Состав кислот. Соли

I. Состав кислот. Соли.

Образовательные задачи:

Знать состав кислот, солей;
Определение кислоты и соли.
Уметь составлять химические формулы солей,
давать им название, сравнивать по составу
кислоты и соли.

Воспитательные задачи:


Продолжить формирование
диалектико-материалистического мировоззрения
учащихся.
Содействовать трудовому и эстетическому
воспитанию учеников.
Формировать умение работать в коллективе, где
развиваются чувства товарищества,
доброжелательности и требовательности к себе и
своему товарищу.

Развивающие задачи:


Развивать познавательный интерес и
эмоции школьников, уметь выделять главное,
сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

Образцы кислот и солей.

Ход урока:

1. Учитель знакомит учащихся с темой
урока и его задачами, с порядком проведения
урока.
2. Изучение новой темы.

Состав кислот.

Кислоты – это одни из важнейших
продуктов химической технологии, которые
находят широкое применение. Чтобы разумно
использовать вещества, прежде всего необходимо
знать их состав, строение и свойства.

Составьте уравнения химических
реакций железа с соляной кислотой и серной
кислотой. Вспомним один из способов получения
водорода в лаборатории.

К доске выходит ученик и составляет
уравнения химических реакций. Класс помогает ему
в ответах.

Кроме соляной и серной кислот
существуют еще большое количество различных
кислот (смотрим и работаем с таблицей № 1)

Учитель демонстрирует на столе
кислоты,


Таблица № 1

Формулы некоторых кислот и кислотных
остатков.

Название кислоты

Формула кислоты

Кислотный остаток и его валентность

Название соли

Соляная кислота

НСl

С1 —

Хлориды

Серная кислота

H2SO4

SO4 =

Сульфаты

Сернистая кислота

Н23

SO3 =

Сульфиты

Азотная кислота

НNО3

NO3 -

Нитраты

Ортофосфорная кислота

Н3РO4

РO4 =

Ортофосфаты

Сероводородная кислота

H2S

S =

Сульфиды

Угольная кислота

Н2СО3

СOз=

Карбонаты

Кремниевая кислота

Н2SiO3

SiO3
=

Силикаты

Бромоводородная кислота

НВr

Br —

Бромиды

Фтороводородная кислота

HF

F -

Фториды

Иодоводородная кислота

HI

I —

Иодиды

Фронтальная беседа с классом:

Теперь посмотрите на формулы кислот.

  1. Из чего состоят кислоты?
  2. Дайте определение — что такое кислоты?
  3. Теперь посмотрим на уравнения химических
    реакций железа с соляной и серной кислотами. И
    даем полное определение кислотам.
  4. Как узнать валентность кислотного остатка?
  5. Посмотрим на уравнение химической реакции
    взаимодействия железа с кислотами и ответим на
    следующий вопрос: Разрушаются кислотные остатки
    в ходе химических реакций?

II. Классификация кислот.

По составу кислоты делят на
кислородосодержащие и бескислородные, а по числу
содержащихся в них атомов водорода, способных
замещаться на металл, — на одноосновные,
двухосновные и трехосновные” Ученики работают с
таблицей № 2.



Таблица № 2

Кислоты

Бескислородные

Кислородсодержащие

HCl, HBr, HY (одноосновные)

H2S (двухосновная)

HNO3 (одноосновная),

H2SO4 (двухосновная),

H3PO4 (трехосновные)

III.
Закрепление изученного материала.

1. Выполним работу №1 по группам: 1 ряд –
1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа.

Цель:

Сформировать умение определять
валентность кислотного остатка по формуле
кислоты.

1. В приведенных формулах кислот
подчеркните кислотный остаток, обозначьте
римской цифрой величину его валентности:

Задание 1 группы

  1. азотная кислота – НNО3
  2. серная кислота – H24
  3. ортофосфорная кислота – НзРО4
  4. метафосфорная кислота – НРО3

Задание 2 группы

  • сероводородная кислота – H2S
  • хлорная кислота – НClO4
  • соляная кислота – НС1
  • мышьяковая кислота – Н3АsO4
  • Задание

    3 группы

  • сернистая кислота – Н23
  • бромоводородная кислота – НВr
  • кремниевая кислота – Нг8Юз
  • пирофосфорная кислота – Н4Р2О7
  • 2. Проверьте правильность ответов
    внутри группы.

    3. Проверяем правильность ответов
    каждой из групп.

    IV. Изучение
    новой темы.

    1. Соли, состав, название.

    А) Состав солей.

    В результате взаимодействия металлов
    с кислотами образуются соли. Вспомним реакцию
    железа с кислотами.

    FeCl2, FeSO4.

    Дайте определение соли?

    Демонстрируем образцы солей.

    Б) Название солей.

    Класс работает с таблицей № 1.

    В) Составление формул солей.

    2. Что такое валентность химических
    элементов?

    V. Закрепление изученного материала.

    Работа 2 (по группам)

    1 ряд – 1 группа,
    2 ряд – 2 группа,
    3 ряд – 3 группа.

    Цель:

    Выработать умение составлять
    формулы солей по валентности металла и
    кислотного остатка.

    1. Заполнить клетки таблицы формулами
    солей, образованных указанными кислотами и
    металлами.

    2. Под формулами солей укажите их
    названия.

    Задание № 2 для первой группы

    А)

    Формула металла

    Формула кислоты

    HCl

    H2SO4

    HNO3

    H3PO4

    K (I)

    Al (III)

    Б) по названию составьте формулы солей:
    сульфид натрия, карбонат кальция, силикат калия,
    нитрат хрома (II)

    Задание № 2 для второй группы

    А)

    Формула металла

    Формула кислоты

    HCl

    H2SO4

    HNO3

    H3PO4

    Ag (I)

    Cu (II)

    Б) по названию составьте формулы солей:
    иодид кальция, сльфит калия, силикат лития,
    сульфат хрома (III).

    Задание 2 для третьей группы

    А)

    Формула металла

    Формула кислоты

    HCl

    H2SO4

    HNO3

    H3PO4

    Fe (II)

    Fe (III)

    Б) по названию составьте формулы солей:
    карбонат натрия, бромид магния, сульфид калия,
    сульфат марганца (II).

    3. Проверьте правильность ответов
    внутри группы.

    4. Проверяем правильность ответов
    каждой из групп.

    VI. Домашнее задание:

    § 32. Состав и классификация кислот.

    § 33. Состав, название солей.

    Учебник: Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г.
    Химия. 8 класс средней школы. М.: Просвещение., 1993г.

    VIII. Подведение итогов урока.

    Учитель объявляет оценки классу и
    отдельным ученикам.




    Следующий: