Состав воды. Химические свойства воды. 8-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,39 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели.

  • Ознакомить с качественным и количественным
    составом воды.
  • Продолжить умение пользоваться химическим
    языком и формирование представления о связи,
    состава, свойств и применении вещества.
  • Продолжить работу по формированию умений
    применять ранее изученные теоретические
    положения к объяснению состава и свойств воды,
    владеть химическим языком, составлять формулы и
    уравнения химических реакций, характеризующие
    химические свойства воды.
  • Показать роль воды для жизнедеятельности
    организмов, значение ее в природе.
  • Оборудование:

    модель молекулы воды; металлы:
    натрий, медь, магний; вода, фенолфталеин; 3 стакана
    (литровые), металлическая ложечка, спиртовка,
    магнитофон, компьютер, диски.

    Ход урока

    1. Организационный момент. (Слайд 1)

    2. Решение задачи на вывод формулы воды. (Слайд 2)

    Задача: Элементарный состав вещества
    следующий: массовая доля водорода – 11,8%, массовая
    доля кислорода – 88,2%. Выведите химическую
    формулу (один учащийся решает на доске, остальные
    в тетрадях).

    После решения проверяем задачу.

    Н : О = 11,8/1 : 88,2/16 = 11,8 : 5,6 = 2 : 1

    Формула Н2О (вода)

    3. Слово учителя:

    Сегодня на уроке мы начнем
    знакомство с замечательным веществом – “вода”.
    Изучим ее состав и свойства.

    Откройте тетради и запишите тему урока. (Cлайд
    3)

    (Музыка “Шум прибоя”)

    Казалось бы, что мы все знаем о воде, но до сих
    пор она преподносит загадки одна сложнее другой.

    Известный русский геолог академик
    А.П.Карпинский говорил, что нет более
    драгоценного ископаемого, чем вода, без которой
    жизнь невозможна. Водная среда включает
    поверхностные и подземные воды. Поверхностные
    воды в основном сосредоточены в Мировом океане,
    содержащем около 97% всей воды на Земле (если
    распределить воду ровным слоем, то она покроет
    Землю толщиной 3000 метров), на суше содержится
    небольшая часть воды – 2,6%. Причем из этой воды
    большая часть недоступна (ледники, снега,
    грунтовые воды). Только очень малая часть всего
    влагозапаса (0,014%) доступна людям.

    Хочется отметить, что есть много районов на
    Земле, где воды катастрофически не хватает, в
    других местах она потеряла свои ценные качества
    и стала непригодной из-за неразумной
    деятельности человека. В связи с эволюционной
    теорией, жизнь на Земле зародилась в воде. Она
    считается первичной средой для эволюции
    органического мира и входит в состав всех живых
    организмов. Общая масса воды, содержащейся в
    живых организмах, составляет около 2500 кубических
    километров.

    Итак, вода: (Cлайд 4)

    а) молекулярная формула (учащиеся называют и
    записывают);

    б) относительная молекулярная масса (вычисляют:
    на доске 1 ученик, остальные в тетрадях);

    в) структурная формула: показываю
    шаростержневую модель молекулы воды, по модели
    определяют валентности кислорода и водорода. По
    валентности составляют структурную формулу.



    (Cлайд 5)

    Вопрос классу:

    В каких агрегатных состояниях
    может находиться вода?

    Учащиеся называют. (Диск: глава 4 “Химическая
    термодинамика”, модель 4.7. “Агрегатные
    состояния воды”.)

    (Слайд 6)

    Сообщение учителя:

    есть еще одна загадка
    воды. Если было бы абсолютно чистое озеро, то
    можно было бы скользить на коньках. Вода образует
    прочную пленку. Загадок воды много и на все
    вопросы еще нет ответов.

    (Слайд 7)

    Есть ли вода на других планетах?

    (Сообщение
    учащегося)

    (Слайд 8, 9)

    Вспомним, как происходит круговорот воды в
    природе

    (смотрим на экран). (Диск: модель 10.1.
    Круговорот воды и загрязнение окружающей среды)

    В этой модели схематично показано важное
    природное явление – круговорот воды. Вы видите,
    как нагревание моря солнечным излучением
    приводит к образованию облаков из водяных паров,
    затем к выпадению осадков и возвращению воды в
    море с помощью рек.

    А при загрязнении окружающей среды вы видите,
    что загрязнение вносятся как при выбросе в
    атмосферу агрессивных веществ в процессе работы
    предприятия и электростанций, так и при сбросе в
    реки и другие водоемы неочищенных промышленных
    стоков.

    (Слайд 10)

    Слово учителя:

    продолжим беседу о воде, о ее
    роли в живых организмах. (Сообщение учащегося)

    (Слайд 11, 12)

    Продолжает учитель:

    а сейчас мы перечислим физические
    свойства
    воды: агрегатное состояние, цвет,
    запах, температуру кипения и замерзания.

    (Слайд 13, 14)

    ,

    Вода – химически активное вещество, она
    взаимодействует со многими веществами. Самое
    общеизвестное, видимое из таких взаимодействий
    – растворение веществ в воде. Вода является
    наиболее универсальным растворителем, т.е. в ней
    хорошо растворяются многие вещества.

    Любая природная вода представляет собой
    раствор, в котором содержатся различные соли,
    газы и другие вещества.

    (Слайд 15, 16)

    Рассмотрим химические свойства воды.

    Вода взаимодействует с металлами: демонстрация
    опыта:
    в 3 литровые стаканы с водой опускаем
    кусочки металлов с разной активностью: натрий,
    магний, медь.

    Что вы наблюдаете?

    Беседа, выводы: вода взаимодействует с
    металлами по-разному.

    (Учитель знакомит с “Рядом активности
    металлов”, помещенным на форзаце учебника). В
    этом ряду металлы расположены в порядке
    уменьшения их химической активности. Все металлы
    можно разделить на 3 группы: активные (начинаются
    натрием, кончаются магнием) они реагируют с водой
    без нагревания, менее активные (магний – свинец)
    они реагируют с водой при нагревании и металлы,
    которые с водой не взаимодействуют (ртуть –
    золото).

    Продукты реакции можно обнаружить индикатором,
    например, фенолфталеином: там, где малиновое
    окрашивание, там щелочь.

    Запишем уравнения реакций.

    (Записывают уравнения реакций в тетрадях)

    (Слайд 17)

    4. Подведем итоги урока.

    Сегодня на уроке мы изучили состав воды,
    физические и химические свойства.

    (Слайд 18)

    Беседа по вопросам.

    Из каких элементов состоит вода?

  • Перечислите физические свойства воды.
  • Как вода взаимодействует с металлами?
  • Значение воды в жизни человека.
  • (Слайд 19, 20)

    5. Домашнее задание:

    §29, решить задачи №1, 2.

    Выставление оценок учащимся.




    Следующий: