Составить план поэмы мцыри Исходя из этого, работу над поэмой…

составить план поэмы мцыри

  • Исходя из этого, работу над поэмой можно построить так. 1. Самостоятельное чтение поэмы дома. 2. Первый урок: работа в группах над проблемными вопросами (учитель выступает в роли консультанта) . 3. Второй урок: семинар, отчет групп о возможных решениях по данным проблемам, обсуждение в классе (учитель является организатором обсуждения) . 4. Третий урок: самостоятельная письменная работа учащихся (учитель выступает в роли эксперта) . На первом уроке учащиеся произвольно делятся на группы, учитель при необходимости вносит корректировку, исходя из двух посылок: 1) в каждой группе 5 — 6 участников; 2) в каждой группе есть потенциальный лидер 2 . Группы получают «Рабочую карту урока» (см. приложение) 3 и индивидуальное задание. Проблемный вопрос дается группе с учетом состава участников и сложности вопроса. Вопросы подобраны таким образом, чтобы участники каждой группы должны были 1) работать с текстом в целом; 2) работать аналитически с отдельными структурными частями текста. Вопросы 1. Поставьте поэму «Мцыри» в ряд других известных вам стихов поэта. Проведите аналогию, обоснуйте каждый случай. 2. Почему Лермонтов сменил эпиграф поэмы (сначала была французская пословица «Родина бывает только одна»)? 3. Как построено художественное время в поэме? Почему мы заранее знаем, что произойдет с героем? 4. Что видел Мцыри на воле? 5. Что значит для Мцыри жить ? 6. Какую роль в поэме играет пейзаж? Как он изменяется и почему? Пять-шесть минут можно отвести на организацию работы в начале урока и на завершение ее в конце с выставлением в рабочей карте самооценки и оценки группы. Остальное время полностью посвящено работе в группах. Учащиеся 1) обсуждают проблему; 2) выдвигают гипотезу и ищут подтверждение ей в тексте, отмечают необходимые фрагменты; 3) ведут запись ключевых мыслей и выписывают страницы, где отмечены «доказательства»; 4) в случае необходимости консультируются с учителем; 5) составляют план сообщения- доклада на семинаре. Учитель по мере необходимости индивидуально консультирует каждую группу, ориентируясь на прогнозируемое содержание семинара. В конце работы каждая группа сдает «Рабочую карту урока». В ней 1) записан вопрос, над которым работала группа; 2) состав участников; 3) самооценка каждого участника; 4) оценка каждого участника с точки зрения группы. Самооценка и оценка даются по точным критериям, указанным в карте. Второй урок строится как семинар с элементами дискуссии. Порядок обсуждения таков: 1) первым от группы высказывается назначенный учителем ученик; 2) далее дается возможность по желанию высказаться всем участникам группы с добавлениями или комментариями; 3) последними получают возможность возразить, добавить, исправить участники других групп; 4) в заключение учитель подводит итоги обсуждения данного вопроса, и с помощью учителя и отчитывающегося ученика все учащиеся делают в тетради записи по данному вопросу. Примерное (прогнозируемое) содержание этих записей таково. Вопрос первый. Поэма «Мцыри» ассоциируется (связывается, соотносится) — по психологическому состоянию одиночества героя со стихами «Парус», «На севере диком… «, «Листок», «Утес», «И скучно и грустно… «; — по мечтам героя о Родине со стихами «Тучи», «Родина», «Завещание», «Сон»; — по мятежности, мужеству, воинственности героя со стихами «Парус», «Песня про царя Ивана Васильевича… «; — по взаимоотношениям героя с природой со стихами «Когда волнуется… «, «Горные вершины… «, «Тучи»;
  • 1.Кавказских кинжал как символ вольности. 2.Дух свободы в поэме Мцыри. 3.Трагический сюжет поэмы. 4.Образ Грузии. 5.Образец мировой культуры.

Следующий: