраны окружающей среды. При этом
большой акцент делается на региональный
компонент.

Экологическое просвещение населения
(школьников, студентов, простых граждан)
достигается разнообразными способами:

  • преподаванием эколого-биологических дисциплин;
  • организацией и проведением научно-практических
    конференций, семинаров;
  • организацией заповедных зон, созданием
    экологических троп, проведением
    эколого-биологических экскурсий.

Эколого-биологические экскурсии представляют
собой метод изучения природных объектов родного
края, в котором наиболее эффективно реализуются
дидактические и методические принципы:
наглядности, системности, научности,
воспитывающего и развивающего характера
обучения, самостоятельности,
междисциплинарности на основе базовой
дисциплины при взаимосвязи видов
учебно-познавательной и учебно-воспитательной
деятельности учащихся. Общеизвестно, что
эколого-биологические экскурсии способствуют
изучению объектов и явлений природы в их
взаимосвязи и динамике, на основе чего у учащихся
формируется целостное представление о природной
среде [10].

Несмотря на это, существует ряд проблем,
связанных с проведением эколого-биологических
экскурсий в общеобразовательном учреждении
(школе):

  • недостаточное число методических разработок и
    рекомендаций по организации и проведению
    школьных экскурсии,
  • ограниченное количество часов на изучение
    предметов,
  • недостаточное знание программного материала по
    смежным предметам,
  • неудовлетворительный уровень знания местной
    флоры и фауны,
  • а также затруднения учителей в выборе мест и
    объектов для изучения природы родного края.

Поэтому со стороны учителей часто можно
наблюдать недооценку эколого-биологических
экскурсий и, как следствие этого, отрыв
теоретических знаний учащихся от изучения
природных объектов в естественных условиях. В
связи с чем, необходимо еще раз обратить внимание
учителей биологии и экологии на метод
эколого-биологических экскурсий и
совершенствовать организационно-педагогические
условия их проведения.

С этой целью на основе научных исследований [2-9,
11-13] нами разрабатываются буклеты по видовому
разнообразию животных, растений, грибов,
обитающих и произрастающих в пределах г. Омска и
Омской области, для их использования учащимися и
учителями в образовательном процессе. Данные
буклеты содержат изображения представителей
флоры и фауны, встречающихся в г. Омске и Омской
области. Буклеты также могут использоваться на
эколого-биологических экскурсиях в природу, как
элементарные определители, поскольку в их
интегрированное содержание привлечен
природоведческий, экологический, ботанический и
зоологический материал. Данные буклеты содержат
цветные изображения наиболее часто встречаемых
видов (доминантов) растений, животных,
свойственных определенному местообитанию. В
основу разработки буклетов по видовому
разнообразию положен принцип определения видов
по внешнему виду: окраске, примерным размерам,
формам тела. Данные буклеты позволят учащимся
лучше ориентироваться во флоре и фауне своей
местности. В отличие от обычных определителей
(книг), буклеты по видовому разнообразию малы в
размерах и удобны в обращении, что позволяет
каждому учащемуся иметь свой экземпляр и делает
экскурсию более комфортабельной, так как уже нет
надобности брать с собой книги-определители
помимо большого количества оборудования,
необходимого в ходе экскурсии.

Разработка буклетов по видовому разнообразию
представляет собой один из путей
совершенствования
организационно-педагогических условий
проведения эколого-биологических экскурсий, так
как закладывает основу для качественного их
проведения. Практическая значимость данных
буклетов состоит в том, что они совершенствуют
методику организации экскурсионной работы,
позволяют учителям эффективно решать
учебно-воспитательные задачи в процессе
самостоятельных исследований учащихся,
наблюдений и опытов в природе, выполнения
межпредметных заданий. Буклеты по видовому
разнообразию могут быть использованы при
изучении природных объектов на
эколого-биологических и геоэкологических
экскурсиях учителями-предметниками, школьниками
и их родителями, студентами, туристами, всеми, кто
интересуется природой родного края.

На данный момент изготовлены следующие
буклеты:

  • Птицы природного парка «Птичья гавань» (< Рисунок1>, < Рисунок2>).
  • Рыбы Омской области (< Рисунок3>, < Рисунок4>).
  • Обитатели городских водоемов (беспозвоночные) (< Рисунок5>, < Рисунок6>).
  • Мы планируем разработать и разрабатываем на
    данный момент следующие буклеты:
  • Виды синантропы города Омска.
  • Бабочки Омской области.
  • Моллюски водоемов Омской области.
  • Птицы города Омска.
  • Древесные растения Омских парков.
  • Мхи и лишайники Омских парков.
  • Водные и околоводные растения города Омска.
  • Цветковые растения Омских парков.
  • Грибы Омской области.
  • Охотничьи (промысловые) животные Омской области
    (изображение животного и его следы на
    земле/снегу).

Имеющиеся разработки были представлены
учителям биологии и экологии школ Омска и Омской
области на фестивале «День учителя биологии» в
рамках Областного педагогического марафона 2008
года. Идея была одобрена педагогической
общественностью, учителя высказывали пожелания
иметь в своем распоряжении такие буклеты. Также
данные методические разработки были
представлены на научно-практическом семинаре
«Применение современных информационных
технологий в образовании» в Омском
государственном педагогическом университете,
где получили высокую оценку.

Буклеты по видовому разнообразию могут быть
разработаны учителем (возможно привлечение
учащихся) для любой экосистемы города (парк,
водоем, садовый участок и т.п.) или области/края.
Б.Е. Райков и М.И. Римский-Корсаков в своей книге
[10] описывают различные виды экскурсий в
зависимости от места их проведения: экскурсии на
огород, в плодовый сад, в лес, в парк, на луг и на
пресный водоем. Данная классификация экскурсий
не случайна. Она обусловлена существованием
различных экосистем, для которых характерно
наличие определенных фито- и зооценозов. В этом
смысле любой город обладает своеобразным
образовательным потенциалом и возможностями.
Так, например, в г. Омске насчитывается около 20
крупных водоемов, имеются болота, 4 крупных парка,
разнообразные урбанизированные ландшафты и
селитебные территории. Все они заселены
определенными видами животных и растений,
некоторые из которых обитают только в данных
условиях. Наличие таких мест, равномерно
распределенных по территории города, дает
возможность проводить в них
эколого-биологические экскурсии, не затрачивая
много времени на дорогу. При этом у учащихся школ
города есть возможность познакомиться с их
населением и сравнить виды из разных мест
обитания, выявить их адаптации.

Для разработки буклетов по видовому
разнообразию необходимо изучить
соответствующую литературу (о видовом
разнообразии данного региона), составить списки
видов животных и растений, обитающих на данной
территории, найти иллюстрации для их
использования в ходе изготовления буклетов. При
этом большую помощь могут оказать консультации с
ведущими специалистами и учеными, занимающимися
определенными группами животных или растений
данного региона. При поиске и использовании
иллюстраций для изготовления буклетов видового
разнообразия крайне важно соблюдать авторские
права! Изготовленные буклеты подготовят учителя
к проведению эколого-биологических экскурсий,
помогут учащимся освоить методику наблюдения за
животными, поиска растений, дадут им в руки
краткую «энциклопедию» о тех или иных видах
растений и животных, которых можно обнаружить в
своей местности. Тем самым, учитель, используя
буклеты по видовому разнообразию, сможет сделать
процесс обучения наглядным, сможет направить
познавательную деятельность учащихся в нужное
русло и расширить их кругозор. Дополнительной
положительной стороной разработки буклетов по
видовому разнообразию является возможность их
широкого использования, не зависящего от целей и
направленности эколого-биологических экскурсий.
Так, например, буклет «Обитатели городских
водоемов (беспозвоночные)» может быть
использован как на экологической экскурсии по
изучению приспособлений гидробионтов к обитанию
в водной среде, так и на биологической — изучение
обитателей водоема или водных насекомых.

С целью изучения учащимися местной флоры и
фауны, подготовки учащихся к биологическим или
экологическим экскурсиям, учитель может также
использовать разработки Всемирной
благотворительной программы IntelR «Обучение для
будущего». Данная программа была разработана
американскими авторами из Института
компьютерных технологий [15]. Она направлена на
скорейшую подготовку учителей школ к
организации эффективной учебной работы по
использованию учащимися на уроках
информационно-коммуникационных технологий.
Американскими специалистами в рамках программы
был разработан учебник. Но, так как необходима
адаптация курса к образовательным системам
различных стран и регионов, на основе учебника
учеными Российской академии образования было
разработано учебное пособие, содержание
которого полностью соответствует существующим в
России методикам [14]. Программа «Обучение для
будущего» в России синтезирует преимущества
проектно-исследовательского метода и
возможности компьютерных технологий. Главным
действующим лицом в ней стал учащийся.

В школе использование метода учебного проекта
можно рассматривать как совместную
учебно-познавательную, исследовательскую,
творческую или игровую деятельность
учащихся-партнеров, имеющую общую цель,
согласованные методы, способы деятельности, и
направленную на достижение общего результата по
решению какой-либо проблемы, значимой для
участников проекта. В данном случае под учебным
проектом понимается организационная форма
работы, которая (в отличие от занятия или
учебного мероприятия) ориентирована на изучение
законченной учебной темы или учебного раздела и
составляет часть стандартного учебного курса
или нескольких курсов [14].

Программа предполагает разработку учителем
учебного проекта и материалов
учебно-методического пакета к нему.
Учебно-методический пакет (УМП) представляет
собой комплект информационных, дидактических и
методических материалов к учебному проекту для
его эффективной организации и проведения
обучения теме, соответствующей Минимальным
требованиям к содержанию образования данной
предметной области [14]. УМП, обеспечивая
реализацию проекта, ориентирован на широкое
использование учениками в самостоятельной и
урочной деятельности различных информационных
технологий. Положительной чертой данной
методики является составление самостоятельных
исследовательских, творческих, информационных
проектов и конкретных продуктов (например,
буклеты по видовому разнообразию), которые в
дальнейшем могут быть использованы на занятиях
полностью или фрагментарно.

Пример плана учебно-исследовательского
проекта на тему: «Школьники — юные
исследователи
«, разработанный в соответствии
с требованиями программы IntelR «Обучение для
будущего».

Данный проект имеет такое название, так как
предназначен, в первую очередь, для учащихся школ
и способствует развитию у них исследовательских
компетенций. Тем более, что сами школьники могут
непосредственно участвовать в подготовке и
реализации данного проекта.

Основной вопрос:

  • Кто, кто в теремочке живет?

Проблемные вопросы:



  • Какие животные обитают на территории нашего
    края?
  • Какие рыбы живут в наших реках?

Учебные предметы

: биология, зоология,
систематика, информатика.

Участники:

учащиеся 5-7-х классов.

Время проведения

: 4 академических часа (160
мин.)

Вопросы учебной темы:

  • Какие основные типы и классы животных выделяют
    ученые?
  • Какие млекопитающие обитают на территории
    Омской области?
  • Каких птиц можно увидеть в нашем городе, садах и
    парках?
  • Какие виды рыб обитают в водоемах Омской
    области?
  • Какие виды беспозвоночных обитают на
    территории Омской области?

Аннотация

Дорогой друг!

  • Знаешь ли ты, кто населяет наш край?
  • Каких животных мы можем встретить в наших лесах,
    на наших полях и лугах?
  • Знаешь ли ты, какие животные обитают в твоем
    городе?
  • Какие птицы поют под твоим окном ранним утром?
  • Знаешь ли ты, каких рыб ты можешь поймать на
    рыбалке?
  • И кто еще водится в наших водоемах?
  • Понимаешь ли ты ценность и важность каждого
    вида?
  • Участвуй в нашем проекте, и ты узнаешь, кто
    населяет наш край, насколько он богат различными
    животными и какова их роль в природе.

Дидактические цели проекта:



  • Формирование умений увидеть проблему и
    наметить пути ее решения.
  • Приобретение навыков самостоятельной работы с
    учебной, научно-популярной литературой и Internet.
  • Формирование умения находить межпредметные
    связи.
  • Развитие экологического мировоззрения.

Методические задачи:



  • Расширить представления о животном мире,
    познакомить с общей системой животных,
    особенностями их строения, жизнедеятельности.
  • Познакомить учащихся со значением животных в
    природе и жизни человека.
  • Продолжить формирование умений работать с
    литературой и живыми объектами.
  • Научить распознавать основных представителей
    местной фауны.

Материалы и оборудование.

Например, персональный компьютер, подключенный
к сети Internet, сканер, цифровой фотоаппарат,
таблицы животных.

Темы исследований учащихся.

Например, «Видовое разнообразие Омской
области и города Омска», «Изучение местной
фауны и ихтиофауны», «Изготовление буклетов по
видовому разнообразию».

Визитная карточка.

  • Примеры детских работ.
  • Критерии оценки детских работ.
  • Дидактические материалы (тесты, проверочные
    работы).
  • Автоматический подсчет баллов.
  • Список использованных материалов.
  • План применения проекта в школе.
  • Сайт проекта.

Этапы и сроки проведения проекта.

Информационные ресурсы.

Список использованной литературы.

  1. Афоризмы / Сост. Т.Г. Ничипорович.- Мн.:
    Литература, 1998.- 832 с.
  2. Земля, на которой мы живём. Природа и
    природопользование Омского Прииртышья / Под ред.
    В.Н. Русакова. — Омск: Полиграф, 2002.
  3. Казанцев И.Е., Дериглазов И.В., Кассал Б.Ю.
    Многоклеточные беспозвоночные гидробионты в
    водоемах природного парка Птичья гавань //
    Естественные науки и экология. Ежегодник. Вып. 11:
    Межвуз. сб. науч. трудов. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007.
    - С. 71-80.
  4. Кассал Б.Ю. Биоценотическая история «Птичьей
    Гавани» // Изучение экосистемы природного парка
    «Птичья Гавань»: Сб. науч. статей / Под. ред. Б.Ю.
    Кассала. — Омск: Изд-во ОмГПУ, ООО «Изд. дом
    «Наука», 2003.
  5. Кассал Б.Ю. Ещё один день в Птичьей Гавани. -
    Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. — 272 с.
  6. Кассал Б.Ю. Календарь Птичьей Гавани. — Омск:
    ОмГУ, НОК «Образование плюс», 2000. — 152 с.
  7. Кассал Б.Ю. Проведение экскурсии по теме:
    «Экология водоемов памятника природы Птичья
    Гавань» // Поисковая работа старшеклассников в
    школьных секциях НПОУ «Поиск». Методич.
    рекомендации. — Омск: Б.и., 1988.- С. 17-22.
  8. Красная книга Омской области: Животные.
    Растения. Лишайники / Правительство Омской
    области, ОмГПУ. Ответ. ред. Г.Н.Сидоров,
    В.Н.Русаков. — Омск: ОмГПУ, 2005. — 460 с.
  9. Природа и экология Омского Прииртышья:
    Хрестоматия. 6, 7, 8 кл. / Авт.-сост. Е.А. Смирнова. -
    Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007. — 54 с.
  10. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.И. Зоологические
    экскурсии — М.: Топикал, 1994. — 640 с.
  11. Соловьев С.А. Каталог птиц Омска и его
    окрестностей // Естественные науки и экология.
    Ежегодник. Вып. 10.: Межвуз. сб. науч. трудов. — Омск:
    Изд-во ОмГПУ, 2006. — С. 90-96.
  12. Чащин В.П. Рыбы Омского Прииртышья. — Омск:
    Изд-во ОмГПУ, 2003.
  13. Экология рыб Обь-Иртышского бассейна. — М.: Т-тво
    научных изданий КМК, 2006. — 596 с.
  14. IntelR «Обучение для будущего» (при поддержке
    Microsoft): Учеб. пособие. — 5-е изд., испр. — М.:
    Издательско-торговый дом «Русская Редакция»,
    2005. — 368 с.
  15. www.ict.org



Следующий: