Совершенствование навыка чтения младших школьников через информационно-ценностный подход


Совершенствование навыка чтения одна
из главных задач обучения младших школьников.
Навык чтения – это навык, которому, учат и то,
посредством, чего ученик учится. Народ давно
понял важность этого общеучебного навыка,
отразив свое отношение к чтению в пословицах и
поговорках. Вот одна из них: “На азбуке осёкся –
и цифирь не далась” Как установили ученые, на
успеваемость ученика, влияет около 200 факторов. И
фактором №1 является навык чтения, который
гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все
остальные вместе взятые. Как показывают
исследования ученых и опыт моей работы, младший
школьник, чтобы быть компетентным по всем
предметам начальной школы и в дальнейшей своей
жизни, должен читать 120-150 слов в одну минуту.
Именно в этом темпе достигается лучшее понимание
текста. Чтение 120-150слов минуту — это тот диапазон,
к которому приспособилось мышление человека и
его артикуляционный аппарат. Диктор телевидения
- пример этого. Скорость чтения его составляет в
среднем 120 слов в минуту — это и есть оптимальный
диапазон для осмысливания материала. При
определении психолого-педагогической основы
темпа чтения я опиралась на идеи ученых В.А
Сухомлинского, В.Н.Зайцева, М, И, Омороковой,
И.А.Рапопорт и других, которые вплотную
занимались проблемой становления навыка чтения,
и определили, что темп чтения должен быть
приблизительно равен, темпу разговорной речи
человека. Холерики, сангвиники говорят быстро и
читают быстро, а вот меланхолики говорят
медленнее и читают медленнее. Из этого видно, что
холерики и сангвиники могут научиться читать в
быстром темпе, а вот меланхоликам труднее.
Природа нам учителям сделала подарок,
флегматиков и меланхоликов всегда примерно в
классе 10%, а это значит 2-3 человека. Значит,
большинство учащихся могут достичь уровня темпа
чтения 120-150 слов. Но мы, учителя, должны научить
ребенка не просто читать, а воспитывать
квалификационного, вдумчивого читателя,
умеющего извлекать нравственный, эстетический
потенциал из книг. Поэтому основная цель моей
работы — это подготовка квалифицированного
читателя, ученика владеющего всем набором
навыков, необходимых для продуктивного чтения.
Чтобы воспитать такого читателя нужно решить
следующие задачи:

  • Сформировать у всех учащихся навык чтения на
    уровне, позволяющем успешно обучаться в основной
    и средней школе;
  • Сформировать вдумчивого читателя, любящего
    книгу и умеющего работать с учебной и детской
    книгой;
  • Развивать у детей способности к полноценному
    восприятию литературного чтения.

Для достижения цели и решения задач в
учебном процессе я опираюсь на технологию А. М.
Кушнира “Информационно-ценностный подход в
обучении чтению”.

Технический признак технологии -
чтение со “звуковым ориентиром” и слежение
глазами за этим ориентиром. Это часто можно
встретить в домашних условиях, когда взрослый
читает вслух, а ребенок следит по книге. В школе
“звуковым ориентиром” служит живой голос
учителя или голос, записанный на магнитофон.

Работа по совершенствованию навыка
чтения начинается с чтения – рассматривания
книги. Это ведущий метод подготовки
квалифицированного читателя. Хотя наряду с этим
методом сохраняет своё значение и метод живого
слова в самых различных формах: чтение вслух,
наизусть, беседы, рассказы, пересказы, игры,
конкурсы, инсценирование и т.д.

Начинающего читателя-первоклассника
надо приучить рассматривать книгу с обложки. При
составлении плана работы с книгой я опиралась не
только на систему работы А.М. Кушнир, а
синтезировала её с методическими идеями Н.Н.
Светловской и, руководствуясь ими, я выделила три
структурные единицы:



  • умение думать до чтения;
  • умение думать во время чтения;
  • умение думать после чтения.

ПЛАН РАБОТЫ С КНИГОЙ


1.Автор книги.

2.Заглавие
книги.


3.Издательство.


4.Художник.




5.Тема.


6.Основное содержание.

1) Умение думать
до чтения.


7.Новые
сведения.

9. Герои.

8.Поспорю.

10.Особенности

языка

2) Умение
думать над
книгой в
процессе
чтения

3)Умение
думать
после чтения.

Работу по “совершенствованию навыка
чтения младших школьников через информационно –
ценностный подход” я осуществляю ступенчато.

Работу по “совершенствованию навыка
чтения младших школьников через информационно –
ценностный подход” я осуществляю ступенчато.

* Первый шаг к обучению — это подготовка
зрительного анализатора, а выражается она в том,
что глаза читающего находятся в том месте,
которое сейчас, вот сию минуту звучит. Ребенок
глазами и движением указательного пальца
одновременно со звучанием движется по строке. И
это движение нужно довести до автоматизма.

* Следующий шаг – это я предлагаю
ученику читать шепотом вместе с диктором.
Вначале этой работы многие дети только успевают
произносить с диктором окончания слов, но потом
они успевают читать полностью слова. На этом
этапе у некоторых детей затруднения и чтобы не
нанести ущерб желанию читать, нужно, чтобы
ребенок как можно дольше читал шепотом для себя.

К громкому чтению одновременно с
диктором переходят постепенно все, но каждый в
свой срок и основным остается содержание текста.
Следует обратить внимание на то, что слабые
ученики не мешают двигаться вперед сильным, а
сильные не создают из слабых ситуации неуспеха.
Все слишком заняты: интересный сюжет, звуковой
ориентир постоянно поддерживает ритм работы,
слабые достаточно хорошо понимают содержание,
что позволяет им активно участвовать в его
обсуждении и быть успешными при оценке
понимания.

* Следующий шаг – это
совершенствование выразительного чтения,
овладение интонацией, эмоциональностью.
Интонация, культура чтения закладывалась и на
предыдущих этапах – эталонным чтением диктора,
то есть у детей уже сформировалась ориентация на
выразительное чтение.

Однако лишь теперь, когда звучание
приблизилась к скорости 120-130 слов в минуту,
появляется возможность специально
сосредоточить внимание на этом аспекте умения
читать. Сменяя друг друга, цепочкой дети читают
вслух вместе с диктором по 2-3 минуты, подражая
всем нюансам произношения.

На этом этапе, как правило, завершается
формирование мотивационной основы чтения. Уже
сложилась установка читать вслух, только
красиво, ведь из практики урока были совершенно
исключены слоговое и механическое чтение.



В это время дети начинают чаще ходить в
библиотеку и получать домашнее задание прочесть
то или иное произведение и поделиться с
товарищами. На уроке я лишь выясняю кто, по мнению
ребят, прочел самую интересную книгу, и поощряю
детей за рассказы друг другу о прочитанных
книгах.

* Далее скорость звучания звукового
ориентира должна быть 150-160 слов в минуту, когда
ребенок только успевает следить, но
проговаривать не успевает, специально отбиваем
работу артикуляционного аппарата.

В жизни человек извлекает информацию в
основном, читая про себя. А читать вслух надо
только тогда, когда есть благодарные слушатели.

В настоящее время в нашей школе
несколько компьютерных классов и мультимедийных
установок, поэтому уроки провожу с
“компьютерной поддержкой”. Систему работы по
“Совершенствованию навыка чтения младших
школьников через информационно – ценностный
подход” нельзя полностью реализовать без
контроля и системы измерения результатов.

Осуществляемый учителем контроль –
это важный этап процесса выработки навыка
чтения. В руках учителя он является важным
средством формирования мотивации учения,
эффективности всей учебной деятельности и,
следовательно, средством формирования личности
ребенка. Именно об этой стороне работы учителя
прекрасно сказал В.А. Сухомлинский в книге
“Сердце отдаю детям”, “Живительным воздухом
для слабенького огонька жажды знаний является
только успех ребенка в учении, только гордое
сознание и переживание той мысли, что я делаю
первый шаг вперед, поднимались по крутой
тропинке познания. Если ребенок не видит успехов
в своем труде, огонек жажды гаснет, ребенок
теряет веру в свои силы, застегивается, образно
говоря, на все пуговицы, становится
настороженным, ощетинивается, отвечает
дерзостью на советы… или еще хуже: чувство
собственного достоинства у него притупляется, он
свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет
способностей”.

Требованием учебного процесса
наиболее соответствует способ подсчета
прочитанного в словах за время 1 минута. Замер я
провожу на незнакомом тексте. Детям с
ослабленным воображением можно разрешить
вчитываться в текст.

При проверке чтения вслух, а особенно
про себя, я совмещаю контроль скорости чтения (1
минуту) с проверкой понимания, чтобы
предупредить опасность бессмысленного чтения.

Контроль понимания текста провожу в
виде тестирования. Вопросы для этого составляю в
количестве 10 штук, по содержанию текста. Это
могут быть высказывания вопросительные,
утвердительные, провокационного характера и
предусматривающие ответ “да” или “нет”.
Учащиеся отвечают письменно в специальных
блокнотах.

Перед тестированием даю установку –
ответ полностью мысленно проговаривать, а в
блокноте ставить “да” “+”, “нет” “-”.

Если ребенок ответил (например) на 8
правильных ответов то К (коэффициент) понимания
составляет 0,8 или 80%, если на 10 вопросов правильно
ответил то 1 или 100%.

Критерии измерения результатов
понимания текста после одноразового прочтения
текста про себя и вслух .


“К” Понимания в %

Уровень

50-60%

низкий

70 -90%

средний

100%

высокий

В критериях достижений учащихся
применяется оценка измерения (вместо оценки
состояния), то есть определение разницы
конечного и начального состояния данного
свойства у ребенка. Оценивается только отрыв от
собственных достижений. Критерием признания
становится индивидуальный отрыв от собственных
результатов, а не от достижений других. Динамика
проводится по результатам периодических замеров
темпа чтения и понимания: ежемесячная
“прибавка” скорости чтения должна составлять
не менее 5-20 слов.

Критерии измерения результатов темпа
чтения и понимания выпускника начальной школы по
3 уровням (условно)


Уровень

Критерии темпа
понимания

Высокий

120-200 слов в минуту вслух и про
себя. Сознательное, углубленное понимание
текста.

Средний

90-120 слов в минуту. Понимание
содержание текста

Низкий

70-90 слов в минуту. Частичное
понимание текста.

Результаты работы по данной системе.

  1. Дети начитаны, с широким кругозором,
    чтение мотивированно, сознательно.

  2. Дети способны оценивать произведение
    на уровне формы и содержания.

  3. Их оценка отличается
    самостоятельностью суждений и
    аргументированностью.

  4. Они хорошо овладевают навыками
    устной и письменной речи.

  5. У детей хорошая память, устойчивое
    внимание.

  6. Учащиеся имеют высокий темп чтения
    “вслух” и “про себя”.

  7. Совершенствование навыка чтения
    младших школьников по данной технологии
    исключает неправильный психомоторный опыт и тем
    самым возможность формирования навыков,
    тормозящих дальнейшее развитие чтения (это
    регрессия, малое поле зрения, артикуляция).




Следующий: